Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Талант – сила сопротивляющаяся
В движении навстречу
15 января 2009 года, 10:26
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Недавно на сайте «Заполярного вестника» появился отзыв на информацию об издании сборника статей погибших журналистов «Новой газеты». Неизвестная читательница под ником Жакон сообщила, что долго жила в Норильске, но до сих пор не знает, чем прославился один из авторов сборника, бывший норильский журналист Игорь Домников, и при каких обстоятельствах погиб. Продолжая обсуждение темы, «знающая не по слухам и сплетням всю подноготную жизни» других норильских журналистов Жакон заявила вступившему в дискуссию одному из постоянных посетителей форума «ЗВ»,  что «на журналистов грех обижаться», так как «это определенная порода людей, которые всегда на услужении какой-нибудь власти».
Опровергать это хоть и огульное, но не лишенное справедливости высказывание не буду, просто хочу заметить: везде и всегда были, есть и будут те, кто служит делу, а не лицам. И это не какие-нибудь «рыцари без страха и упрека», а такие же люди, как все.
Чем прославился Домников? Тем, что был журналистом. И в Норильске, и в Москве. И молотком по голове получил за то, что делал свое журналистское дело… Убийц потом осудили. Заказчиков до сих пор – нет.  Впрочем, Жакон и все интересующиеся могут найти подробности «слова и дела Домникова» на сайте «Новой». Там же есть отдельная страничка памяти журналиста с избранными публикациями московского периода (с 1998-го по 2000 год), написанными талантливым человеком.
Талантливых людей никогда не бывает много. Ими становятся единицы. Наверное, такой же стабильный процент, как  больных шизофренией или страдающих маниакально-депрессивным расстройством, постоянный, по утверждению одного талантливого психиатра, как скорость света...
Когда в обычной среде появляется талантливый человек, то вместе с ним приходит беспокойство, волнение, а то и «стихийное бедствие». Вспомните, гениальный  Смоктуновский бежал не только из Норильского театра, но и от Товстоногова, обнародовавшего его гений.
Не все просто складывалось в Норильске у Игоря Домникова. Говорят, в «Заполярной правде» у него были серьезные проблемы со строконормой… Уверена, что не все коллеги норильского периода лелеяли и оберегали его талант. Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, в свое время сказал, что нужно защищать журналистов от власти и от… собственных коллег. Я бы добавила, талантливых журналистов… Такие случались в истории норильской журналистики и до Домникова.
В первом номере «Журналиста» за 1977 год была опубликована статья о выпускнике МГУ, круглом пятерочнике, на отлично защитившем диплом, которого выжила Красноярская студия ТВ. Когда журнал опубликовал комментарий героя статьи, тот уже работал на Норильской студии телевидения. Хорошо помню, что почти сразу у молодого журналиста начались проблемы и на новом месте. А это были не самые худшие для нашей студии времена. Кресло главного редактора тогда занимал профессиональный, образованный и очень дипломатичный Валерий Михайлович Шлома, а всемогущая Раиса Петровна Смолова благоволила талантливым людям, как выяснилось потом, в основном теоретически… Старшее поколение самой северной телестудии  приняло молодое дарование настороженно, и вскоре телевизионщиков «заштормило». Собственно конфликт прогнозировал сам журналист в том самом отклике из Норильска, утверждая, что он закономерен: «Профессионализм – это только система приемов, их нужно оживить творчеством, оригинальным подходом к старой теме, – писал он в статье «Две самостоятельности». – Опыт в редакциях часто покоится на традициях, давно устаревших. Однако опытные не хотят учиться у молодых, хотя они по логике должны это делать. Молодых попрекают недостатком опыта, а они не могут сказать старшим, что их знание давно устарело…» И далее автор призывал «дать молодым попробовать свой путь, проверить практикой теорию и хотя бы год сохранять терпимость и спокойствие…».
Новичок не продержался на Норильской телестудии и года, его авторские программы выходили в эфир через одну, хотя рейтинг, выражаясь сегодняшним языком, у них был очень высок. На внезапно организованном профсоюзном собрании реформатора обвинили в каких-то невинных махинациях, связанных то ли с использованием его фотографий под чужим именем, то ли наоборот. В общем, абсолютная чушь и глупость…
Устав от споров и непонимания, журналист решил писать такие сценарии, какие, как правило, делали все на студии. Едва не заболел, но не смог написать того, что было не его, хотя всегда считал, что это просто. Так молодой талантливый краснодипломник стал бывшим норильским тележурналистом, но из Норильска уехал не сразу. Устроился в многотиражку строящейся «Надежды», писал для «Заполярной правды». В буклете, посвященном 55-летию газеты, его театральные рецензии как «самые яркие впечатления» отметила милейшая Татьяна Ивановна Марчевская. Спасибо ей за это. На ГТРК это имя иногда вспоминают старожилы вроде Натальи Носковой.  
Постнорильская судьба Евгения Калинина сложилась печально. Сначала был успех – в Омске, в молодежной газете и на местной студии телевидения, а потом во время отпуска в родном Нижнем Новгороде в него врезалась машина. Он остался жить, но не смог работать…
В статье, посвященной талантливому молодому красноярскому художнику Олегу Фиреру, тогда еще норильский журналист Евгений Калинин написал: «Талант – сила, нам сопротивляющаяся. Чтобы его удержать, нужны сильные руки и воля, необходимо ощущение, что ты нашел свой путь, который и позволяет тебе раскрывать себя полным образом… Для этого нужны два начала, два движения… навстречу друг другу…»
Фигура диалога у талантливого человека складывается прежде всего с читателем или зрителем. С коллегами, профессиональной средой это происходит сложнее и не всегда. Игорю Домникову, чтобы прославиться в Норильске, нужно было перебраться в Москву, а потом погибнуть. Давайте ценить талант тех, кто рядом, не выдавливая их из своей среды, а создавая форму для диалога. Тем более что и сегодня, кажется, нам есть за кого зацепиться.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск