Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Бабочки с лампочками
Репортер меняет профессию
26 марта 2009 года, 12:48
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
Шахта начинается с ламповой, как театр – с вешалки. Не знаю, кто придумал, но подмечено верно. Ламповщица забирает жетон у рабочего – и выдает фонарь и самоспасатель. В конце смены все с точностью до наоборот. Поработать в ламповой получил задание корреспондент «ЗВ».
Перчатки… Халат… Внешне я теперь почти ничем не отличаюсь от настоящих ламповщиц. Бригадир основного производства рудника «Октябрьский» Лида Рымко, удовлетворенно оглядев «нового работника», подводит меня к рабочему  месту.
На поверхность уже поднялась часть людей в характерной горняцкой амуниции, и теперь они толпятся у окошек ламповой, снимая самоспасатели и фонари. Я могу только порадоваться тому, что вышла во вторую смену.
Ламповщицы уже успели предупредить:
– С 16.00 еще спокойно, а вот если бы вы с утра приехали! Увидели бы настоящий аврал.
– Возьмите у рабочего фонарь, – принимается инструктировать меня новая начальница, – посмотрите, какой на нем номер, а теперь найдите жетон с такими же цифрами и отдайте рабочему.
С непривычки я  долго не могу отыскать то, что мне нужно. Судорожно шарю глазами по доске, где висят  жетоны… Рабочий по ту сторону окошка нервно пыхтит. Наконец-то! Я отдаю номерок.
– Теперь берете фонарь… – продолжает знакомить меня с обязанностями Лида Рымко. – Вставляете автожетон в автодатчик так, чтобы загорелась зеленая лампочка…
После этого мы направляемся с ней к многочисленным стеллажам. Здесь у каждого самоспасателя и фонаря свое место. Находим нужный номер.
– Аккумулятор вставляете вот так, – показывает моя наставница, – и поворачиваете до упора вправо.
Она молниеносно проделывает операцию. Загорается красная лампочка «Разряд». Начальница поясняет: только по окончании этого процесса начнется зарядка устройства. Все автоматически, не то что раньше… Ламповщице нужно только следить, чтобы не было неполадок. Если аккумулятор неисправен – его сдают в ремонт.
 
Ламповщицы дают отпор
Это только с виду все просто. Поставить разряжаться аккумулятор самой у меня с ходу не получается. Бригадир смены Наталья Байкова объясняет «секрет».
– В отверстии… видите? – показывает она мне, – втулка иногда переворачивается. В шахте тряска… Чтобы вернуть в прежнее положение, мы ее гвоздиком поправляем…  
Наталья работает на «Октябрьском» с 1992 года. Здесь же, на руднике, трудится машинистом электровоза ее муж. Оба старших сына продолжили в свое время семейную династию – один работает на «Октябрьском» мельником, другой бункеровщиком на ПЗК. Младший только поступил в училище.
Психологию горняков за годы работы Наталья изучила от и до. Самое главное, что нужно учитывать, – ждать мужчины катастрофически не любят.
– Я должна как бабочка – раз! – и за секунду в ламповой всех обслужить, – смеется бригадир и уже серьезно: – Иногда приходится и оскорбления выслушивать. Как реагирую? По-разному. Когда шуткой, чтобы конфликта избежать. Когда жестко…
Особо «нетерпеливым» ламповщицы дают мощный отпор – пишут докладную начальнику. Хотя это, конечно, крайняя мера…
– Что мы никак не можем понять: почему они в ламповую все «хором» приходят? – недоумевают женщины.
Работать в последнее время стало тяжелее – часть окон закрыли, и нагрузка на оставшихся работниц возросла.
– Еще недавно у нас было по семь человек в смене, а теперь четыре, – говорят ламповщицы.
Я на всякий случай интересуюсь: что будет, если из-за моей нерасторопности рабочий опоздает к началу спуска клети?
– Такого не может быть, – успокаивают меня. – Опоздает только тот, кто сам не слишком в этот день торопился на работу.
 
Счастливы вместе
– Я первое время тоже боялась не успеть, что-то перепутать… – пытается ободрить меня Татьяна Цимбалюк.
Она работает на «Октябрьском» всего семь месяцев.
– Посменная работа не в тягость? – интересуюсь у Татьяны. У нее трое детей, младшему из которых шесть.
– Что вы! До сих пор нарадоваться не могу, что на «Октябрьский» устроилась, – признается ламповщица. –  Я ведь до этого в торговле работала. Сами понимаете, там стабильности никакой. Стала в поисках работы по всем рудникам ездить и случайно узнала, что могут потребоваться люди в ламповую…
Она сама оплатила курсы в центре подготовки персонала. Прошла практику. А когда раздался звонок из отдела кадров рудника – не поверила.
– Правильно говорят: стучитесь – и вам откроют, – улыбается Татьяна.
Ламповщица Надежда Бокарева тоже нарадоваться не может, что в свое время решила приехать в Норильск и попала на рудник.
– Я на «Октябрьском» с 1981-го, – рассказывает она. – Все это время на одном предприятии проработала, а осталась бы на материке жить – неизвестно, была бы у меня, пенсионерки, сейчас работа.
Несмотря на почтенный возраст, Надежда Бокарева человек продвинутый. Как и все остальные ламповщицы, работает в программе «Автотабель». А в ламповой, кажется, вообще может с закрытыми глазами…
– Да я почти всех людей знаю по номерам! – признается Надежда Бокарева. – В окошечко рабочего увижу – и рука сама собой к нужному жетону тянется. «Неопознанными» у меня только новички остаются.
Пока есть время, она развешивает по порядку жетоны. Среди череды привычных выделяется «эксклюзив» – номерок из металла желтого цвета, украшенный узорами.
– Один такой, - хохочет ламповщица. – С «отделкой».  
– А если перед началом смены выясняется, что рабочий потерял жетон? – интересуюсь я. – Всякое ведь в жизни бывает…
– Тогда приходится заказывать у слесаря новый, – объясняет ламповщица. – Если дело происходит в ночную смену, когда слесарь не работает, – спрашиваем фамилию, табельный номер, проверяем человека по компьютеру…
Она периодически поглядывает в окошко.
– Что-то девочки долго нет… – беспокоится ламповщица по поводу отсутствия девушки-маркшейдера.
– Когда заранее известно, что человек задержится под землей, – вступает в разговор Лида Рымко, – руководители делают пометку в специальном журнале. В противном случае, если жетон висит, а рабочего нет, наши работницы звонят диспетчеру и пропавшего начинают искать.
Хотя в ближайшем времени, рассказывают мне, будет намного проще. В горняцких фонарях на «Октябрьском» установят автодатчики, которые позволят легко определить местонахождение человека.
Хочется расспросить об этом подробнее, но не получается – у окошек ламповой новая волна горняков. Поэтому про остальное я потом допишу. А сейчас у меня работа.
Вставляем и поворачиваем вправо. Все просто? Как бы не так!
Горняк должен быть уверен в исправности самоспасателя и фонаря
Все происходящее четко документируется в журнале и компьютере
0

Читайте также в этом номере:

Ресурс не исчерпан (Лариса ФЕДИШИНА)
Учиться на Севере (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Дистиллированный мир (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Тем временем за сценой (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск