Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Коммунальные беды и победы
ОДИН ДЕНЬ С...
18 марта 2009 года, 10:39
Фото: Александр ГРИШИН
Текст: Елена ПОПОВА
Не проходит и недели, чтобы кто-то из жителей не позвонил в редакцию с жалобами на коммунальников. Возмущаются качеством обслуживания и нерадивостью работников обслуживающих организаций. Сами коммунальники считают: это – мнение субъективное, а вот долги населения, не позволяющие своевременно осуществлять ремонт жилищного фонда, фактор объективный. Только перед ООО «Талнахтехсервис» задолженность составляет около 320 миллионов рублей.
– У нас тоже каждый день с ругани начинается, – признается мастер сантехнического участка ООО «Талнахтехсервис» Андрей Платов. – Жильцы возмущаются, сталкиваясь с какой-либо проблемой. Ничего не хочу сказать, мы далеко не идеальны, но… Коммунальники стараются делать все, что в их силах. С другой стороны, немало проблем возникает по вине самих жильцов.
На предложение корреспондентов провести один день с мастером Платов соглашается сразу:
– Подъезжайте. Посмотрите на проблемы «изнутри». Нашими глазами.
 
«За вами должок!»
– Марина, что со сварочником?...
На часах – начало десятого. Хлопает тяжелая дверь нежилой квартиры на первом этаже. Сантехник в робе и сапогах заглядывает к Платову. Мастер разговаривает по телефону.
– Да он все четыре провода соединил в один узел. Теперь удивляется, что искрит! – возмущается Платов. – Когда подойдет? После обеда?
Платов кладет трубку.
– Сварочник отремонтировали как попало, – объясняет он нам с фотографом, а потом смущенно улыбается: – Мне сейчас надо мужиков на объекты отправить. Подождете немного?
В соседней комнате слышатся мужские голоса, потом грохот  сапог по коридору… Пока есть время, я осматриваюсь вокруг. Обстановка брутальная: потертая мебель, бумаги на столе, журнал выполнения заданий… Привычного атрибута любого рабочего места – компьютера у мастера нет. Зато есть книги. Я читаю названия: «Справочник мастера-сантехника», «Строительство в условиях вечномерзлых грунтов», «Справочник хозяйственного руководителя»…
– Стараюсь покупать литературу, которая может пригодиться по работе, – в комнату заходит Платов. – Вот эту книгу – «Технология металлов», – показывает он, – я еще с института с собой вожу (Платов закончил Ташкентский авиационный институт по специальности «Самолетостроение». – Авт.).
– А то, что компьютера у мастера нет… Как бы вам нагляднее объяснить?
Он открывает ящик стола и достает оттуда пухлый талмуд.
– Здесь у меня списки всех должников… Вот! – наконец Платов находит то, что искал. – Долг квартиросъемщика – 344 тысячи рублей. Пенсионер живет в трехкомнатной квартире один, с ним прописаны дети, хотя там в реальности не проживают… Думаете это исключение? В числе должников, что удивительно, встречаются вполне приличные люди, некоторые даже занимают высокое положение… Вот как с ними бороться?
Вопрос риторический. Феномен двухсоттысячного Норильска, коммунальные долги которого в два раза превышают задолженность миллионного Красноярска, не раз поднимали местные и краевые СМИ. Воз и ныне там.
– У некоторых долги по 200 тысяч, – продолжает Платов. – О стотысячных я вообще молчу – это почти 20% по участку. В среднем у каждого подъезда задолженность около миллиона рублей. А у некоторых и того больше, – Платов перелистывает очередную страницу. – Например, двухподъездник – 58-й дом по улице Игарской – задолжал нам 2 248 000 рублей. Как вы думаете, есть у нашей обслуживающей организации возможность купить мастерам компьютеры? После закупа оборудования на карандаши и то не хватит!
– По этой же причине в свое время перестали ставить в квартирах «медь»?
– «Медь» довольно дорогостоящий вариант, хотя в условиях Севера, пожалуй, наиболее оптимальный. Так же как и «нержавейка», хотя мы и на нее перейти не можем. Понятно, через несколько лет система окупит себя, но сейчас-то где на это деньги взять? Пластиковые трубы… Они дешевле. Но здесь другая проблема: качество их порой оставляет желать лучшего. У нас было несколько случаев, когда «пластик» не очень хорошо себя показал при эксплуатации… Хотя на материке эту технологию уже лет пятнадцать назад начали использовать.
 
Днем с огнем не сыщешь
Справедливости ради стоит отметить: некоторыми техническими новинками коммунальники все-таки обзаводятся. Недавно каждый участок «Талнахтехсервиса» получил в пользование по сварочному аппарату. Платов с воодушевлением открывает небольшой чемоданчик. Мы удивляемся: и это – сварочник?
– Весит всего три-четыре килограмма, – мастер осторожно достает новенький желтый агрегат и кивает в угол мастерской: – В то время как эти, старые, весят килограммов 40–50…
Электроникой уже научились пользоваться все работники участка.
– Сварочником создается хорошая дуга, – объясняет нюансы мастер. – Для российских электродов особенно хорошо подходит. А вот этими электродами, – показывает он, – даже неспециалист сможет работать.
Слышать такое только поначалу странно. Со сварщиками у мастера, как выясняется, проблема.
– Был у нас раньше классный специалист, – вздыхает Платов. – Он две трубы состыковывал и варил… Почти на слух. Со временем человек понял, что все в этом мире просто: сделал работу качественно и хорошо – соответственно и заработал. Решил освоить еще пару специальностей. Получил «корочки» слесаря аварийно-восстановительных работ, стал универсалом. А через некоторое время… подыскал себе другое место. Теперь работает на «Таймырском», хорошо зарабатывает. После этого мы по договору другого сварщика взяли. Тоже классный специалист, но… Через полгода он уезжает на материк. Опять же, возраст… Есть работы, которые ему выполнять тяжело. Через некоторое время снова встанет проблема: где искать специалиста?
 
Надо знать себе цену
В штате у Платова три сантехника (еще семь вакансий открыто). Плюс четыре подсобника. Кадровый голод все коммунальные организации испытывают постоянно, однако предлагаемые Норильским центром занятости вакансии сантехников по-прежнему открыты. Главная причина – маленькая зарплата.
– За январь, к примеру, короткий месяц, начисление у сантехника четвертого разряда составило около 17 тысяч рублей. Если вычесть налог, квартплату, у некоторых – алименты, – перечисляет Платов, – что останется человеку на жизнь? Тысяч десять.
У подсобников начисление еще меньше – 8600 рублей.
– К нам тут из центра занятости четыре месяца один ходил, – продолжает Платов. – Сварщик пятого разряда. Мы радовались, «корочки» ему помогли получить. Проработал он у нас… один день. А потом исчез. Через двадцать дней я его нашел дома. В состоянии – сами понимаете… Он дверь открывает и спрашивает: «Что, уже на работу надо идти?». Я ему отвечаю: «Уже не надо».
– А у постоянных ваших работников таких проблем не случается?
– Что вы! – машет руками Платов. – Они знают, чем это чревато. Увольнением. Сделает потом этот работник три круга по Талнаху… А кто его на работу возьмет? Возвращается назад. Только уже не в штат, а договорником, подсобником… На минимальную зарплату. Все с нуля. Для остальных такие ситуации весьма поучительны.
– А если жильцы предлагают договориться с вашим работником «за бутылку»?
– Сегодня в каждой обслуживающей организации есть прейскурант цен на услуги. Это гораздо выше стоимости «бутылки», и я своим работникам постоянно повторяю: «Вы должны знать себе цену. Если вы сами себя не уважаете, как к вам будут относиться другие?» Работа здесь муторная, грязная. Люди, которые ею занимаются, по тем или иным жизненным обстоятельствам оказались на дне. Дальше им падать уже некуда. Надо подниматься.
 
Откройте: сантехники!
В воздухе распространяется едкий запах, визжит болгарка. Снова телефонный звонок.
– Мужики заготовки делают, – поясняет мастер и берет трубку: – Платов. Вы знаете, что у вас под квартирой течет? Под вами огромная наледь. Разводку меняли?
Он записывает фамилию квартиросъемщика, его место работы и контактные телефоны. Потом поворачивается к нам:
– Одевайтесь. Я вас сейчас по участку проведу. Покажу «ужасы нашего городка».
На улице морозно. Платов наметанным глазом осматривает свое хозяйство. Оно не маленькое – 21 дом, 55 подъездов. Он останавливается около одного. Под домом ¬ громадные ледяные сталактиты.
– Человек, с которым я сейчас разговаривал по телефону, – объясняет мастер, – живет в квартире на первом этаже, под ней наледь. Выяснить причину мы долгое время не могли – писали жильцу записки, а в ответ тишина. Слава богу, наконец объявился… Вообще, доступ в квартиры – самая большая наша проблема, – сокрушается мастер. – Люди бросают жилье. Или уезжают в длительные отпуска. Коммунальникам вскрыть квартиру не так просто.
Новых нормативных актов, позволяющих это делать, у работников обслуживающих организаций нет. Последний документ датируется 1997 годом.
– Бывали случаи, когда хозяева квартиры подавали на ЖЭУ в суд. А прокурорская проверка потом подтверждала: действия коммунальников были правомерны. При вскрытии мы обязательно приглашаем понятых, коменданта, милицию.
Что тоже нелишне. Мастер припоминает случай из своей практики. Две недели заливало магазин. Когда вскрыли квартиру, оказалось, вода бежит в ванной. Там же обнаружили труп хозяина. Сердце…  
– Часто жильцы первых этажей не пускают сантехников в квартиры, – продолжает развивать тему Платов. – Не дают работать. Ответ один – у нас все нормально. Решайте проблемы у тех, кто вас вызывал. Неужели люди не понимают, что в многоквартирном доме все взаимосвязано?
– Наверное, жильцы беспокоятся, что будет испорчен дорогой ремонт, – высказывает напрашивающуюся саму собой мысль фотограф Саша.
– Если по нашей вине в квартире что-то случится, работники будут платить из своего кармана. Они это знают. Уже прошли те времена, когда коммунальники относились к чужому имуществу безответственно. Другое дело, что психология у норильчан, мягко говоря, странная. Никому ничего не нужно. Какое там ТСЖ! Здесь никто даже соседей своих не знает. Не говорю уже о тех, кто живет этажом выше или ниже. Но хотя бы соседей по площадке!.. Говорят, раньше здесь все было по-другому. Не знаю. Я в Норильске с 97-го года и все это время вижу, как силен менталитет временщика. Пофигизм. Такого отношения к жилью на материке нигде не увидишь.
 
Куда течет река?
Мы уже побывали под одним из домов. Поднялись на чердак. Пробираться вглубь, где Платов собирался показать нам какие-то трубы, выходящие на кровлю, я не стала. Зато у меня появился повод задуматься: а ведь это регулярно приходится делать женщинам-мастерам. Платов единственный среди них мужчина в «Талнахтехсервисе».
Наш провожатый неожиданно останавливается на улице. Задумчиво отходит куда-то в сторону.
– Вот здесь, где я стою, – кричит нам Платов, – метровая яма. Очевидно, подземный ручей на пути дома находится, из-за этого началась деформация здания. Знаете, как удивительно было услышать недавно на курсах, что дома должны стоять 80–100 лет… В наших условиях, конечно, ресурс намного ниже. Сказывается не только климат, но и система очистки воды, и многие другие факторы. А сколько моментов изначально не учли строители! Такое впечатление, что наши дома проектировали где-нибудь в Африке. Или в Средней Азии…
За домом №15 по улице Дудинской мы увидели ручьи другого происхождения. На трубопроводе НТЭК – свищи, из-за чего парные реки уже давно стекают под дом. Куда направляется водный поток дальше – понять сложно.
– Комиссия из УНСОФ приезжала, все в курсе, – хмурится Платов. – Решением проблемы занимаются. Правда, быстро это сделать не удастся. Чтобы устранить течи, нужно останавливать ТЭЦ. Что это означает в наших условиях – сами понимаете…
– Мастер делает обход каждый день? – уточняю я.
Платов качает головой.
– Есть график осмотра домов, – и добавляет: – Пойдемте, покажу вам еще что-нибудь, а материально-технический отчет уже вечером напишу. Все равно с вами день потерял…
К работе на объекте надо подготовиться
Утро у мастера Андрея Платова начинается со звонков жителей
Парные реки, талнахские берега...
0

Читайте также в этом номере:

Ну вот и всё! (Яна АНДРЕЕВА)
Заслужили. Признанли (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Пять лет до премьеры (Ален БУРНАШЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск