Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Семейные ценности еще в цене?
или Куда ушел Лев Толстой
29 июля 2010 года, 15:35
Текст: Марина БУШУЕВА
Сто лет тому назад ушел из дома и не вернулся граф Лев Николаевич Толстой – великий русский классик. Причиной ухода 82-летнего старца из Ясной Поляны стал семейный разлад. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и умер.
Вот так удивительно складывается жизнь, ведь по большому счету со времен домостроя только Толстой и возносил в России семейные ценности (которые в итоге стали причиной его смерти). И даже написал произведение “Семейное счастие”, где показал  модель идеальных взаимоотношений в семье. Естественно, такую, какую видел сам. Роман Толстого “Анна Каренина”, как ни странно, все о том же: в этом произведении граф показывает, что происходит, если эти самые семейные отношения не ценить.
Достоевский – другой отечественный классик – заостряет внимание на болезненных проблемах, на темной стороне человеческой души, Толстой же, напротив, выступает в защиту таких фундаментальных ценностей, как любовь, дружба и семья. В своих произведениях он дает ответы на вопросы, задаваемые человечеством, поэтому на Западе Толстого считают одним из величайших прозаиков в мире. В июле прошлого года в журнале Newsweek был опубликован рейтинг ста лучших романов мира, и на первом месте оказался “Война и мир”.
Зарубежные авторы уже пришли к пониманию того, что создание положительного образа семьи, пропаганда семейных ценностей – одна из важнейших и актуальных на сегодня задач в художественной литературе. Поэтому в Европе с каждым годом выходит все больше произведений о семье. Однако иностранная литература не может в полной мере удовлетворить российского читателя, так как сказывается различие традиций, менталитета наций, семейных ценностей.
А что же у нас?
Все мы знаем, какую важную роль играет семья в жизни каждого человека. И вопросы, касающиеся создания семьи и взаимоотношений в ней, волнуют современную молодежь ничуть не меньше, чем их сверстников несколько столетий назад. Но окружающий мир постоянно меняется, а вместе с ним меняется и семья. C конца 1980-х – начала 1990-х годов в России все яснее стали проявляться признаки трансформации ячейки общества, такие как уменьшение численности браков, их “старение”, увеличение числа нерегистрируемых браков, падение рождаемости и тенденция откладывать рождение первенцев на более поздний возраст пап и мам, преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности.
То есть, с одной стороны, семья, как и прежде, занимает у россиян первое место в списке жизненных ценностей, а с другой стороны, непонятно, какой должна быть эта семья в идеале.
Посмотрим, что на данную тему говорят различные виды искусства. И с удивлением обнаружим, что тема семьи популярностью не пользуется. Даже интеллектуальные телевизионные программы в своем большинстве направлены на повышение образовательного, но не духовного уровня. Немного картин о семье может предоставить и кинематограф. Что касается литературы, то здесь ситуация такова: чтобы найти ответы на вопросы, касающиеся семейных отношений, читателю приходится обращаться к научно-психологической либо религиозной литературе. Несмотря на то что практически в каждом произведении в той или иной степени рассматриваются отношения между мужчиной и женщиной, современная российская художественная проза не желает говорить о семье.
Стоит сказать, что сложившаяся ситуация и стала особенно напряженной в последнее время, она не является для русской литературы уникальной. Вспомним хотя бы сказки. Все они обычно заканчиваются свадьбой главных героев. Как Иван-царевич и Василиса Прекрасная жили после того – не известно. Так что информацию о русских семейных традициях нам приходится собирать по крупицам. Можно, конечно, назвать семейной “Сказку о золотой рыбке”, где рассказывается об отношениях супругов, проживших совместно более 30 лет, или “Морозко”, где показаны быт и отношения в семье главной героини. Чего стоит только тот момент, когда по наущению жены отец везет родную дочь умирать в лес…
Ну а что же Толстой? После того как перечитал свое “Семейное счастие”, был настолько разочарован, что решил уйти из литературы. “Моя Анна (так Толстой называл повесть “Семейное счастие”), как я приехал в деревню и перечел ее, оказалась такая постыдная гадость, что я не могу опомниться от сраму и, кажется, больше никогда писать не буду”. Однако слова своего не сдержал. К счастью любителей русской словесности и несчастью жены его, Софьи, и современных старшеклассников, которым приходится знакомиться с произведениями великого автора в то самое время, когда они пытаются строить отношения, которые, впрочем, достаточно редко перерастают в семейное счастие.
0

Читайте также в этом номере:

Хвосты пойдут в дело (Виктор ЦАРЕВ)
Красят, чинят. Не везде (Юлия КОСТИКОВА)
Гран-при за детство (Валентина ВАЧАЕВА)
Христианство как культура (Татьяна РЫЧКОВА)
Васина карма (Яна АНДРЕЕВА)
Стальной Ганс (Андрей СОЛДАКОВ)
Просто жить (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск