Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Архивные перлы
Смех сквозь годы
1 апреля 2010 года, 16:37
Читать архивные документы отнюдь не скучно. И это уже не раз подтверждала подборка, подготовленная специалистом архивного отдела администрации города Норильска Ириной ПЕРФИЛЬЕВОЙ. Основанная на документах полувековой и болеее давности, подборка вызывает интерес прежде всего острым сюжетом, главными героями и развязкой. Которая, возможно, не всегда логична с нашей точки зрения, но красноречиво иллюстрирует события многолетней давности и действия их участников. Как бы то ни было, мы благодарны авторам словесных перлов за то, что донесли до нас жизнеописания прошлого в первозданном виде.
Руководить, а не мямлить
«Не срамите марку комбината» – с такими гневными словами обратился начальник Норильского комбината Владимир Зверев к участникам партхозактива 1952 года. Речь шла о поставках электролитного никеля марки Н-3 низкого качества. Впервые за несколько лет. «Существуют советские законы, за низкое качество судят, и судят как полагается. Можно попасть в лагерь», – подвел черту Владимир Степанович.
Повестка собрания была обычной для мероприятий такого уровня. В нее были включены такие вопросы, как подведение итогов первого полугодия, основные задачи второго. Назывались плановые цифры. Приводились примеры, свидетельствующие об успехах и недостатках. Большинство выступавших ратовали за мобилизацию сил, говорили о мерах по преодолению трудностей, завоеванию первенства в отрасли.
Все было предельно серьезно, но некоторые фразы, прозвучавшие с трибуны партхозактива, отличались попаданием, как говорится, не в бровь, а в глаз. Вот лишь некоторые.
«Товарищ С. физически вполне здоровый человек, хороший инженер, а на деле не руководит, а мямлит. Некоторые этим пользуются».
«Получен в прошлом году экскаватор, машина стоит два миллиона рублей, а на нее через год страшно смотреть, до чего она запущена, хоть бы покрасили».
«Н., который не занимался вопросами режима, своими действиями подрывал режим, даже своего заместителя авторитет подорвал».
«Небольшое мероприятие привести в порядок дорогу. Ни грейдеры, ни тракторы не работают. Товарищи А. и Т. приехали, поставили уху, поели и уже едут обратно навеселе. Оказывается, поехали туда не руководить, а уху есть. Товарищ А., только за руль больше не садитесь».
«Этот рудник не успел еще родиться, как там все захламлено. Очень важные участки на руднике доверяются совершенно неграмотным технически людям, которые не способны работать даже мастерами. Мы не так уж бедны, и мы можем поставить туда технически грамотных людей».
«Основной недостаток заключается в том, что отсутствует культура торговли. Спиртными напитками мы в столовой не торгуем, спиртные напитки, кто хочет, приносит с собой. Вчера мы столкнулись с таким фактом, когда при проверке пивного ларька мы обнаружили, что пиво продается не пивными кружками, а не мерянной посудой. Остановить продажу не удалось, так как со стороны покупателей был вызван сильный отпор, вплоть до оскорбления нас. Они считают, что им переплатить лишний рубль за кружку пива ничего не стоит».
В конце собрания было принято решение, за которое единогласно проголосовали 380 участников. Ни у одного из них не было сомнения – с «темными пятнами в  работе комбината» покончено, они на пути грандиозного мирного строительства – строительства коммунизма.
 
«Шаржегеничная» выставка
Сделано большое полезное дело – к такому выводу пришли организаторы выставки лечебных и профилактических учреждений санитарного отдела комбината. Да и сами посетители отмечали, как интересно сочетать приятное с полезным и при этом нескучно провести время. Несмотря на давность лет, мы тоже можем ознакомиться с экспонатами этой выставки.
Вот выдержки из архивного отчета: «5 июля 1943 г. танцевальный зал ДИТРа изменил своему несколько легкомысленному назначению. Не было слышно звуков аккордеона, не было видно танцующих пар. Стены зала были увешаны диаграммами, плакатами, схемами. У окна примостились две пестрые морские свинки, пасшиеся на зеленом газоне проросшего овса, поблескивали в свете яркой лампы хирургические инструменты в стеклянном шкафу, на подставке никелированные клеммы вытягивали при помощи груза скелет ноги.
Разнообразные формы язв желудка, камни почек, желчного и мочевого пузыря разместились в банках, установленных на специальных подставках. Каждый экспонат был снабжен краткими пояснениями и нередко фотографией больного. Демонстрация микроскопических препаратов, а также посевов хлорированной и нехлорированной воды привлекла внимание многих. Многочисленная публика чинно расхаживала в этой слегка пугающей обстановке…
Нельзя не упомянуть о дружеских шаржах, которые должны были развеселить посетителей, начавших скучать на выставке. Неизвестно, как публике, но самим медработникам эти шаржи доставили несомненное удовольствие. В медицинском коллективе уже наметились, так сказать, «шаржегеничные» персоналы, которых художники долго не оставят в покое».
По мнению организаторов, задачи выставки были выполнены с эффектом, даже превосходящим самые оптимистические ожидания.
 
О красном партизане и стихотворной жалобе
До полной картины состояния тогдашнего делопроизводства не хватает нескольких штрихов. Они подчеркивают менталитет представителей своего времени, да и о нем самом говорят более красноречиво, чем иногда целые тома, посвященные неимоверно трудным для Норильска 30-м и 40-м годам прошлого столетия.
«24.02 с.г. пом. ответ. дежурного Н., не предупредив отв. дежурного, ушел с 18 часов в клуб на торжественное заседание, где пробыл до конца вечера, и, как ни смешно, свой поступок Н. объясняет тем, что он «как красный партизан» не мог удержаться от участия в торжестве».
(Из приказа, 1936 г.)
«Для производства категоризации обеспечить ВТК теплым помещением, удовлетворительной яркости освещением и аппаратом технических работников (грамотных писцов с четким и ясным почерком)».
«Туалетных парикмахеров, работающих со взиманием платы, числить как рабсилу, отпущенную на сторону, и поставить их в условия безусловной самоокупаемости».
(Из приказов, 1937 г.)
«Д. 29 декабря с.г., получив по работе поручение начальника отделения, такое не выполнил и потерял заявление з/к М., ходатайствующего о направлении его жалобы-стихотворения правительству».
(Из приказа, 1939 г.)
«Вслед за очисткой зоны строго водного режима построить для нужд работников водонасосной станции теплую уборную с водонепроницаемой выгребной ямой. Санотделу указать место постройки уборной и установить строжайшее правило пользования ею».
(Из приказа, 1940 г.)
«Медработник был там поставлен очень плохой, он не мерил никогда температуру больному, считал, что этого не нужно, а определял температуру по пульсу и всем, кто бы ни заболел, сразу ставил один диагноз – «дизентерия».
(Из приказа, 1947 г.)
«Бывший начальник Н. организовал у себя что-то вроде собеса, имел в штате 16 человек, которые работали дома, при этом объяснил, что он содержал так называемых надомников исключительно из чувства заботы… Конечно, такого чудака держать больше на руководящей работе нельзя было».
(Из стенограмм хозактива, 1947 г.)
Стилистика документов сохранена.
0

Читайте также в этом номере:

Это не шутка (Анна ВЛАДИМИРОВА)
Сдавайся! (Юлия АКСЮТОЧКИНА, ученица 11-го класса)
Автобусы возвращаются (Ален БУРНАШЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск