Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
И взлет вам, и посадка
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
27 февраля 2009 года, 11:45
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Инна ШИМОЛИНА
Норильчанка покупает в кассе на материке авиабилет в Норильск. Остались только самые дорогие – за 20 тысяч рублей. Кассир недоумевает: «Женщина, зачем вы тратите такие деньги на самолет. Вам что, их не жалко? Купите билет на поезд, он намного дешевле». «Так в Норильск поезда не ходят», – объясняет покупательница. «А вы купите билет на поезд до ближайшего города, а до Норильска на автобусе доедете», – поучает кассир.
Это не анекдот, а вполне реальная история, случившаяся прошлым летом. Многим материковским жителям и невдомек, что к нам, кроме как самолетом, никаким транспортом не добраться (летом можно еще речным). Так что аэропорт – наш единственный связной с большим миром. Ежегодно он принимает и отправляет около 400 тысяч человек. В прошлом году аэропорт «Норильск» занял 36-е место по России по пассажирским перевозкам и 4-е – по грузовым.
В 2007 году закончилась реконструкция пассажирского терминала аэропорта. Его площадь увеличилась в три раза, полностью обновилась входная группа, появились новые стойки регистрации, телескопические трапы, построен зал прилета с двумя транспортерными лентами для багажа, установлены видеомониторы, отображающие информацию о прибывающих и отправляющихся рейсах, открылись кафе и бизнес-зал. Сейчас пропускная способность аэропорта составляет 600 пассажиров в час (раньше – 450). Во время отпускной кампании пассажиропоток увеличивается почти вдвое: в сутки из Норильска в среднем вылетает 2100 человек. Пик прибывающих был зафиксирован в двадцатых числах августа 2007 года – тогда аэропорт принял 3,5 тысячи человек.
Самые массовые направления – Москва и Красноярск. Летом география расширяется: прямым рейсом можно улететь в Ростов-на-Дону, Барнаул, Омск, Казань, Самару, Минеральные Воды, Воронеж и другие города.
– Востребованность того или иного маршрута определяется путем опыта, который авиакомпании нарабатывают в течение нескольких сезонов. Например, одно лето, в начале 90-х, из нашего аэропорта стали летать самолеты в Иваново, но жизнь показала, что это направление у норильчан не пользуется особой популярностью. Рейс сняли и больше не возобновляли, – объясняет начальник службы организации пассажирских перевозок Елена Побережец.
Всего в аэропортовом комплексе работает 23 службы. О большинстве из них пассажиры даже и не подозревают, поскольку перемещаются «заданным» курсом: регистрация – накопитель – посадка, при необходимости уклоняясь от него в буфет, туалет или комнату матери и ребенка. Чтобы попасть «за кулисы» аэропорта, надо иметь специальный пропуск. И мы его – с согласия руководства ООО «Алыкель» – получаем.
 
Самолеты тоже ломаются
На летное поле с разницей в пятнадцать минут садятся два самолета: ЯК-42 из Красноярска и Airbus из Новосибирска. «Иностранца» с помощью тягача буксируют к «рукаву». Потому что если такой самолет включит турбины, а они у него расположены очень низко, то все здесь посдувает.
Авиатехники уже наготове: закрепляют шасси, подводят трапы, открывают багажные люки, осматривают механизмы... Они производят полное техническое обслуживание самолетов российского типа (конструкторов Туполева, Антонова, Яковлева) и наземное – иностранных. Практически не отходят от бортов во время их полуторачасовой стоянки на поле. Иногда выполняют просьбы экипажа: например, починить сломавшееся кресло.
– Раньше иностранные самолеты – Boeing, Airbus и «СААБ-2000» – в Норильск не летали, поэтому у нас нет опыта и знаний в их техническом обслуживании. В первые рейсы Airbus в состав экипажа входил инженер авиакомпании «Сибирь», но, посмотрев, что мы справляемся с работой, летать перестал. 10 марта наши специалисты поедут учиться, после чего смогут заниматься техническим обслуживанием и иностранных бортов, – рассказывает Александр Беспалов, директор комплекса эксплуатации авиационной техники.
– Неисправности часто бывают?
– Самолеты как автомобили, тоже ломаются. Бывает, прилетел исправный, начали запускать – двигатель не работает. Перед новым годом была крупная задержка самолета как раз из-за отказа двигателя. Запчасти из-за непогоды привезли только через два дня. Мы все заменили, теперь самолет летает без проблем, вот и сегодня был в Норильске.
– В каких случаях самолеты покрывают противообледенительной жидкостью?
– При температуре от плюс пяти градусов, при наличии снежных осадков или переохлажденного дождя. Иногда это необходимо делать, если самолет долгое время простоял на стоянке и покрылся инеем. Его обрабатывают до тех пор, пока он не станет чистым, – объясняет Александр Беспалов. – Есть еще такое понятие, как «точка росы». Если она совпадает с температурой наружного воздуха, тогда самолет нужно обязательно покрывать противообледенительной жидкостью. Если ниже – то не требуется.
Этой жидкостью (она, кстати, стоит почти в два раза больше керосина) суда обрабатывают специальная техника и люди, имеющие сертификаты на этот вид работ. Ведь сначала нужно оценить состояние самолета и определить объем работы. Обычно операторы обрабатывают борт за 15–20 минут. Если стоянка была долгая и самолет успел «обрасти» инеем, то до часу и больше. Александр рассказывает, что большинство авиационных аварий в мире как раз были связаны с обледенением самолетов.
– У нас в аэропорту, – стучит он по столу, – таких случаев за мои тридцать лет работы никогда не было.
– Вы лично на каких самолетах предпочитаете летать?
– У меня есть пристрастия к авиакомпаниям, но не к типам самолетов. Мне нравится ГТК «Россия», «Минводы», «Аэрофлот». Это безупречные компании, и самолеты у них всегда в хорошем состоянии.
– Как специалист, обращаете внимание на работу самолета во время полета?
– Есть  такое, – улыбается Беспалов. – Но в моем случае это всегда было напрасно. А хотите расскажу одну историю? Она случилась, когда я еще был студентом Рижского института инженеров гражданской авиации. Летел из Харькова в Ригу. В Харькове была плохая погода, и мы два дня сидели в порту. Когда сели в самолет, были очень уставшие, поэтому сразу уснули. И вдруг я просыпаюсь от того, что не слышу шума моторов. Смотрю по сторонам – все спят. Я испугался. Растолкал соседа: «Вставай, моторы отказали!». Потом смотрю в иллюминатор: а мы стоим на летном поле, уже и пилоты покидают самолет. Оказывается, мы давно приземлились. Однако все пассажиры, включая стюардесс, крепко спят.
 
Получите касалетку
Во время стоянки самолет одновременно обслуживают сотрудники нескольких служб. Инспектора авиационной безопасности осматривают салоны: не затесались ли посторонние или вдруг кто-нибудь из пассажиров оставил свои вещи. В основном находят мобильные телефоны, видеокамеры и прочую «мелочь». Все это передается в милицию или камеру хранения, где содержится до тех пор, пока хозяин их не заберет. Потом в салон самолета поднимаются уборщицы. Эти женщины относятся к комплексу эксплуатации авиационной техники и имеют специальный допуск.
Затем на борт загружаются контейнеры с едой для пассажиров. Ланч-боксы и касалетки (горячее) готовятся сотрудниками службы сервиса в основном ночью, потому как первые рейсы начинают улетать в восемь-девять утра.
– Когда у авиакасс заканчивается рабочий день, представители авиакомпаний подают нам заявки на количество пассажиров и членов экипажа. Мы исходя из этого и готовим, – говорит начальник службы сервиса Елена Парфенюк.
Это подразделение обслуживает три аэропортовых кафе и три авиакомпании (ГТК «Россия», «Аэрофлот» и «Сибирь»). Рацион «самолетной» еды согласуется с руководством авиакомпаний дважды в год. Норильчане предлагают свой вариант меню для всех категорий пассажиров (эконом- и бизнес-класса) и экипажа самолета, а другая сторона выбирает – по набору продуктов и ценам. На московском рейсе «Аэрофлота» обед экономкласса обходится в 250 рублей, бизнес – 429 рублей, экипажа – 346 рублей. В ГТК «Россия» обед экономкласса стоит 209 рублей, бизнес – 451 рубль, для экипажа – 372 рубля. До Красноярска авиакомпании берут только холодное питание. Лететь-то недолго.
 
Булавки от сглаза
Регистрация пассажиров начинается за три часа и заканчивается за сорок минут до вылета.
– Но норильчане привыкли приезжать под конец регистрации, – говорит начальник смены службы организации пассажирских перевозок Ольга Блинова. – Они умудряются даже  приехать за десять минут до вылета и требовать посадки в самолет. «Он же, видите, вот стоит, на поле! – кричат. – Посадите меня!». А нельзя – уже и трап убрали.
– Ругаются?
–Тут клянут!
– И смерти желают, и чего хочешь, – присоединяются к разговору коллеги Ольги.
– У нас даже у всех булавочки под одеждой от сглаза прицеплены, – говорят женщины.
Их рабочий день начинается в шесть утра. Но чтобы доехать до Алыкеля (спецтранспортом), нужно встать в три часа ночи. Первые рейсы с разницей в полчаса улетают рано утром. Потом до обеда небольшой перерыв. А после – снова плотный график. В семь вечера домой. Работа через сутки. Но тут может вмешаться нелетная погода.
– Однажды мы провели здесь всю неделю, потому что замело и дорогу до Норильска закрыли. Нам уже родные говорили: «Забирайте вещи, вы выписаны из квартиры», – смеется Ольга Блинова. – У нас и средства гигиены припасены на такой случай. Самолетов нет, поэтому сидим на стойках, даем пассажирам всю необходимую информацию, ставим в билеты печати об отмене рейса.
Ольга рассказывает, что северяне редко улетают из Норильска налегке. В самолеты загружается по две тонны багажа. В основном везут на материк либо домашние вещи, либо подарки – рыбу и оленину. Самые дорогие расценки на сверхнормативный багаж у авиакомпании «Сибирь» – 300 рублей за килограмм. Но людей это не останавливает. Недавно один мужчина доплатил за свой груз почти 9 тысяч рублей.
– Бывает, что багаж теряется?
– Очень редко, – говорит Ольга Блинова. – Раньше мы наклеивали на чемоданы обычные бумажные бирки на веревочках, при загрузке они отрывались, и приходилось думать, куда же этот груз отправить. А сейчас используем самоклеящиеся ленты. Они очень надежные.
 
«Вы задержаны!»
Два года назад в аэропорту заработала система паспортного контроля, в базу которой занесены все правонарушители, находящиеся в местном и федеральном розыске. В ней порядка тысячи человек. Ориентировки поступают практически каждый день. Некоторые разыскиваемые об этом контроле даже и не подозревают. И потому испытывают настоящий шок при задержании.
– «Вы знаете, почему находитесь в розыске?» – спрашиваю я у человека, если его фамилия оказалась в базе данных. Как правило, они отвечают, что нет, – говорит Анна Лукина, младший инспектор отделения по досмотру МОБ. – Для них это неожиданность, и они искренне растерянны.
Прошедших паспортный контроль пассажиров просят раздеться. Только и слышишь:
– Женщина, снимите жилет.
– Не забывайте снимать ремни.
– Обувь – отдельно, одежду – отдельно.
То, что не обнаружит металлоискатель, найдет методом ощупывания инспектор САБ. Однажды при личном досмотре у мужчины нашли полуторалитровую бутылку пива, которую он засунул за пояс. Думал, пронесет. Ничего подобного – отобрали.
В августе 2007 года в российских аэропортах вступили в силу новые правила проведения предполетного и послеполетного досмотра, которые ужесточили порядок провоза в ручной клади любых видов жидкости, включая воду, а также гелей и аэрозолей.
– Кто-то забывает про это, хотя информация есть в билете и периодически объявляется в аэровокзале по громкой связи, кто-то специально хочет проверить, найдем мы или нет, – говорит Юлия Морозова, инспектор САБ.
Пассажиров, которые едва стоят на ногах по причине чрезмерно выпитого алкоголя, вообще могут снять с рейса. Что и делалось неоднократно. Пьянчужек сдавали на руки милиции, и они, проспавшись, улетали следующим рейсом. Разумеется, поменяв билет.
– В Воздушном кодексе прописана статья, гласящая о том, что пассажиры могут не допускаться до полета, если их состояние угрожает безопасности и здоровью их самих и окружающих людей, – говорит Сергей Ерастов, руководитель службы авиационной безопасности.
Находятся и любители пробраться через ограждение на взлетную полосу. Но все реже и реже. Последний случай произошел два года назад: сотрудники службы авиационной безопасности задержали нетрезвого парня, который пытался перелезть через забор. Он сказал, что просто хотел попрощаться с любимой у трапа.
 
«Генералят» по полной
Площадь аэровокзала огромна – 11 тысяч квадратных метров (без верхних этажей). В день уборщицы собирают от 5 до 8 мешков мусора.
– Как пройдет один рейс – триста человек, сразу выходим на уборку. Грязи и мусора после них очень много, – говорит уборщица Надежда Бондаренко. – А ночью начинаем «генералить»: моем панели, окна, полы.
Самые большие проблемы, по словам Надежды, создают пассажиры, которые портят имущество. Прошло всего-то несколько месяцев после открытия пассажирского терминала, как вандалы проявили себя во всей красе: «с мясом» выдернули перегородки в туалете, сломали замки и держатели для сумок, утащили крышки от унитазов, вырвали краны. Они оставляют на стенах автографы, курят в неположенных местах, а окурки бросают мимо урны, царапают и портят кресла, в результате чего пришлось снять 50 сидений и отправить их на покраску. Также пассажиры где попало клеят жвачку, которую не отмоешь никакими моющими средствами. Однажды сотрудники аэровокзала поймали сорокалетнего (!) мужчину, который… гвоздем царапал на стене фразу «Прощай, Норильск». Видимо, улетал насовсем и решил таким образом оставить о себе долгую память. Его оштрафовали.
– Мы долго думали, почему так происходит, почему пассажиры не портят имущество в других аэропортах, например в Домодедово и Шереметьево, и эмпирическим путем вычислили причину этой проблемы, – говорит управляющий делами ООО «Алыкель» Анатолий Брагин. – Все дело в контингенте пассажиров. На материке кто пользуется услугами авиакомпаний? Только обеспеченные люди, кто в состоянии купить себе билет на самолет. А у нас летают все – обеспеченные и необеспеченные, образованные и нет, потому что самолет – единственный вид транспорта, на котором можно добраться на материк. Вот и все.
За порядком в здании аэровокзала следит милиция. В залах установлено видеонаблюдение. Все нарушители будут привлекаться к административной ответственности. Здесь с этим строго.
Александр Беспалов: 30 лет работы в аэропорту
Авиатехники всегда наготове
Сколько пассажиров, столько ланч-боксов
Проходите на регистрацию
Нет ли чего лишнего?
После пассажиров остается много мусора и грязи
Аэропорт - романтическое место
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск