Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Покруче Турции – 2
15 июля 2009 года, 17:08
Фото: Ален БУРНАШЕВ
Текст: Ален БУРНАШЕВ
Мы продолжаем рассказ о том, как корреспондент «ЗВ» в конце июня отправился в сплав по Ергалаху. И что из этого вышло.
Продолжение. Начало в «ЗВ» за 13 июля
Первый день сплава был самым впечатляющим. Именно он наглядно объяснил мне, что такое бурная река, как надо работать веслом и что промокшие штаны – это еще цветочки.
Как правильно привязать весло
Великий первый водный день для меня начался в полпятого утра. Какая-то птаха так звонко чирикнула за пологом палатки, что сон моментально пропал. Снова уснуть помешал первый загар – радуясь хорошей погоде, мы накануне неосмотрительно долго принимали солнечные ванны. Выбравшись из палатки и умывшись, первым делом прячу шею и прочие части тела от солнца.
Наконец просыпаются все. Первый походный завтрак, сворачиваем лагерь, подкачиваем баллоны катамарана, надеваем спасательные жилеты и собираемся вокруг руководителя сплава. Водя пальцем по карте, Виталик объясняет маршрут. Сегодня, по его подсчетам, мы должны пройти около 50 километров. Наш катамаран готов принять экипаж – меня, Колю, Ивана и Виталика. Мы отправляемся первыми.
Накануне новичков строго-настрого предупредили: весло – самая важная вещь в путешествии. В общем, тони сам, но спасай весло. Впрочем, предосторожность понятна – весла не тонут, но благодаря течению «догнать» их почти невозможно. Наказ привел к тому, что четыре весла мы привязываем к раме тонким, но прочным хозяйственным шнуром. Таким же шнуром, на всякий случай, привязываю и очки: как потом выяснилось, правильно сделал.
Старт дает Виталий: ровно в полдень в воздух взлетает ракета. Мы рассаживаемся по катамаранам. Впереди, на левом баллоне – я, на правом – Коля. Мы матросы. Наши капитаны, Иван и Виталик, сидят позади и отдают команды куда и как грести. На соседнем судне роли капитанов достаются Стасу и Ирине, впереди усаживаются Светлана и Максим Трофимов. У него, кстати, самая сложная задача: ему надо будет не только орудовать веслом, но и снимать все на видеокамеру.
Два катамарана с развевающимися флагами клуба «Таймыр» отчаливают. Мы с Колей – верхом на баллонах, пристегнутые к раме «ремнями безопасности»,– получаем первые команды. Через несколько часов я понимаю, что матросам достается самая тяжелая работа: грести, выгребать, отгребать, соскакивать с нашего плавсредства на мелях. И главное – первыми оказаться мокрыми.
Верхом на льдине
Это оказалось делом нетрудным, температуру воды мы с Колей узнали, ухнув в первую же водяную яму. Нет, вода не полностью окатила нас, пострадали только штаны. Водичка в Ергалахе, мягко говоря, не располагает к купанию! Штаны сушим на себе, потом уже не до них – только успевай работать веслом! Зато эмоций хватает: пройдя один порог, не успеваем поделиться впечатлениями, как влетаем на другой.
Через пять-шесть километров у нас случился первый конфуз. На нашем катамаране ослаб кронштейн, удерживающий флаг,и последний противно заскрежетал по дну флагштоком. На втором судне – веселье: ребята расслабляются, и их катамаран мягко толкает наш. Нас несет к левому берегу, где благополучно нарываемся на «расческу». Это – низко склонившееся над водой дерево, чьи ветки как бы расчесывают проходящих под ними. В лучшем случае, можно обойтись несколькими царапинами. На нас с Иваном нет ни одной, а вот Виталик сигает с катамарана в холодный Ергалах. С фотоаппаратом, биноклем, навигатором и рацией на шее… Первое купание!
Тут же – остановка. Пока мы сушимся, Виталик молниеносно разбирает фотоаппарат: другие электронные устройства почти не пострадали. К счастью, фотоаппарат тоже остался «жив». Все возбуждены (вот оно, началось!), курим, шутим и беззлобно переругиваемся.
Идем дальше. Коля и Виталик поминутно смотрят на навигаторы, мы (особенно я) донимаем их вопросами: сколько прошли и какая скорость? Впоследствии выясним, что максимальная скорость, которую мы развили – 16 км/ч. А пока работаем веслами, время от времени глядя по сторонам. Берега покрыты снежными пластами, от них тянет холодом.
Течение убыстряется, мы влетаем в узкий проход между льдинами. Ширина – как раз с наш катамаран. Капитаны орут: «Левый (правый) борт, греби! Сильнее греби! Теперь все вместе! Давай, давай, еще давай!».
Дальше – больше. Нацелились пройти между двух здоровенных льдин, а течение там – ух! Тут я теряю способность соображать, вцепляюсь в весло и под крики капитанов им работаю. Влетаем в проход, огибая льдину по левому борту, тут же – другую, по правому, и, едва успевая отвернуть, летим с метровой высоты на третью, чуть скрытую водой. От того, как заскрипели баллоны груженого катамарана, в голове застучала только одна мысль – лишь бы пронесло.
Весло брошено на раму, я цепляюсь за нее мертвой хваткой, с диким криком «А-а-ааа!» мы лихо съезжаем с льдины в воду как на санках. Все это занимает буквально пару секунд. Новая порция воды, гребля возобновляется с новыми усилиями, и дикий восторг от всего этого! Виталик по рации рекомендует другому катамарану обойти небезопасное место. Не считая мокрых штанов, мы целы! Даже очки остались на месте!
Течение временами замедляется, второй катамаран нас обогнал, они снимают и фотографируют. Наконец делаем остановку в живописном месте – точке слияния Южного Ергалаха и дудинского Ергалаха. Пока обедаем и сушимся, видим ледоход, который, оказывается, шел за нами. Вероятно, вскрылось какое-то из озер: льдины проплывают немаленькие.
Где эта красная лиственница?
Главная цель сегодняшнего дня – не попасть в каньон, который начинается через 47-50 километров от места старта. Последние несколько часов мы поминутно уточняем изгибы реки и переспрашиваем приметы, которые на словах нам оставили предыдущие туристы. Это – скальные выходы (плиты) и какая-то «красная» лиственница. Впереди слышится шум, мы медленно идем вдоль правого берега, часто причаливая и глядя в бинокли. Наконец видим вход в каньон, метров за 100 до него пристаем к берегу. На сегодня сплав окончен, мы прошли чуть больше 50 километров.
Привязав катамараны, идем смотреть порог. Зрелище незабываемое! Вода с почти полутораметровой высоты ухает вниз на камни, поток вспенивается и бурлит. Зажатая каменными берегами, река устремляется вниз. Судя по волнам, на дне здоровенные валуны, мимо которых идти опасно. Если бы держались левого берега, нас бы неминуемо затащило в этот водоворот, как бы мы ни пытались выгрести.
Сфотографировав воду в лучах вечернего солнца, подбирая по пути выброшенные течением и уже высохшие ветки, идем ставить лагерь. Разбираем катамараны и выясняем, что наши с Максимом спальники река все-таки немного подмочила, несмотря на то, что они были в герметичном бауле. Спать на сыром нам не хочется, поэтому развешиваем спальники на кустах сушиться. Постепенно все окрестные кусты «обрастают» перчатками, многочисленными носками, спасжилетами и прочим имуществом. Палатки установлены, ужин съеден, впечатления высказаны, отправляемся спать. Завтра сплав по… тундре. Мы посуху обойдем опасный участок, и теперь катамараны «поедут» на нас.
Продолжение следует.
0

Читайте также в этом номере:

FORD – эталон для Севера (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Зажжем с Ottawan и Reflex (Инна ШИМОЛИНА)
Шоу героев асфальта (Андрей СОЛДАКОВ)
Улики налицо (Татьяна РЫЧКОВА)
Мотофанаты (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Счастье взаимной любви (Алевтина КРУКОВСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск