Креативность и чувство долга
ОБРАЗОВАНИЕ
2 марта 2011 года, 12:42 Текст: Марина БУШУЕВА
|
В Норильске состоялась открытая конференция качества образования “Стратегия развития современной школы”. В ней приняли участие сотрудники управления образования, директора школ и их заместители.
– Вместо понимания – зубрежка, вместо интереса – принуждение, вместо духовного воспитания – наказание. Такова наша сегодняшняя школа – эти слова прозвучали в докладе специального гостя конференции – кандидата психологических наук, профессора Российской академии естествознания, лауреата золотой медали “Элита российского образования” Валерия Дюкова. Для того чтобы изменить ситуацию, и были задуманы новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). С нового учебного года они вводятся в начальной школе. Естественно, что эта тема стала главной на конференции. Специалисты норильского управления образования, а также руководство пилотных школ, где уже действуют новые стандарты, поделились опытом и рассказали коллегам о наработках в новых стандартах. – Новые стандарты предполагают смещение акцента с получения знаний на компетенцию. Это значит, что учитель новой школы должен не только научить читать, писать и считать, но и развить у ученика креативность и критическое мышление, воспитать чувство долга, научить доверять людям и многому другому, – отметил Валерий Дюков. Но вот как этого добиться? Группой ученых и педагогов под руководством Дюкова было проведено исследование “Учитель для новой школы”. Оно было признано лучшим пособием по педагогике в России за 2010 год. В ближайшее время начнется его апробация, в том числе и в некоторых школах Норильска. – Что значит учитель для новой школы? Это прежде всего учитель с другим сознанием, владеющий всеми механизмами нового образовательного стандарта. Изменение сознания и есть главная сегодняшняя задача и проблема, которую невозможно решить за один год, – говорит Валерий Дюков. Но перед образованием стоит и множество таких важных задач, как развитие дистанционного образования, что достаточно актуально для Норильска с его погодными условиями, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Но, как отметил столичный гость, скорость передачи информации посредством Интернета в Норильске остается очень низкой. Как всегда, актуален и материальный вопрос в сфере образования. – Например, здоровье школьника, о котором сегодня так много говорится, требует вложения денег. Не только школы, но и родителей, – говорит Валерий Дюков. – Что уж говорить о материально-технической базе, которой сегодня должно обладать каждое учебное учреждение. В Москве и Санкт-Петербурге на образование выделяются огромные деньги из федерального бюджета, но до Норильска, как и до других небольших городов, к сожалению, доходят гораздо меньшие средства. Но, несмотря на это, академик отметил хороший уровень подготовки норильских учителей. – Одно то, что в вашем городе проходит такая конференция, говорит о высоком уровне осознанности управления образования. В силу тех или иных причин все норильские учителя имеют свои рабочие программы. А это одно из обязательных требований новых стандартов. В целом же по России таких учителей 15–20%. Им будет достаточно сложно на первом этапе. Норильских педагогов, посетивших конференцию, интересовали различные вопросы. Естественно, ряд вопросов связан с изменениями, которые коснутся старшеклассников при введении новых образовательных стандартов. – Слишком рано волноваться по поводу образовательных стандартов для старшей школы. До 2020 года далеко. Когда начнется их внедрение, еще очень многое изменится. Меня удивляет дискуссия по поводу старшей школы, в то время как самая главная проблема находится не там и не в начальной, а в средней школе. И это то направление, куда сегодня необходимо обратить взор, – отметил гость. Впрочем, на это еще есть время. Новые стандарты для средней школы начнут действовать с 2015 года. |
0 | Твитнуть |