Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Им моря покоряются
МЕДИАШКОЛА
29 марта 2018 года, 14:31
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Побывать на арктическом дизель-электроходе – настоящая удача. Просто так в подобное место не попадешь. Вместе со старшеклассниками из Дудинки, которые обучаются в медиашколе Игоря Попова, мы поднялись на борт уникального судна, чтобы изучить его изнутри.
Дизель-электроход “Заполярный” поражает уже с берега: 170 метров в длину, 23 метра в ширину, высота от киля до клотика – 49 метров. Гигант и красавец водоизмещением 15 тысяч тонн. Не зря эти суда прозвали плавучими девятиэтажками. Уже возле трапа все достают телефоны и начинают фотографировать и делать селфи.
“Заполярный” сейчас стоит под погрузкой в Дудинском морском порту. Нашими сопровождающими и экскурсоводами стали капитан Дмитрий Бердников и старпом Александр Исаев. Они показали и рассказали, как устроено судно, в каком режиме и графике работает команда. Нас сводили в капитанскую каюту, на главную палубу и камбуз, в комнату отдыха и в машинное отделение.
В небольшом коридоре у входа внутрь дизель-электрохода каждому выдали бахилы, как в операционной: здесь следят за чистотой. Ведь экипаж несет службу четыре месяца подряд (потом уходит в отпуск тоже на четыре месяца, и его сменяет вторая команда). Так что судно по праву воспринимают как второй дом.
Нас, экскурсантов, 15 человек, в лифт все не помещаются, поэтому на капитанский мостик мы несколько минут поднимаемся по крутой лестнице с довольно высокими ступенями. Для человека с плохой физической подготовкой это утомительно, а члены экипажа, можно сказать, взлетают наверх – им не привыкать.
Суда высшего класса
Из капитанской рубки открывается красивейший панорамный вид на покрытый льдом Енисей, другие суда и Дудинку. От этого просто невозможно не испытать восторг, и все тут же начинают снова фотографировать, кто-то намертво прилипает к окну, а капитана и старпома буквально засыпают вопросами. Они терпеливо отвечают: управление судном полностью автоматизировано, вместо бумажных карт – электронные, информация поступает со спутника, три дизель-генератора съедают 75 тонн топлива в сутки, средняя скорость электрохода – 15 узлов, или примерно 30 километров в час.
– “Заполярный” – один из пяти контейнеровозов ледового флота “Норникеля”, – объясняет капитан Дмитрий Бердников. – Дизель-электроходы компании уникальны тем, что могут пройти по Северному морскому пути от Норильска до Мурманска без сопровождения ледокола даже в сложных ледовых условиях. “Заполярный” принадлежит к категории судов высшего ледового класса. Он способен преодолевать арктические льды толщиной до двух метров со скоростью до пяти узлов, или 9 километров в час.
Дизель-электроход “Заполярный”, как и его собратья, действительно может пробивать кормой лед толщиной до полутора метров. Но капитан поясняет, что сама по себе это формальная характеристика – многое зависит от структуры льда. На реке он достаточно однородный, сквозь него можно проходить даже при толщине два метра. А в море он подвижный, обдувается ветрами, омывается водой, часто наторошенный, в таком можно и застрять.
На “Заполярном” нас многое поражает – безупречная чистота в помещениях и даже в машинном отделении, сложная электронная начинка дизель-электрохода, его колоссальные размеры. И то, что таким гигантом управляет команда всего из 19 человек.
Нам рассказывают, что во время следования по Северному морскому пути можно наблюдать яркие и многоцветные полярные сияния. А во льдах часто попадается живность – нерпы, белые медведи. Но они редко мешают движению судна. В отличие от рыбаков, занимающихся на Енисее подледным ловом. Бывает, что приходится останавливаться и буквально прогонять их на берег, а то и перетаскивать на себе, потому что сами идти они не в состоянии.
Что такое азипод
Перед спуском в машинное отделение всех строго предупреждают: ни к чему не прикасаться и ни на какие кнопки не нажимать. Внутри машинное отделение напоминает начинку космического корабля: здесь все светлое, блестящее и снабжено электроникой.
– Сейчас мы на площадке, под которой находится азипод, прямо под нами, – говорит капитан.
И объясняет, что, собственно, называется этим странным словом. Азипод – одна из главных фишек дизель-электроходов “Норникеля”. Говоря совсем просто, это гребной винт с собственным электромотором, находящийся под водой, высокоэффективный движитель последнего поколения. Именно он обеспечивает исключительную маневренность дизель-электрохода – гигантское судно за минуту способно повернуться на 360 градусов. Мощность азипода на выходе у винта составляет 17 тысяч (!) лошадиных сил. Для сравнения: у автомобиля под капотом в среднем чуть больше сотни “лошадей”.
Само слово “азипод” – прямая калька с английского: аzipod образовано от двух слов – azimuth (“азимут”, “полярный угол”) и pod (“гондола двигателя”). Это торговая марка фирмы ABB Group, которая производит судовые тяговые управляемые установки. Изначально это, если можно так сказать, устройство было разработано на одной из финских судоверфей. Сейчас азиподы устанавливают, к примеру, на современных круизных лайнерах, но из-за дороговизны используют в судостроительстве пока еще относительно редко.
Под российским флагом
Сейчас “Норникель” – единственная в мире компания, у которой есть собственный арктический флот. В него входит шесть судов ледового класса, из них пять – контейнеровозы: “Норильский никель” (первенец), “Мончегорск”, “Талнах”, “Надежда” и “Заполярный”. Каждый из них вмещает до 18 тысяч тонн грузов. В 2010 году линейку этих судов пополнил нефтеналивной танкер “Енисей”, способный брать на борт 15 тысяч тонн газоконденсата или жидкого топлива.
Благодаря собственному грузовому флоту компания установила круглогодичное и регулярное сообщение между Мурманском, Архангельском и Дудинкой и осуществляет прямые рейсы в порты Европы и Азии.
Использование своего арктического флота – событие знаковое не только для компании, но и для всей России. Ведь сейчас, во времена поиска новых энергоресурсов, на Арктику и ее углеводородные запасы претендуют многие страны. И тем, что “Норникель” водит в арктических водах собственные суда под российским флагом и первым в истории отечественного мореплавания осуществил прямой рейс из Мурманска в Юго-Восточную Азию через Северный Ледовитый океан, компания может по праву гордиться.
 
от первого лица
Студентам из медиашколы предстоит выполнить очередное творческое задание – написать материал об электроходе. А пока они поделились своими впечатлениями с читателями “Вестника”.
Алина АНЦОВА:
– Пожалуй, самое сильное впечатление я получила от собственных, громко треснувших стереотипов. Отправляясь на корабль, я предполагала увидеть одно, но обнаружила совсем иное! Где же те суровые моряки, герои многочисленных сказок, которые ходят с трубкой в зубах, в тельняшке и с бородой? Их нет, но вместо них – молодые, веселые, приветливые ребята без бакенбард, общавшиеся с нами удивительно добродушно и приветливо, отпускавшие шуточки и комплименты. Толстые льды Арктики совсем не наложили на их лица отпечаток суровости.
Атмосфера на корабле очень дружественная, члены экипажа обращаются друг к другу просто по имени (к капитану – по имени-отчеству), не используя званий. А капитан – это вообще отдельный праздник души! Он обаял наш девичий коллектив по полной программе! Чего стоит одна только демократичная прическа с хвостиком! Он терпеливо ходил с нами по всему кораблю и подробно все объяснял, отвечал на все наши вопросы – в том числе и на самые странные и наивные. И даже свою каюту показал! Огромное спасибо, Дмитрий Николаевич!
Я поняла, что каждый человек из экипажа дорожит своей работой и любит ее. На вопрос: “Что вы делаете в свободное время?” – один из моряков ответил: “Работаю”. Они работают всегда. Во время хода судна, во время его стоянки – дел на корабле все равно полно. Даже в самых отвратительных погодных условиях эти люди вкалывают как ни в чем не бывало – уважаю таких! К тому же здесь зашкаливает уровень концентрации и сосредоточенности. Как рассказал нам старпом Сан Саныч, порой решения приходится менять на ходу, необходимо быстро ориентироваться в ситуации и сохранять хладнокровие, даже если под угрозой твоя жизнь.

Анастасия ШИТОВА:
– Нигде и никогда меня не встречали так радушно, как на ледоколе! Здесь буквально за пару часов ты погружаешься в совершено другой мир, со своими порядками, обычаями и атмосферой. Команда корабля, кажется, сама в восторге от сложившейся ситуации, ведь то, что для них обычная часть рабочей недели, для нас – нечто новое и поразительное. Здесь я впервые увидела электродвигатель выше моего роста и прачечную, как на космическом корабле, узнала, что по льду электроход движется со скоростью спортивного велосипеда, а план эвакуации на судне называется “План борьбы за живучесть”.
Как будущий электрик, я в восторге от машинного отделения! Мне также понравилась, что на стенах, по-морскому – переборках, патриотично развешаны фотографии самого корабля, в рубке стоят цветы в горшках, а в каюте капитана – декоративные свечки и всякие статуэтки. И хотя кругом куча непонятной аппаратуры, а за иллюминаторами гремят машины и портальные краны, благодаря таким милым мелочам чувствуешь себя как-то уютно, как в своей комнате дома.
Единственное, что действительно расстроило в этом маленьком приключении, – то, как мало было у нас времени, чтобы подробнее познакомиться с бытом удивительных людей, для которых судно на несколько месяцев становится домом.
 
Ирина ГАДЖИЕВА:
– На ледоколе меня поразило многое. Во-первых, мужественный, серьезный, но очень обаятельный капитан, который совсем не выглядит на свои 42 года – вот что значит свежий морской воздух!
Во-вторых, порадовало наличие сауны, хоть и небольшой, тренажерного зала и прачечной, где каждая из пяти стиральных машин предназначена для разных типов одежды.
В-третьих, оказались очень интересными рассказы членов команды о море и его обитателях. Я, например, узнала, что белый медведь, хоть и очень умное животное, не станет уступать дорогу ледоколу, потому что считает себя царем Арктики, и его приходится обходить. Как и тюленей, у которых по весне начинается окот – рождение детенышей. Здорово, что наши моряки бережно относятся к живой природе. И кстати, одно из морских правил – не бросать мусор за борт.
В целом экскурсия мне очень понравилась, я увидела все, что хотела, сделала много фотографий, мне ответили на все вопросы, и по окончании визита я даже задумалась: а может, и мне податься в какую-нибудь профессию, связанную с морем?
С капитаном Дмитрием Бердниковым
Капитан рассказывает о пульте управления – сложной электронной системе
Здесь много любопытных приборов, которые интересно рассматривать
0

Читайте также в этом номере:

Контур надежности (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Аэропорт получит газ (Марина БУШУЕВА)
За большое сердце (Полина ЛЮБИМАЯ)
Школа ТИСМЫ (Валентина ВАЧАЕВА)
Для настоящих мастеров (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Золотой юбилей (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Легко дышать в Сочи (Марина БУШУЕВА)
В ритме города (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Каким будет библиобус? (Полина ЛЮБИМАЯ)
Сыграли по-умному (Полина ЛЮБИМАЯ)
Живи, сосед! (Татьяна РЫЧКОВА)
Дружить домами (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Весна рядом (Анна РАХМАТУЛИНА)
Награда за портрет города (Валентина ВАЧАЕВА)
А вы так можете? (Марина СОКОЛОВА)
Лыжня открыта (Владислав ШУКШИН)
От истины – к победе (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск