Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как и чему научить
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
25 марта 2009 года, 11:55
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
«Современная школа – это безопасная во всех смыслах, здоровая школа». Высказывание главы администрации Алексея Текслера на вчерашнем зональном совещании по реализации приоритетных национальных и краевых проектов в образовании можно было бы принять как эпиграф ко всему разговору, который вели руководители Министерства образования и науки Красноярского края, регионального института повышения квалификации работников отрасли, директора образовательных учреждений Норильска.
Предваряя основной доклад, заместитель министра образования и науки Красноярского края Андрей Лученков сказал: «Мы понимаем специфику, присущую северным территориям». Но заострять внимание на норильских и дудинских реалиях не стал, поскольку специфику предполагалось обсуждать не на пленарном заседании, а во время работы целевых групп.
 
Не наше место
Тема зонального совещания сформулирована так: «Обеспечение современных и безопасных условий в муниципальных образовательных учреждениях края». По сути, задача эта решается через приоритетный национальный проект и краевую программу «Дети». На чем же акцентировал внимание заместитель регионального министра? На освоении средств – 82 миллиона из федерального бюджета и 10 миллионов из краевого, отпущенных в прошлом году на стимулирование инновационных школ. На том, что в крае не прижилась новая система оплаты труда, в результате комплексный проект модернизации образования в нашем исполнении провалился. Андрей Лученков оказался очень строгим «экзаменатором»: из 25 пунктов проекта преобразований не выполнено всего три. Но в региональном министерстве посчитали, что четвертое снизу место среди регионов России, внедряющих комплексный проект модернизации, есть место позорное. Красноярскому краю здесь нужно отвоевывать передовые позиции.
Говоря о том, что регион худший из территорий по внедрению новой системы оплаты труда, Андрей Лученков посчитал, что причинами тому явились инертность и осторожность отдельных чиновников и педагогов. Однако, заключил заместитель министра, новая система поощрения труда педагогов пришла, и другой она уже не будет. В том смысле, что со временем система может меняться только в лучшую сторону.
Проблематичным оказалось достичь еще одного показателя – выдержать среднюю численность старшеклассников. Министерство заявило 72 человека, получилось – 59. Это значит, что в десятых и одиннадцатых классах по школам края учится меньше юношей и девушек, чем планировалось. Вечные российские эксперименты дали результат: возвращение от трехлетнего начального образования к четырехлетнему привело к тому, что во многих школах сегодня нет девятых классов. Соответственно, не сформированы профильные классы для учеников старшей ступени, наполняемость школы меньше и так далее. Норильск не исключение.
243 (20,3%) школы в Красноярском крае не имеют централизованного водоснабжения, 362 (30,2%) – работают без канализации, 338 (28,2%) – не имеют спортзалов, а 13 процентов учителей физкультуры не получили специального образования, в 375 (31,7%) школах нет нормально оборудованного пищеблока. 33 школы находятся в аварийном состоянии. Такие данные приведены в докладе «Федеральная и краевая политика в образовании». Они иллюстрировали раздел «Российская школа не должна быть ветхой».
 
Площадка для инноваций
Общее образование – это платформа, на которой в немалой степени строится образование профессиональное. О перспективах развития этой сферы говорила Ольга Никитина, заместитель регионального министра образования и науки, до недавнего времени руководившая краевым агентством  профессионального образования.  В прежнем качестве Ольга Никитина бывала в Заполярье. По приглашению компании «Норильский никель» участвовала в научно-практической конференции «Современная система кадрового обеспечения промышленных предприятий: опыт, проблемы и перспективы». И вчера на зональном совещании поставила горно-металлургическую компанию в пример как работодателя, развивающего частно-государственное партнерство в сфере подготовки кадров.
В Красноярском крае 200 тысяч студентов вузов, учащихся техникумов и профессиональных лицеев. По этому показателю регион занимает второе место в Сибирском федеральном округе.
В нашем городе, по мнению Ольги Никитиной, очень удачно прошла реорганизация профессионального образования. Эта сфера представлена Норильским индустриальным институтом, о качестве подготовки специалистов в котором хорошо известно в крае, тремя учебными заведениями среднего профобразования и четырьмя – начальной профессиональной подготовки. Край, по заверению заместителя министра, намерен вкладываться в норильские колледжи и лицеи. В регионе создаются 20 базовых центров профессионального образования. Один из них сегодня откроют в Норильском профессиональном училище №105.
Владимир Черепков, директор этого учебного заведения, рассказал корреспонденту «ЗВ»: «В 2006 году мы  набрали две целевые группы. Готовили горнорабочих очистного забоя, электрослесарей, газоэлектросварщиков. Почти все ребята сразу трудоустроились на предприятия Заполярного филиала. Те, кто ушел служить в армию, получили сертификаты, гарантирующие им работу после демобилизации. Ресурсный центр базового училища компании станет основой для дальнейшей подготовки молодежи по целевым программам».
Официально он называется «Центр целевого заказа «Норильского никеля» по приоритетной отрасли экономики добывающей и перерабатывающей промышленности». Разумеется, центр оснащен самым современным оборудованием, чтобы молодые норильчане могли получить навыки в избранной профессии. Речь идет о проходчиках, крепильщиках, подземных горнорабочих и горнорабочих очистного забоя, электрослесарях. Молодые северяне, которые выбрали металлургическую отрасль, могут стать плавильщиками, электролизниками, огнеупорщиками. Со следующего года училище начнет готовить обогатителей. Причем это будут многопрофильные специалисты.
 
Общее образование, общая заинтересованность
По данным краевого Министерства образования и науки, на региональном рынке труда сегодня нужны прежде всего рабочие. Потребность в них составляет 74,2 процента. В то время как половина выпускников школ получают высшее профессиональное образование. Привлекательность рабочих профессий до последнего времени была почти равна нулю.
Но жизнь – лучший «корректор». Ольга Никитина привела такие данные: в прошлом году многие выпускники вузов вынуждены были пройти переобучение. 50 человек, например,  получили профессию сварщика и нашли себе достойную работу. Однако такое положение вещей не должно превращаться в систему. Слишком дорого учить человека сначала в институте, потом – на более низкой ступени профобразования. В то время как на рынке труда остаются незаполненными многие вакансии. Система общего и профессионального образования должна работать в тесном контакте. Чтобы происходило именно так, в Красноярском крае создается единая информационная база данных. В краевой столице откроют  центр «Карьера и профессия», где соберут данные о самых перспективных учениках и студентах: стипендиатах, победителях олимпиад, профессиональных турниров, инновационных конкурсов. Приходите, работодатели, выбирайте. Это научная и рабочая элита.
Подобный центр, по мнению Ольги Никитиной, стоило бы создать и в Норильске.  
Почетные гости
0

Читайте также в этом номере:

Платить за отдых не надо (Екатерина СТЕПАНОВА)
Школа жизни (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Забота о старых и малых (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Настоящий полковник (Юлия КОСТИКОВА)
Всей семьей к победе (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск