Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Круговорот воды
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
12 ноября 2008 года, 14:35
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
О том, что такое круговорот воды в природе, мы знаем еще со школьной скамьи. А что такое круговорот воды на промышленном предприятии? Очень полезный с экологической точки зрения процесс.
Память воды
Кто бы мог подумать, что небольшой пруд-накопитель, расположенный на окраине Талнаха, неподалеку от обогатительной фабрики, связан с другими аналогичными водоемами на «Надежде», НОФ, никелевом и медном заводах. Замкнутая система оборотного водоснабжения, принятая на Норильском комбинате, предусматривает обмен технической водой между подразделениями по системе гидротранспорта. Так что, если, как утверждают ученые и экстрасенсы, вода имеет память, то в этом пруду она очень многое помнит: почти весь технологический цикл получения металлов.
– На ТОФ и НОФ все стадии рудоподготовки связаны с водой, – рассказывает  начальник участка складирования металлосодержащих материалов и оборотного водоснабжения ТОФ Валерий Берковский. – Измельчение, флотация, сгущение – везде необходима вода. Чтобы минимизировать количество свежей воды, поступающей из реки Норильской, на предприятиях НПР используют оборотную воду.
Пруд невелик, площадь всего 61 тысяча квадратных метров – несколько футбольных полей. Глубина до 8 метров. Здесь постоянно работает драга – плавучий землесосный снаряд, вычерпывающий металлосодержащую взвесь, оседающую на дно пруда. По трубопроводу, расположенному на понтонах, взвесь поступает на насосную станцию, а оттуда ее возвращают в технологический цикл. Что же касается воды, то, пройдя дополнительную очистку угольной суспензией, которая закачивается в пруд и сорбирует остаточные реагенты, она после отстоя возвращается на предприятия.
– Свежая вода используется в основном для охлаждения оборудования, – говорит начальник производственного отдела ПООФ Виталий Косенко, – но мы стремимся сократить ее потребление. Более 90 процентов технической воды используется повторно. В этот пруд попадает вода со сливов сгустителей. Процесс очистки идет в основном за счет ее естественного осветления. Металлосодержащая взвесь под действием силы тяжести оседает на дно пруда и вычерпывается оттуда земснарядом.
 
Дед Мазай с ТОФ
Пруд-накопитель не замерзает даже в сорокаградусные морозы. Это если нет ветра. Но даже при минус двадцати, если ветерок задувает, поверхность в считанные часы покрывается ледяной коркой. Тогда в пруд сбрасывают горячую воду. Так что большую часть зимы искусственное озеро сильно парит. Случаются здесь и… шторма.
– Несмотря на то что пруд небольшой, при шквальном ветре поднимается большая волна – перехлестывает понтоны, – рассказывает машинист земснаряда  Сергей Паничук. – При скорости ветра выше 12 метров в секунду дается штормовое предупреждение, и работы на земснаряде прекращаются. Ведь земснаряд – это полноценное судно технического флота, которое должно подчиняться требованиям Речного регистра.
Машинист земснаряда Сергей Баштовой рассказывает курьезный случай:
– Бывает, что на нашем земснаряде спасаются лемминги и крысы. Обычно весной такое бывает. Когда мы выбираем металлосодержащую взвесь около берега, случается, что в пруд большие пласты грунта обрушиваются. А там полно нор тундровых зверьков. Вот они десятками и карабкаются из воды к нам на «корабль».
– Как же тундровые зверьки живут по соседству с прудом-накопителем?
– А как они живут на талнахских горах, которые состоят из той же руды? Если живут, значит, с экологией здесь не так уж и плохо. А от озера тепло идет, может, им и это нравится. Зимой к нам сюда и зайцы прибегают.
 
Ледяная дамба
Тем не менее меры по предотвращению попадания  технической воды на рельеф применяются здесь серьезные.
– Выход технической воды на грунт – это ЧП. И, слава богу, такого никогда не случалось, – говорит Виталий Косенко. – У нас предприняты все меры безопасности. Отсыпана дамба длиной 850 метров. Дамба мерзлого типа с промороженным ядром. По ее гребню пробурены термоскважины. Получается, что пруд лежит в полностью ледяной оболочке. Мерзлотную обстановку мы проверяем несколько раз в год.
Все параметры работы участка оборотного водоснабжения отображаются на компьютерном мониторе в операторной на насосной станции. Машинист насосной Галина Боткина имеет полное представление о работе различных узлов и агрегатов, не выходя из операторной. Можно вывести на монитор отчет о работе насосной за любой период времени. Емкость пруда рассчитана на трое суток работы. Есть предельно допустимые максимальный и минимальный уровни воды в нем. В случае понижения уровня запасы воды поступают сюда с «Надежды» или с НОФ, в случае повышения – перераспределяются по системе гидротранспорта в другие накопители.
Экологические нормы ужесточаются с каждым годом. В течение нескольких лет на ТОФ был внедрен целый ряд технологических мероприятий для увеличения объемов использования оборотной воды. Так, в 1998 году на одну тонну переработанной руды допускалось использование 0,92 кубометра свежей воды, остальное должна была составлять оборотная. За 10 лет норма стала жестче в три раза. В 2008 году допускается использование только 0,31 кубометра свежей воды. Это хорошие результаты.
Машинист Галина Боткина отслеживает ротацию оборотной воды
Над прудом-накопителем стоит туман
Земснаряд – полноценное судно, подчиняющееся требованиям Речного регистра
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск