Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дороги, которые мы выбираем
5 АВГУСТА – ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА
3 августа 2012 года, 15:26
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Геннадий Локтев в отличие от героя рассказа О.Генри владеет целым семейством Боливаров.   Так он называет весь свой транспорт.  Правда, самый главный, автогрейдер,  по факту  собственность Норильской железной дороги, которую Большой Боливар чистит  и ремонтирует уже 17 лет.
Автогрейдер Локтева по нормативам отслужил не один срок, но до сих пор в строю. Вот что значит попасть в хорошие руки.
– Мы с начальником службы подъемно-транспортного оборудования Василием Форманчуком придумали откидные скребки на грейдер, чтобы не чистить замороженные пути вручную. Сначала я сделал переносное устройство, но путейцам не понравилось возиться с ним. Пришлось усовершенствовать моего Боливара.
Главная магистраль
Это не первый грейдер Геннадия Локтева. Свою самую первую самоходную машину он получил 44 года назад на руднике “Медвежий ручей”, когда с комсомольской путевкой приехал на Норильский горно-металлургический комбинат. После трех лет “Медвежки” были еще восемь в цехе механизированной снегоборьбы.  Следующим местом работы стала  Норильская железная дорога, оказавшаяся главной магистралью в жизни норильчанина Геннадия Локтева.
– Мне нравятся люди, работающие на железной дороге. Когда я только пришел, мне рассказали историю про одного из начальников дороги, связанную с нашей службой. Однажды стараниями грейдериста к нему в кабинет через разбитое окно влетел немаленький булыжник. В это время он как раз проводил совещание, и камень, к счастью, никого не задев, приземлился на столе руководителя. Так вот Михаил Дмитриевич Новгородов, предшественник Генриха Лукича Мацко, при котором на дорогу пришел я, отдал этот булыжник, чтобы его отшлифовали, оправили, и в таком виде со словами “Пострадавшему от потерпевшего” вручил камешек грейдеристу… Конечно, предварительно лишив виновника премии.
И у нас бывают разные люди, но костяк, основа, сохраняется всегда. Правда, в последнее время замечаю за молодыми, что стараются они быть поближе к начальству. Бывает, ради мелкой выгоды не гнушаются шепнуть лишнее, но я стараюсь не обращать на это внимания. Никогда не плыл по течению, но и в омут с головой не бросался.
От Норильска за сорок с лишним лет Локтев не только не устал, напротив, он благодарен северному городу за то, что многое успевает в своей жизни:
– Здесь нет ни дач, ни огородов, поэтому больше свободного времени. А я всегда был любознательным: хотел все знать, все уметь, все доводить до конца.
Один из самых известных рационализаторов Заполярного филиала долгое время вел железнодорожный и автомодельный кружки в клубе юных техников. Когда пришло время создавать музей НЖД, сам дома сделал для его экспозиции действующие модели тепловоза и дрезины.
Как поклонник всего отечественного, Локтев всю жизнь ездит на “москвиче”, сменив со временем 412-й на 2140-й. Кстати, у него есть имя – Малый Боливар. Третий – Боливарчик – велосипед “Спутник” 1953 года рождения. Именно на нем Геннадий Локтев участвует в корпоративных пробегах, ездит по выходным и в отпуске по талнахской дороге. Все Боливары в полном порядке и верой и правдой служат своему хозяину не один десяток лет. У Кулибиных по-другому не бывает.
Спасти “Родину-мать”
Своим первым отечеством  Локтев считает город Козьмодемьянск, хотя родился в Комсомольске-на-Амуре. Дело в том, что детство и юность четырех братьев и двух сестер Локтевых прошли в городке на берегу Волги, основанном самим Иваном Грозным. Со временем основной достопримечательностью Козьмодемьянска стала книжная история. Жители города уверены, что он послужил прототипом Васюков в “12 стульях” Ильфа и Петрова. Именно здесь Остап Бендер дал сеанс одновременной игры местному шахматному клубу, а потом сбежал вниз по Волге на плоту. Кстати, плотогоном начинал свою трудовую биографию козьмодемьянец Геннадий Локтев, в противоположность герою Ильфа и Петрова добившийся в жизни всего, или почти всего. Может быть, потому, что цель его была не Рио-де-Жанейро и белые штаны на блюдечке с голубой каемочкой. Не став летчиком, молодой Локтев сначала получил земную профессию тракториста-машиниста, а отслужив в армии, отправился спасать “Родину-мать”. В прямом смысле. Речь идет  о скульптуре на Мамаевом кургане в Волгограде.
– За год до открытия 52-метровая скульптура (это без постамента) начала наклоняться… Я принимал участие в возведении подпорной стены высотой 10 и длиной 160 метров. На моих глазах хрущевский рельеф на ней заменили изображением солдат, идущих в бой. К тому времени кончалась эпоха Никиты Сергеевича и начиналась брежневская. Считаю, что памятник получился соответствующим подвигу, совершенному нашим народом. Я родился за полгода до окончания Великой Отечественной войны и рос в атмосфере благодарности тем, кто воевал за свободу Родины.
После Волгограда  заехал к любимой сестре Тамаре в Чебоксары. Даже поработал  немного на текстильном комбинате, но платили там мало, и я решил попытать счастья на Севере. Помню, отец советовал взять с собой гитару, чтобы, не дай бог, не спиться… Не спился: всему есть место и время, а вот курить даже не пробовал, а народ дымит везде и всюду. Одними запретами тут ничего не сделаешь. Человек ко всему должен подходить осознанно.
Геннадий Локтев признался, что первые годы в Норильске за отсутствием аэроклуба занимался дельтапланеризмом. Но после гибели тренера в память о нем члены клуба решили больше не летать.
А два ордена лучше
Судьба наделила семейство Локтевых множеством талантов. Одна из сестер, например, великолепно поет, пишет музыку.  Заслуженная артистка Чувашской Республики Тамара Локтева давно мечтает приехать на вторую родину брата, чтобы выступить здесь с концертом. Поет и Геннадий. В фондах бывшей Норильской студии телевидения сохранились записи его выступлений на фестивалях, смотрах художественной самодеятельности.
В самом начале норильской биографии в цехе механизированной снегоборьбы был ВИА “Снегоборцы”, солировал в котором молодой Локтев. Тамара считает, что из брата получился бы замечательный исполнитель. Сам Геннадий  не любит современную эстраду и предпочитает настоящие песни, то есть народные, те, что пелись в прошлые века на Волге. Исключение он делает только для Игоря Талькова и своей сестры. Кстати, творческая натура сестры и брата проявилась в том, что они написали песню к 75-летию Норильской железной дороги. Грядущий профессиональный праздник, конечно, не обойдется без “Дороги жизни” Геннадия и Тамары Локтевых. На песню снят видеоклип, который любят показывать по ГТРК.
Если вы думаете, что работой, творчеством, спортом и туризмом жизнь нашего героя ограничивается, то вы ошибаетесь. Этот человек уже прадедушка. У Геннадия Михайловича четверо успешных детей, правда, от двух браков. Вторая жена, Ольга, встретилась ему не сразу, но эта встреча компенсировала издержки первой скоропалительной женитьбы.
– У нас все совпадает. Любим и не любим одно и то же. Живем как будто вчера встретились. Даже не заметили, как дочь невестой стала. У Настеньки такие же васильковые глаза, как у ее мамы. Всю жизнь о таких мечтал.
Так и живут, не чувствуя климатических и прочих издержек Заполярья, так как считают, что самое важное – не где жить, а с кем и как.
И главное. Машинист автогрейдера участка службы подъемно-транспортного оборудования Норильской железной дороги Геннадий Локтев указом президента награжден орденом Дружбы. За достигнутые большие трудовые успехи. Так написано в указе. Кроме этого, статут ордена предполагает активную деятельность творческого характера. За это Геннадию Локтеву можно было бы дать еще один орден.
Этот человек – любой технике друг
Самое главное – не где жить, а с кем и как
Для музея Норильской железной дороги машинист автогрейдера Геннадий Локтев сделал действующие модели тепловоза и дрезины
Сначало было небо
Геннадий Локтев на своем Боливарчике участвует в каждом корпоративном велопробеге
“А может, я не такой уж простой грейдерист?”
0

Читайте также в этом номере:

Крепкая династия (Валентин ПАХОМОВ, ветеран труда России)
Время ремонтов (Андрей СОЛДАКОВ)
За мусор – еще строже (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Кусочек лета на подоконнике (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА)
Чего изволите? (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА)
Сказка о камнеломке (Владимир ЭЙСНЕР)
Стремительный взлет (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск