Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кривое отражение
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
23 мая 2013 года, 17:29
Текст: Илья ПОЛЯКОВ
Надо сказать, что изданная на русском языке в 2012 году книга Нобелевского лауреата по литературе Мо Яня “Страна вина” – совсем не новая. Написана она аж 20 лет назад, но переведена на русский только в прошлом году.
“Страна вина” – гротескная сатира на реалии современного Китая, а если, как говорится, экстраполировать, чем любят заниматься современные критики, то сатира и на весь мир.
Не все просто
Что же это за страна вина? Если быть кратким – натурализм, граничащий с абсурдом. Вот цитата из книги: “Я – политический и идеологический работник партии, разве я могу пропагандировать идеализм? Я – материалист с головы до ног. “Материя первична, сознание вторично” – эти слова золотом вышиты на боевом знамени, которое я всегда высоко нес и буду нести. Сперма тоже материальна, хоть она и продукт экстаза, и, если следовать той же логике, разве не относится к материальному и яйцеклетка?”
Подобные выводы в стране, где господствует материализм, вполне закономерны. А материализм, доведенный до абсурда, объявляет материальным все. Страна вина – это страна тотального “победившего материализма”. И в ней естественно нет места “духовности” идеализма, духовности христианства, духовности просвещенного Запада, и потому нам она кажется бездуховной.
Однако это не была бы книга о Китае, если все было бы так просто. В книге есть и более древний пласт традиционного китайского мировоззрения – китайская мифология. Западные критики постоянно забывают, что в Китае, да и вообще в Азии, не было никакого Христа, и, когда первые миссионеры прибыли в Поднебесную, она была очень старой и очень мудрой державой. А мифология – это не очередная религиозная конфессия.
Мифология – особый, очень земной, очень естественный (связанный с естеством) взгляд на вещи, не лишенный между тем собственной, “взращенной землей” духовности. У западной культуры тоже был когда-то такой период – мировоззрение древних греков, однако  очень скоро ему на смену пришли чистые идеалы христианства.
Мифологическая духовность непременно связана с вином, вспомним культ Бахуса, и поэтому “Страна вина” Мо Яня – это  еще и отражение древнего, живущего в мифологии Китая. Но отражение – кривое, гротескное. Оно просто не может быть другим, ибо через призму двухтысячелетней истории христианства, через труды Фрейда, через чудовищные эксперименты Гитлера, Сталина, Мао Цзэдуна, через призму всего ХХ века восприятие мифологического мышления может быть только искаженным. Гармоничная, естественная мифология неизбежно превращается в жуткого мутанта, пожирающего, подобно Сатурну Гойи, своих детей. И потому “Страна вина” кажется нам абсурдным сновидением, таким страшным, что хочется кричать, и все же таким близким к нашей бедной, бездуховной реальности.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск