Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
А думать за нас Пушкин будет?
СВОЙ ВЗГЛЯД
28 июня 2012 года, 16:39
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Кому нужны иллюзии
Готовясь писать очередной материал о сезонных депрессиях, я позвонила знакомому психиатру. “Напиши лучше о народных целителях, – отозвался он. – Как норильчане сначала идут по объявлениям лечить карму, а потом попадают к нам в отделение с аффективными расстройствами”.
На самом деле это старая песня моего знакомого. Он бы этих так называемых целителей на позорных столбах вешал. А заодно законодателей, которые в новом законе об охране здоровья граждан сохранили статью “Народная медицина”.
“Хорошо хоть убрали абзац, который прямо позволял использовать эту, прости господи, метафизику в государственных и муниципальных больницах. Но ведь разрешения народным целителям по-прежнему выдают департаменты здравоохранения! Это что вообще, это как?”
Мне понятно, почему мой собеседник так возмущен. Узаконенное целительство он расценивает как плевок в лицо профессионалам. И я не стала говорить, что в недоверии людей врачам немало виноваты и сами врачи, – это совсем другая тема, и далеко не всегда она связана с верой в мракобесие разного уровня.
В той же 50-й статье Закона об охране здоровья граждан РФ предусмотрительно написано, что “к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов”. И на том спасибо.
На самом деле масштаб веры во всякую ерунду изумляет. Астрально-эзотерическим хламом (“Дух императора, скажи, долго ли продержатся у власти большевики?”) забили себе голову даже те, кто хотя бы в силу профессии должен был этого избежать.
Например, моя шапочная приятельница Наталья года два назад подсела на книги Эрнста Мулдашева. Собственно, от нее я и узнала об этом человеке и, хм, Учителе. То есть гуру. И воспринимала восторженные Наташины рассказы о нем с нарастающим ужасом. Не потому, что мне дико слышать о том, что в гималайских пещерах законсервированы люди предыдущих цивилизаций и эти пещеры представляют собой генофонд человечества. Или о мировой системе пирамид, созданной для вхождения в мир тонких энергий. Или о сжимающихся меридианах. При других условиях эта, прошу прощения, лабуда вызвала бы у меня только желание в очередной раз постебаться и поржать. “Мы все произошли от атлантов”, ага.
Но Наташа –  сама учитель. То есть по профессии.  То есть она окончила университет и теперь ежедневно обучает детей в школе одному из программных гуманитарных предметов. И вот это-то уже как-то не смешно.
Другая школьная учительница (я ее тоже знаю, преподает русский и литературу, любит Пушкина) –  облегченная версия Наташи: она верит всего лишь в живую воду и в гороскопы. Ну, еще с домашними цветами разговаривает, чтобы те лучше росли. Откуда, спрашивается, нахваталась? Не из языковедческой же литературы.
Еще один персонаж, ученым рангом повыше, – преподаватель филиала одного из местных вузов, третью жену решил выбрать с помощью астролога. Заплатил ему денег, составил натальную (или какую?) карту. Пока думает. Что-то там не сходится в одном из домов Юпитера. Персонаж не астрофизик по профилю, но ведь и не чужд науке как таковой. На каком этапе он выпал из адеквата, непонятно. Вообще, вопрос “а кто ты по гороскопу?” давно звучит уже так же естественно, как “сколько тебе лет?”. Даже странно, что эти люди не так давно смеялись над строчками “то у них собаки лают, то руины говорят”  и над гуманоидами Раисы Захаровны.
Вокруг все больше подобных примеров. Когда вроде бы просвещенный и здравомыслящий  человек вдруг слетает с катушек и начинает верить в третий глаз, в гору-лазер, работающую на психической энергии, и прочую антинаучную ересь. Чему щедро способствуют книги светил отечественной эзотерики, телевизионные  (как бы научно-, но действительно популярные) фильмы о том, что у воды есть память, и гороскопы по утрам на каждом канале.
Вот так смеешься-смеешься над всем этим, а поговоришь с какой-нибудь Наташей, имеющей вес и авторитет как минимум среди 25 неокрепших умов, – и хочется завопить: “Натаха, да ты чего? Ты ж не Дарья-кухарка, которой простительно!” И перечислять ей по пунктам, как душевнобольной: пирамида – это просто рукотворный предмет, как дом, стол или стул, меридианы не сжимаются и не сожмутся, потому что они есть только на картах, Земля имеет форму шара…
Понятно, что любая вера –  в целителей, в Бога, в чудо, в сверхъестественное – это  форма неудовлетворенности миром и одновременно поиск готовых формулировок теми, кто не способен самостоятельно шевелить мозгами. А жизнь при этом серая и скучная – иной она и не может быть при нетворческом и несамостоятельном к ней подходе. Так что многим в самом деле простительно это увлечение красивыми и, главное, готовыми иллюзиями. Они им нужны как громоотвод в мире, полном пугающего и непонятного. Но жрецы-то, то есть, простите, интеллектуальная элита, должны понимать, что солнечное затмение – это не “боги отобрали солнце”?
Недоумеваю. Потому что закупорка мышления и оторванность от реальности – это еще и психиатрические термины.
0

Читайте также в этом номере:

Расти большая! (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Сделать больше, чем сделано (Беседовала Лариса ФЕДИШИНА)
Трудности перехода (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Время присесть (Андрей СОЛДАКОВ)
По сочинскому времени (Валентина ВАЧАЕВА)
С Урала, что ли? (Елена КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск