Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Корюшка пошла
Подробности
27 апреля 2010 года, 13:43
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Денис КОЖЕВНИКОВ
Власти Дудинки в панике – на Енисее пошла корюшка. Именно поэтому провести традиционные соревнования по ее ловле городской комитет по физкультуре и спорту решил раньше, чем в предыдущие годы, – чтобы успеть.  Принять участие в этих состязаниях пригласили и корреспондентов «Заполярного вестника».
Лед да совет
Вопрос, каким образом выдвигаться на лед Енисея, для дудинцев не стоял. Они просто погрузились в пассажирский КамАЗ-вездеход и отправились на лед. Проблема заключалась в другом: куда именно ехать. Место проведения рыбалки никто не мог назвать до самого отправления, и не потому, что это было интригой соревнований. Просто рыбы хотелось всем, а в какое место выехать, чтобы не остаться совсем без улова и, соответственно, без призов, народ терялся в догадках. Перед отъездом даже обратились за советом к местному рыбному авторитету, занимающему, кстати, один из серьезных постов в местной администрации. Совет получили. И осторожно стали выкарабкиваться на лед в районе ледовой переправы в местный аэропорт.
Перед выездом на реку норильским журналистам, вызвавшим своей японской легковушкой усмешки бывалых, любезно предложили пересесть в вездеход. Отказываться не стали, и, подпрыгивая на ухабах енисейского зимника, все вместе двинулись к  противоположному берегу, чтобы вдоль него проехать еще ниже по течению и отыскать себе рыбное место.
Уже через десять минут дороги, разглядывая как на ладони Дудинку с красными «морковками» собственного флота «Норникеля» у причалов, мы с удивлением увидели целые лагеря, раскинувшиеся на льду Енисея. Здесь кучно пестрели палатки, снегоходы, легковые и грузовые автомобили и даже фанерные домики. Промеж этого стихийного кемпинга во льду торчали многочисленные удочки в лунках. То и дело среди, на первый взгляд, праздно шатавшегося народа возникало бурное оживление.
В нашем КамАЗе заерзали на сиденьях и заволновались – корюшка идет. Как у всяких азартных рыбаков, засвербило непреодолимое желание тут же вырваться из железного чрева машины и начать ловить, ловить, ловить… Но мы ехали выбирать себе рыбное место.
Наконец после очередного «ледового поселения» машина свернула с зимника и остановилась. Высыпав на лед, рыбацкая братия схватилась за буры и пешни, ринувшись сверлить лунки. И тут мы увидели нашу «японку», пристроившуюся в колее за вездеходом. Ее водитель тоже поддался рыбацкому азарту и рванул за грузовиком на лед. «Да что ж я, не рыбак, что ли, тем более машина у меня не полноприводная», – едва ли не с обидой говорил водитель Женя, оглядывая своих собратьев на легковушках, припаркованных вдоль зимника в одном ряду с вездеходами.
Бурить лунки во льду  пришлось неожиданно долго. Вдруг оказалось, что имевшиеся в наличии буры, по выражению одного из участников этой экспедиции, «не просто бийские, но еще и короткие». В общем, пройти лед насквозь в этом месте не хватало длины бура – пришлось просить подлиннее у соседей. Единственное, что успели сделать все и сразу, – надеть на грудь номера участников соревнований. Так и бегали по Енисею с одним буром на всех, зато с номерами на груди.
Между тем по соседству за перевернутыми в качестве укрытия от ветра нартами снегохода корюшка ловилась если не полным ходом, то уж не позволяла отходить от лунок их счастливым обладателям точно. Ребята ловили в две руки, взяв по одной удочке в каждую, и были настолько захвачены промыслом, что даже не стали возражать, когда номера участников соревнований попутно натянули и на них. Пока изнемогавшие от нетерпения участники соревнований изо всех сил дырявили лед, здесь поймали уже по три-четыре рыбки.
 
Хорошо идет
В соседнем становище лов корюшки шел своим чередом еще со вчерашней пятницы. Говорят, рыбак рыбака видит издалека, а норильчанина вообще за версту распознать можно. Слесарь «Энерготеха» Александр Соболев с утра за три часа надергал корюшки уже целый ящик – около 50 штук, плюс попавшийся налим. И это только начало. В компании одного из наших старых знакомых – диспетчера рудника «Октябрьский» Александра Арефьева – трофеев побольше: со вчерашнего  вечера они не только наловили корюшки себе и остальным, но и преуспели в ловле налима.
Арефьев делится секретами этого нехитрого дела. На большой крючок с грузилом надевается, например, голова той же корюшки и опускается на самое дно. У Александра леса с наживкой ушла на глубину 22 метра. Периодически он ее дергает, а глупый налим думает, что это в иле на дне барахтается умирающая рыба, и кидается за добычей. Вот таким образом компания горняков руками диспетчера Арефьева и надергала штук пять здоровенных налимов.
– Вообще, у местных жителей налим считается сорной рыбой, – говорит Арефьев. – Еще бы! Кроме нее здесь ловится омуль, чир, нельма, сиг, даже таймень – кому тут налим нужен! А между тем у него, как у представителя семейства тресковых, очень ценная печень. «Печень трески» – видели консервы? – и наш собеседник с ловкостью препарирует только что выловленную рыбину, дабы продемонстрировать ценность ее печени… Знания и умения специалиста мы оценили по достоинству.
 
Во всем виноваты водолазы
Собственным секретом ловли корюшки поделился с журналистами и слесарь-ремонтник ПО «Норильскэнергоремонт» Михаил Комельков, рыбачивший тут же. (Складывалось впечатление, что рыбачье сообщество в акватории Дудинского порта и близлежащего бассейна реки представлены всеми подразделениями Заполярного филиала компании.) Михаил ездит на рыбалку в Дудинку как минимум лет двадцать пять. Во всяком случае, он был свидетелем того, как все начиналось в 1984 году.
Тогда у дизельного ледокола «Капитан Драницын», водившего по Северному морскому пути в Дудинку караваны с грузами для Норильска, вышел из строя гребной винт. Ремонтировать его под лед спустились водолазы и, к собственному удивлению и всеобщей радости, обнаружили под водой несметное количество корюшки. Скоро весть о дудинских рыбных запасах стала достоянием не только жителей Таймыра, но и прогремела на всю страну фотографией с обложки журнала «Огонек».
– Да… – мечтательно улыбаясь, вспоминает Михаил Комельков. – Тогда рыба ловилась на голый крючок, чуть ли не сама из лунки выпрыгивала. Но мы все равно изобретали для ловли всякие хитромудрые снасти – крючки подбирали, самодельные блесны до зеркального блеска шлифовали.
Точно – на крючок тогда нанизывали просто красную тряпочку. А  колбасу, мясо или, скажем, глаз самой корюшки – так, для очистки совести. Ибо рыба действительно не только сама бросалась на голый крючок, поймать ее можно было за хвост или брюхо по причине плотности косяка.
Методы лова корюшки сегодня изменились ненамного – все то же мясо на тех же блеснах. Только блесны теперь уже не самопальные, а фабричные в изобилии ассортимента. Да и корюшка то ли не такая уже дура, чтобы самой лезть на крючок, то ли стало ее меньше.
Как бы то ни было, в подтверждение своей удачливости земляки позвали нас отведать свежеприготовленной ушицы не без участия, как говорится, налима. В багажном отсеке легковушки-универсала развернулась настоящая кухня. На этих площадях норильчане накрыли «поляну» с примусом, где и сготовили себе горячий обед с первым, вторым, третьим, десертом и прочими составляющими полноценного стола. Запахи – на всю округу! Но воспользоваться гостеприимством горняков нам было недосуг, поскольку на нашей спортивной площадке затевался старт соревнования.
 
Палатка за пять корюшек
Спортсмены должны были состязаться один час. Но поскольку столько же ушло на пробуривание лунок, зачетное время продлили до двух часов. За это время самый удачливый сумел поймать шесть штук и получить за это зимнюю палатку. За второе место и, соответственно, пять выловленных корюшек обладатель рыбы получил термос, третье место принесло участнику рюкзак. Отдельного приза удостоился тот, кто поймал в зачетное время первую рыбку. Ее он и будет теперь вспоминать, обладая карманным фонариком.
Дудинские спортсмены, отловившись в зачет соревнований, погрузились в КамАЗ и отбыли домой хвастаться добычей. Кое-кто, впрочем, остался, считая, видимо, улов, выловленный в зачетное время, слишком неубедительным доказательством своей рыбацкой удачливости. Остались и те два рыбака за перевернутыми нартами от снегохода – отдали надетые на них номера и принялись рыбачить дальше. Мы тоже двинулись по зимнику домой, в полной мере ощутив и понюхав, почем фунт рыбы. В конце концов, дома в тот день тоже ждали соревнования – «Лыжня «Норильского никеля».
Ловля в две руки
Арефьев налим
Лед насквозь
Жизнь на льду
0

Читайте также в этом номере:

Обогнули экватор (Сергей МОГЛОВЕЦ)
И свет нам, и вода (Лариса ФЕДИШИНА)
Мания виртуальности (Ален БУРНАШЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск