Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вячеслав КРИВОНОГОВ: «Казак – это воин»
Гость «ЗВ»
22 апреля 2009 года, 11:47
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
На этой неделе в Норильске побывал атаман Единого Енисейского казачьего войска Союза казаков России Вячеслав Кривоногов. Казачий полковник встречался с сотрудниками Норильского военкомата и милиции, побывал на нескольких предприятиях, награждал норильских казаков и ветеранов локальных войн казацкими наградами. Зашел он на чашку чая и в редакцию «Заполярного вестника».
– Вячеслав Анатольевич, немного непривычно видеть казачьего полковника при шашке, погонах и лампасах в Заполярье. Не Дон ведь у нас, не Кубань. На вечной мерзлоте не разведешь коней, не займешься хлебопашеством. Насколько актуально возрождать казачество на Таймыре?
– Столь же актуально, как и в южных краях. Вспомним историю. Земля российская разрасталась благодаря казакам. Казачьи войска принимали участие в освоении Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Имена легендарных атаманов известны всем: Ермак Тимофеевич, присоединивший Западную Сибирь, Семен Дежнев, открывший пролив между Азией и Америкой на 70 лет раньше Беринга, Ерофей Хабаров, совершивший свое первое путешествие за пушниной на Таймыр еще в 1628 году. Да и самого Норильска не было бы без казаков. Первыми осваивала норильские земли казачья династия Сотниковых. Они выплавили здесь первые 200 пудов меди, добывали уголь. А младший из рода Сотниковых – Александр Александрович – возглавлял в 1920 году бело-казачье движение и был расстрелян большевиками в Красноярске. Так что не одним землепашеством жив казак. Среди этого сословия всегда были высокообразованные люди, подвижники, люди чести. Казак – он и геолог, и механик, и инженер, а иногда и писатель или журналист. Без этих качеств осваивать новые земли вряд ли возможно. Но, в отличие от изнеженной интеллигенции советской формации, казак – в первую очередь воин и всегда может постоять и за себя, и за Отечество.
 
Верность, отвага, товарищество
– В России о казаках всегда вспоминали в тяжелые времена. В Гражданскую приняли они на себя последние удары по белому движению, а в Великую Отечественную из репрессированных казаков формировали корпуса и дивизии, воевавшие на передовой. Почему именно сейчас столько внимания казачеству? В 2005 году принят Федеральный закон «О государственной службе Российского казачества». А в январе нынешнего года при президенте России образован Совет по делам казачества, собиравшийся месяц назад в Кремле на свое первое заседание.
– У казачества огромный потенциал, и руководство страны это хорошо понимает. Россия сейчас переживает экономический кризис, который накладывает отпечаток и на настроения молодежи. Не имеем мы права потерять нашу молодежь, одурманенную за последние десятилетия пропагандистским ядом. Воспитать в новом поколении военно-патриотические настроения, возродить традиции, понимание, что мы живем на своей земле, великой земле – это одно из приоритетных направлений деятельности казачества.  Сегодня казачьих объединений становится существенно больше, и они ведут большую и интересную работу. Во Всевеликом войске Донском, например, казачьи дружины для охраны общественного порядка образованы практически во всех муниципальных образованиях Ростовской области. Такую же работу ведем мы и в Едином Енисейском казачьем войске. Сейчас в Норильском УВД находится проект соглашения о совместном с казаками патрулировании улиц, летом на норильских водоемах будет работать казацкий водный патруль. По всей России в казачьих организациях идет активная работа: реконструируются исторические памятники, проводятся праздники, конно-спортивные соревнования, детские фольклорные фестивали и конкурсы. Создаются казачьи экологические дружины, организуется охрана лесных угодий и рыбоохрана. Все это делается с учетом современных требований и с пониманием, что жизненные реалии за последние сто лет серьезно изменились. А казачья форма – это дань нашим традициям. Хорошим традициям. Но за формой образца четырнадцатого года – современное прогрессивное содержание. Неизменным остается одно: верность Отечеству, отвага, товарищество.
 
Другие стороны бытия
– Проходят ли казаки военную службу в рядах Вооруженных сил?

– Везде, где трудно и опасно, появляются казаки. Так, в чеченской кампании участвовал сформированный из казаков батальон имени Ермолова. И как воевал! А в Приднестровье судьбу войны, объявленной нашим братьям, решили именно казачьи подразделения, вошедшие в состав 14-й армии. Изумительные образцы героизма и самоотверженности показывали казаки. В Абхазии в 1996 году во время перестрелки шальной пулей убило женщину, молодую мать. У нее на руках был полуторагодовалый ребенок, он лежал на асфальте рядом с матерью и плакал. И тогда походный атаман Всевеликого войска Донского встал в полный рост и пошел, несмотря на то что по нему стреляли, к ребенку.  Выстрелы прекратились, потому что не оценить его мужество было нельзя даже врагу. Он поднял ребенка, укрыл его бекешей и вернулся. Рассказывал, что спиной чувствовал нацеленные ему в спину винтовки врага. В мирной жизни, которой, слава Богу, живет большинство граждан России, бывает сложно представить, что есть и другие стороны бытия. И мирная жизнь большинства иногда зависит от тех людей, которые не дают войнам распространиться.
– Вы же все это не понаслышке знаете? Насколько мне известно, в составе войск специального назначения участвовали в боях в Приднестровье, Карабахе, Абхазии. А закончили службу после многочисленных ранений в звании полковника.
– Зато теперь имею одну из самых мирных профессий – адвокат. А о своей воинской службе предпочитаю не распространяться. Успел поработать я и в милиции. В Красноярске был начальником «убойного» отдела, а потом начальником уголовного розыска в Сибирском УВД на транспорте.
 
По братским законам
– Вы воспитывались в казацких традициях?

– Я родился в станице Копенской Минусинского района. Мои предки пришли и обосновались там в 1638 году в составе казачьего подразделения атамана Мирона Многогрешного, родного брата гетмана Украины. С тысячей казаков разбил он Тубинское ханство и основал остроги. Вот и живем там уже более четырехсот лет. Хлебопашествуем, ведем хозяйство, охотимся. С малолетства меня окружали лошади, лампасы и нагайки. И развлечения у ребятни были особые. Старики вооружали нас, пацанов младшего школьного возраста, настоящими шашками, и мы рубили просеки в крапиве. А старики определяли потом – широка ли просека, под каким углом срублены стебли. Первые воспоминания о себе – уже на лошади, но, конечно, еще без седла. В нашей станице ходить и ездить на коне ребятня начинала одновременно. И упивались  просторами и свободой. Став постарше, увлекся боксом. Получил звание мастера спорта. Никогда не пил и не курил.
– Чем занимались родители?
– Отец – кузнец, мать – доярка. Мы всегда зажиточно жили. Казаки не восприняли рабскую философию, что бедным быть хорошо, а зажиточным – стыдно. У нас в станице стыдно было быть бедным. Поэтому работы казаки не боялись. По праздникам каждый двор выставляет на улицу свой стол, а на нем – самое лучшее, что есть в доме. И любой мог подойти угоститься. Жили братскими законами. Все на виду, все по чести. Могу сказать – самая настоящая демократия.
– Велика ли численность Енисейского казачьего войска?
– Только в Норильске насчитывается около двух тысяч человек. А всего – более сорока тысяч. В ЕЕКВ помимо Красноярского края входят и Горно-Алтайский округ, и Тува, и Хакасия, и Кемерово. Наша численность постоянно растет.
 
Казачья династия
– В среде российской интеллигенции доверие к казачеству не слишком велико. Некоторые боятся автократичных действий казаков, опасаются, что от них может исходить угроза демократическим устоям общества. Есть ли почва у этих опасений?

– Казачество не собирается насаждать свою волю никому.  Мы ничьих прав ущемлять не собираемся. Если юрист с высшим образованием возглавляет Енисейское казачество, это вам о чем-то говорит? Я точно знаю, что можно делать, а что нельзя. И, уверяю вас, в руководстве казачества только здравомыслящие люди. Президент бы с другими не разговаривал.
Да, казак живет по законам казачьей чести. Мы декларируем их, не отступаем от них, но и не навязываем никому. Что же касается демократии, то надо отличать ее от вседозволенности. Поэтому противостоять преступным действиям – долг не только казака, но и любого российского гражданина. И участвовать в этом мы будем.
Авторитету казачества был нанесен некоторый урон в начале девяностых, когда оно начало стихийно возрождаться. Случалось, что люди в казачьей форме в пьяном виде появлялись в общественных местах, размахивали нагайками. Но как раз в это время настоящие, а не ряженые, казаки участвовали в миротворческих операциях, спасали жизни людей, способствовали восстановлению правопорядка. В настоящий момент казачество комплектуется профессиональными кадрами, а это залог успешной работы. И у нас теперь очень жесткий закон – появление в казачьей форме в общественных местах в нетрезвом состоянии моментально влечет исключение из нашей организации.
– А в вашей семье есть кому продолжить традиции казачества?
– Слава Богу, да. Сыну Вячеславу сейчас 20 лет, он студент юрфака, казачий вахмистр. Изучает боевые искусства, голыми руками рвет кожаные мешки на тренировках. Несет службу в казачьем подразделении по охране порядка. Горжусь им. Кстати, у меня и жена Наталья Николаевна участвует в казачьем движении. Она председатель женсовета Енисейского войска.
 
Беседовал Сергей МОГЛОВЕЦ
“Численность казаков постоянно растет”
0

Читайте также в этом номере:

Прорываясь сквозь шторм (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Когда ты в порядке (Лариса МИХАЙЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск