Что дешево пассажиру – убыточно казне
ДЕЛА ДЕПУТАТСКИЕ
29 ноября 2010 года, 15:21 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
Когда утром, днем или вечером вы стоите на остановке в ожидании автобуса, а нужный вам транспорт все не идет и не идет, вы думаете о чем угодно, только не о муниципальной программе пассажирских перевозок. Между тем она разрабатывается на каждый финансовый год и даже на среднесрочную перспективу и имеет целью обеспечить удобный проезд горожан по всем районам Норильска и на промышленные предприятия НПР. Муниципальный перевозчик – Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта – обслуживает 18 маршрутов и финансируется из местного бюджета с учетом невозмещаемых убытков предприятия.
В уходящем году такие убытки НПОПАТ исчисляются в размере 56,7 миллиона рублей. Субсидия на компенсацию выпадающих доходов составила 252 миллиона 811 тысяч рублей. В 2011–2012 годах казенные вложения по этой статье составят 427 миллионов 499 тысяч рублей. Почти на 45 миллионов рублей снизятся они в 2013 году. Эти цифры прозвучали в докладе начальника городского управления экономики, планирования и экономического развития Аллы Фешиной на депутатской комиссии по городскому хозяйству. На прошлой неделе парламентарии рассматривали трехлетнюю программу пассажирских перевозок в Норильске.
Бюджет платит Сразу надо оговориться, что низкий уровень дохода предприятия связан с уменьшением пассажиропотока, активизацией коммерческих перевозчиков (хотя они, по данным депутатов, забирают только 10–15 процентов пассажиров), нехваткой в НПОПАТ кондукторов, недокомплектом водителей и рядом других причин. В числе которых и низкие тарифы. При планировании доходов на год нынешний экономисты принимали в расчет стоимость одной поездки в муниципальном автобусе 24 рубля. Однако в крае на двухрублевое повышение цены билета не согласились, пришлось НПОПАТ оказывать услуги населению по ценам 2009 года. С ними же предприятие войдет и в следующий год. Даже если на совещании в Красноярске, назначенном на первые дни декабря, тарифы пересмотрят в сторону увеличения, вряд ли билеты в городских автобусах подорожают уже с 1 января. Краевые и федеральные власти в сегодняшних политических условиях совсем не заинтересованы в возникновении социальной напряженности. Хотя надо заметить, что в крае подняли на два рубля стоимость проезда в маршрутках. Экономические реалии заставляют власти принимать непопулярные решения. Разумеется, социальный взрыв не нужен и норильской администрации, и все-таки экономисты надеются, что разрешение на повышение стоимости одной поездки будет получено. Сейчас в муниципальном транспорте норильчане покупают билет за 22 рубля при средней себестоимости поездки 38 рублей. Это внутри районов. Из Норильска в Талнах и Кайеркан билет должен бы стоить рублей 50, но обходится пассажиру в те же 22 рубля. Расход вынуждена покрывать городская казна. Попробуем оптимизировать Муниципальный транспорт убыточен во всех городах. Вопрос – насколько. И насколько эффективно работают перевозчики в предлагаемых обстоятельствах? На депутатской комиссии по городскому хозяйству озвучили такие данные: в нынешнем году НПОПАТ потерял 3,3 миллиона пассажиров (замечу, что строгий учет фактического количества отсутствует по причине нехватки кондукторов) и “недобегал” 600 тысяч километров. Вряд ли в следующем году недоимки станут меньше. Как заметил депутат Андрей Самохин, “чем хуже работает НПОПАТ, тем больше получает из муниципального бюджета. И пусть жители об этом знают”. Обсуждая программу пассажирских перевозок на ближайшие три года, члены депутатской комиссии интересовались у представителей НПОПАТ техническим состоянием автобусного парка, ремонтной базы, квалификацией водителей. И согласились, что для привлечения на предприятие квалифицированных кадров нужен материальный стимул. В муниципальной программе записано, что со следующего года зарплата водителей повышается на 20 процентов, а в целом по предприятию – на 17 процентов. Депутаты документ утвердили, поручив администрации Норильска до 1 мая разработать новые схемы маршрутов “с целью их оптимизации и экономии бюджетных средств”. Перед началом летних каникул комиссия по городскому хозяйству вернется к вопросу организации муниципальных перевозок. Окончательное решение по обсуждавшейся на комиссии программе на 2011–2013 годы примет сессия горсовета 14 декабря. |
0 | Твитнуть |