ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯ!
17 марта 2008 года, 15:45 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
|
25 лет назад в международном календаре 15 марта стало Всемирным днем защиты прав потребителей.
Отмечается этот праздник в годовщину выступления в Конгрессе США в 1961 году американского президента Джона Кеннеди, сформулировавшего четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. В России Всемирный день защиты прав потребителя получил признание в 1992 году, после принятия соответствующего закона. Основным защитником потребителей у нас является Союз потребителей Российской Федерации. Добро пожаловаться Норильский отдел по защите прав потребителей был создан через десять лет после принятия закона, в 2002 году. Но это не значит, что до этого времени потребительскими проблемами норильчан никто не занимался. Только Людмила Лозинская, возглавляющая этот отдел в управлении потребительского рынка и услуг администрации города, блюдет наши с вами интересы уже ровно 10 лет, с 1998 года. Вместе с ней в отделе работают еще три специалиста. В день им приходится рассматривать не менее 30 обращений. Только в феврале на Ленинский, 23а, пришли (или позвонили) более пятисот недовольных граждан. В основном народ жаловался на некачественную, но дорогую бытовую технику и обувь. Сто человек не устроили оплаченные из собственного кармана услуги. – Есть надежда, что все обращения будут решены миром, – замечает Людмила Лозинская, – кроме 12 случаев, когда нам пришлось составлять исковые заявления в суд. Пока дела ждут своей очереди у мирового судьи. Как правило, исход разбирательств бывает благоприятным для потребителей. Так, из 115 исков прошлого года только 8 были решены судом не в пользу наших подопечных. Так что работы у нас предостаточно. На каждые пять случаев приходится один, когда, как у нас говорят, хозяйствующий субъект даже не рассматривает жалобы своих клиентов. И тогда они идут к нам. Надо выполнять, если обещали А уж «обидеть» потребителей могут во всех сферах торговли и услуг. Например, главный специалист-юрисконсульт Владимир Зотов на уровне претензионных заявлений борется с хорошо знакомой всем норильчанам компанией «Сибавиатранс». Он защищает интересы нашего земляка, которому авиаперевозчик отказывается вернуть деньги за неиспользованный билет. Сначала пообещали, а потом передумали. 12 марта он в третий раз пришел в управление за помощью, прихватив с собой очередную отписку компании. – В этом ответе авиакомпании на претензию потребителя один абзац противоречит другому, – говорит Владимир Зотов. – Составим еще одну, последнюю претензию, чтобы устранить все противоречия. Если компания будет продолжать тянуть время, обратимся в суд и, уверен, выиграем дело. Хотя хотелось бы решить все миром. Как это произошло в случае с покупкой сотового телефона в магазине «Связной Сибири». По правилам такая техника не может быть заменена, если она исправна, но разонравилась покупателю. Но магазин сам организовал акцию по продаже, пообещав замену и в этом случае. На руках у покупательницы осталась клубная карта, где это было обозначено. На деле, когда владелица телефона, присмотревшись к покупке, решила сменить модель, продавцы отказались выполнить обещанное. Формальной зацепкой было отсутствие товарного чека, который они сами же не выдали покупательнице. Длительные переговоры с офисом в Новосибирске досталось вести главному специалисту Ольге Кононовой. В итоге дорогостоящий, но разонравившийся мобильник на радость нашей землячке удалось заменить. Самой покупательнице без профессиональной поддержки вряд ли удалось бы организовать и провести столь успешные «боевые» действия. И потребители бывают экстремистами Еще один главный специалист отдела Ирина Барабанщикова сегодня находится в процессе разбирательства между продавцом и покупательницей. Женщина купила костюм сыну, а когда на кармане брюк появилась дырка, решила вернуть вещь в магазин, ссылаясь на некачественную ткань. Экспертиза встала на защиту продавца, доказав, что брюки порвались по вине носившего их подростка. «У такого явления есть даже название, – говорит Ирина, – мы называем это потребительским экстремизмом». К счастью, наши с вами защитники с подобными случаями сталкиваются редко. Чаще приходится помогать действительно пострадавшим людям. Вся помощь по консультированию, написанию претензий и судебных исков оказывается отделом бесплатно. – Статистика утверждает, что потребители, и не только российские, еще не очень хорошо знают свои права и не умеют защищать свои интересы, – говорит Людмила Лозинская. – А поскольку мы занимаемся и потребительским просвещением, число обращений в нашу службу по сравнению с первыми годами увеличилось в разы. Если в 2002-м к нам за помощью пришли чуть более тысячи человек, то в 2007-м их было уже больше пяти с половиной тысяч, и только восемь претензий можно отнести к категории неправомерных. |
0 | Твитнуть |