Вопрос престижа
Куда поступить?
7 апреля 2009 года, 12:43 Текст: Елена ПОПОВА
|
В первую минуту я удивилась. «Почему бы СМИ не поднять актуальную тему? – поинтересовался у меня мастер сантехнического участка одной из коммунальных организаций, куда мы приехали на репортаж. – В России за последние годы не снято ни одного фильма про рабочего человека. После «Москва слезам не верит», пожалуй, ничего запоминающегося и не было. На экране одни бандиты, менты и воротилы… Телевизор включать не хочется». Я пожала плечами: а смысл? Из-за публикации в газете вряд ли что-то изменится в планах кинокомпаний. Уж они-то точно держат нос по ветру! Текст эпохи меняется. В формировании ценностей современной России люди труда действительно отходят на второй план.
Хотя и мастера я понять могу… С хорошими работниками в Норильске всегда проблема. Не только в коммунальной организации. Впрочем, откуда им, квалифицированным кадрам, взяться? Мастер этот преподает у студентов в училище. Изумляется – никто из них не может ответить на вопрос: что такое число «пи»? Школьный багаж у многих слабый. Стимула тоже нет – рядом родители. Кто, как не они, способен оказать всестороннюю поддержку родному дитяте? В том числе и материальную. Так стоит ли студенту утруждаться, в поте лица пробивая себе дорогу в жизни? Об инфантильности норильской молодежи, приходящей на практику, мне нередко доводилось слышать от производственников. Тем более когда есть с чем сравнивать. У деревенского хлопца, поступившего в красноярский вуз и приехавшего в Норильск на практику, гораздо больше стремления проявить себя на работе. Больше драйва. А вдруг его заметят и по окончании вуза пригласят? И будет ему тогда зарплата, и будет счастье. Дети норильчан в первую очередь предпочтут обратить внимание на цифры… Мне довелось когда-то ознакомиться с данными социологического опроса среди норильских школьников. 58,9% из них назвали наиболее привлекательным при выборе профессии высокий заработок или доход. Возможность быстрого карьерного роста – 39% респондентов. Я вспоминаю, как сын моих знакомых, причем не слишком утруждавший себя за время обучения в школе, по окончании ее заявил родителям: «Хочу быть начальником!» Не больше и не меньше. И поступил в какой-то санкт-петербургский вуз на факультет… философии. Теперь учится так же. Не утруждая себя. Не задумываясь, что все и сразу бывает нечасто. Что даже известные люди, прежде чем добиться головокружительных высот, начинали с азов – достаточно вспомнить норильских руководителей… Учеником слесаря на заводе начинал будущий директор комбината Владимир Дроздов. Плавильщиком устроился Джонсон Хагажеев. Список можно продолжать. Норильск всегда славился своей практической школой. Однако у нынешней молодежи менталитет другой. Я вижу много молодых людей, детей своих друзей. Новое поколение! Прогресс! Развитие! Свежий взгляд непредвзятого, свободного ума! Я не замечаю у них потребности что-то созидать. Политика их не интересует, производство – тем более, но то, что вокруг, – очень. А что вокруг? Манящий отблеск гламурной жизни и шика. Для родителей же почти вопрос престижа – сообщить родственникам и друзьям, что их чадо стало философом, или финансистом, или на худой конец экономистом, но уж никак не слесарем четвертого разряда. О том, где потенциальному офисному работнику придется потом искать работу на перенасыщенном рынке труда, они предпочитают не задумываться. Забавно. Недавно знакомый рабочий с одного предприятия со скорбью в голосе рассказывал мне о нехватке людей. Средний возраст работающих, по его словам, достиг сорокалетнего рубежа. Опыт передавать некому. Молодежь приходит, а столкнувшись с тяжелыми реалиями работы на производстве, уходит. Туда, где полегче. Где почище. Менеджерами. Операторами связи. Консультантами. Я на всякий случай поинтересовалась у своего знакомого, куда будет поступать его сын. Он в этом году заканчивает школу. Оказалось – на факультет информационных технологий. В Питер. Знакомый был очень горд… Ламповщица на руднике, у которой я брала интервью, тоже была горда. Правда, по другому поводу. Два ее сына по примеру отца устроились на рудник. Теперь вся семья работает на одном предприятии. Династия. А на подходе уже третий, младший сын, студент училища. Если нет тяги к знаниям – не лучше ли освободить места в вузах для действительно способных? Тогда у нас будут хорошие специалисты во всех областях. Настоящий образец для подражания. А кино тут вряд ли поможет… |
0 | Твитнуть |