Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Бегущая по проводам
АКТУАЛЬНО
14 июля 2010 года, 13:08
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В XXI веке сделать человека беспомощным очень легко – достаточно лишить его электроэнергии. Каждый, у кого дома хоть раз отключали свет из-за аварии или ремонта, понимает, что больше суток без электричества в современной квартире делать нечего. Любой наш электроприбор, включенный в розетку, соединяется проводами с мощной энергосистемой, которую обслуживает ОАО “Норильско-Таймырская энергетическая компания”.
Недавно НТЭК завершила одну из масштабных и важных реконструкций на воздушных линиях электропередачи.
Владимир Копылов, начальник управления капитального строительства ОАО “НТЭК”, раскладывает на столе огромные листы. Это схемы реконструкции. Разобраться в них может только специалист.
– Этот проект реализуется с 1993 года, он был рассчитан на то, чтобы повысить надежность электроснабжения Дудинки и морского порта, а также дудинских предприятий и аэропорта Норильск, – рассказывает Владимир Копылов. – Линии, снабжающие эти участки электроэнергией, были построены еще в 50-х годах прошлого века на деревянных опорах. Из-за высокой степени износа этих опор и изменения технических требований к высоковольтным линиям электропередачи (ЛЭП) проект предусматривал строительство новой линии (ВЛ-110 кВ) на металлических опорах.
– Реконструкция шла в несколько этапов?
– Да, было несколько этапов. Начинали работу еще наши предшественники из АО “Норильский комбинат”. Отправной точкой была Дудинка. Дальше ЛЭП прошла через станцию Вологочан, которая расположена посередине между Дудинкой и Норильском, и до Кайеркана. Первый пусковой комплекс введен в эксплуатацию в 2004 году. Второй, уже относящийся к зоне ответственности ОАО “НТЭК”, был сдан в августе прошлого года. Сейчас сдаем третий – до конца лета акт ввода  объекта в эксплуатацию должен быть оформлен. Таким образом, между Дудинкой и Норильском построена новая линия электропередачи класса напряжения 110 киловольт общей протяженностью 89 километров. Протяженность последнего участка, которым мы и завершили проект, – 25 километров.
– Сколько у НТЭК всего линий такого класса напряжения?
– В Норильском промышленном районе таких линий – 654 километра.

Множество нюансов

– Почему понадобилось так много времени на реализацию проекта?
– Это связано со сложностью строительства воздушных линий электропередачи вообще и на Севере в частности. Кроме того, прежде чем приступить к строительно-монтажным работам, надо выполнить очень много подготовительных мероприятий: провести инженерно-геологические изыскания, сделать государственную экспертизу проектной документации, принять проект, на месте проверить каждый метр трассы, ландшафтную характеристику. Здесь ведь учитывается абсолютно все: мерзлотные условия, геологические процессы, гидрология и многие другие факторы. Потом, для строительства воздушных ЛЭП нужно значительное количество техники – для земляных и свайных работ, для монтажа опор, линейно-сцепной арматуры и доставки всех грузов. А по Земельному кодексу вести работу в тундре мы можем только зимой, при устойчивом снежном покрове, чтобы гусеничная техника не нарушала целостность почвы.
– Ландшафт, на котором строят ЛЭП, имеет значение?
– Конечно. В условиях тундры все опоры линий электропередачи монтируются на сваях, которые устанавливают в бурильные ямы глубиной от 8 до 16 метров. Выбор длины сваи и глубины ее погружения зависит от характеристики грунта и нагрузок на опору. Поэтому перед погружением нужно брать пробы грунта и сравнивать их с проектными. При малейшем несовпадении мы обращались к разработчику проекта, в институт “Норильскпроект”, за новыми техническими решениями. Под каждую опору ЛЭП, которая весит от 5 до 12 тонн, забивается целый куст свай – восемь штук. Грунт, к слову, воспринимает сваи как инородное тело и часто выталкивает их. Сложно было проводить линию через железнодорожные пути и заболоченную местность, овраги. Еще один нюанс: после погружения свай расстояние между их центрами по горизонтали не должно отличаться от проекта более чем на 15 миллиметров(!), а расстояние между вертикальными отметками свай – на 20 миллиметров. То есть работа достаточно филигранная. Не говоря уже о том, например, что буровому станку сложно заходить на пересеченный рельеф. Нюансов в работе очень, очень много.
– Сколько всего установили опор и насколько это трудоемкая работа?
– Свыше 110 штук. Плюс четыре линейных портала – это тоже опоры, только, если не вдаваться в технические тонкости, другой конфигурации, более сложные. Чтобы установить одну опору (включая бурение скважин и погружение свай), требуется больше месяца. Одномоментно на объектах работали от 10 до 30 человек. Для каждого вида работы был свой подрядчик. “Компания ИТС” бурила скважины и устанавливала сваи, “КАТЭКстройкомплекс” устанавливал опоры, а компания  “СВЭМ” осуществляла подключение.
Всего на этот проект НТЭК потратила более 330 миллионов рублей. Эксплуатировать и обслуживать новую ВЛЭП, как и все воздушные линии электропередачи в Норильске, будет подразделение НТЭК – управление “Высоковольтные сети”.
В последние 15 лет потребление электроэнергии в Норильске (как и во всей стране) возросло в десятки раз. Сейчас норильская семья из двух человек в среднем расходует 400–700 киловатт-часов электричества в месяц (в Советском Союзе обходились 50–100 кВт•ч). Мы обзавелись множеством электроприборов, вплоть до электрических зубных щеток, которые помогают нам в быту, но создают дополнительную нагрузку на энергосистему. Повышение ее надежности – главная задача энергетиков.
 
ОАО “Норильско-Таймырская энергетическая компания” (НТЭК) обеспечивает электроэнергией, теплом и водой все предприятия и учреждения, расположенные в Норильске, Дудинке и Игарке, поселках Светлогорск и Снежногорск. Энергосистема территориально и технологически изолирована от единой энергетической системы России, что предъявляет к ее надежности повышенные требования.
Первая электрическая лампочка в Норильске зажглась в феврале 1932 года – от локомобиля с генератором мощностью 35 лошадиных сил. Сегодня Норильская энергосистема – это сложная многофункциональная структура: НТЭК включает в себя 11 структурных подразделений, в том числе пять электростанций – три ТЭЦ и две ГЭС (Курейская и Усть-Хантайская). Электроэнергией нас обеспечивает сеть из более полутысячи подстанций – системных, главных понизительных, трансформаторных и распределительных – и 25 воздушных линий электропередачи (ВЛЭП) класса напряжения 220, 110, 35 и 10 киловатт. Общая протяженность ВЛЭП – более 1500 километров.
Электростанции НТЭК вырабатывают около 10 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год – в два раза больше, чем съедает огромная Москва. Жители Норильска из этого объема потребляют только 7% электроэнергии, 73% расходуют предприятия Заполярного филиала “Норильского никеля”.
Владимир Копылов:“Строительство ЛЭП – работа филигранная”
Одна опора весит от 5 до 12 тонн
На трассе Дудинка – Норильск установили больше ста новых опор
0

Читайте также в этом номере:

К праздникам все готово (Юлия КОСТИКОВА)
Сезон в разгаре (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Безопасность на высоте (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск