Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вспомнить забытый вкус
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
20 января 2011 года, 14:20
Текст: Юлия КОХ
Можно долго спорить о том, кухня какой страны заслуживает звания лучшей. Однако самыми большими любителями вкусно поесть, бесспорно, считаются французы. Именно они, публично выражая свои чувства к изысканной пище, возвели кулинарную критику в ранг искусства.
О процессе облечения вкусовых ощущений в слова французская писательница Мюриэль Барберри написала свой роман “Лакомство”.
Главный герой этой истории – престарелый кулинарный критик, который на глазах читателя проживает последние часы своей насыщенной событиями жизни. За отведенный ему короткий срок он должен успеть совершить главное открытие в своей жизни – вспомнить забытый вкус, который подведет итог всему, что он когда-либо ел и писал. Долгие годы этот ценитель еды и вина был непререкаемым авторитетом в собственной области, решая судьбу самых дорогих ресторанов Франции. Поразительно, сколько великолепных блюд было подано к его столу, сколько бутылок дорогого вина откупорено. Отыскать в этом хитросплетении вкусов, текстур и ароматов  одно-единственное незабываемое яство – задача не из легких. Замкнувшись в себе, умирающий пускается в путешествие по самым ярким своим воспоминаниям. Почетное место в них отведено отнюдь не людям, окружавшим гуру гастрономии на протяжении всей его жизни, а блюдам, поражающим своим разнообразием и обилием вкусовых оттенков.
 
Со всех сторон
Названия глав не только сразу дают читателю представление, о каких деликатесах пойдет речь, но и создают своеобразную структуру романа. Так, из главы “Мороженое” мы узнаем о том, что это лакомство можно делать из томатов, а также об освежающей зернистости сорбета. Отрывок под названием “Хлеб” позволит наблюдать неспешный процесс пережевывания свежей лепешки, испеченной в далеком Марокко. “Сашими” раскроет шелковистость кусочков сырой рыбы. Эти оды кулинарии перемежаются главами, посвященными взаимоотношениям персонажей. В каждой из них один из друзей, родственников или коллег главного героя высказывает свое мнение о нем. Нам даже предлагают ознакомиться с рассуждениями домашних животных и статуэтки о своем хозяине. Названия этих частей романа соответствуют именам людей из окружения мэтра (за исключением глав “Рик”, “Пес” и “Венера”, написанных от лица кота, собаки и статуи). Таким образом, писательница всесторонне раскрывает характер умирающего критика, увлеченного работой, ласкового со слугами и животными, равнодушного к людям. Несмотря на свои выдающиеся способности, герой романа оказывается не самой приятной личностью и законченным эгоистом. Друзей и родных поклонник изысканной пищи ценил очень мало, но притяжение его таланта и непрошибаемой самоуверенности хозяина жизни действовало на окружающих подобно гипнозу. При жизни критик был окружен восхищением и поклонением, и в день его смерти все его знакомые, даже смертельно обиженные, думают о нем.
 
Кому читать не рекомендуется
Обе сюжетные линии книги – и погружение в мир кулинарии, и откровения второстепенных персонажей – читаются на одном дыхании. Очарования роману добавляет и живой, яркий язык писательницы, дополненный умелым переводом. Текст вполне дает прочувствовать и теплое дыхание летнего дня, и аромат сада, полного душистых трав, и прохладное прикосновение устрицы к языку едока. История жизни главного героя рассказывается неспешно, с каждой главой добавляются новые штрихи к его портрету. Затянувшиеся поиски таинственного “идеального вкуса” также весьма увлекательны, ведь ассоциации, порой весьма неожиданные, приводят читателя то в деревенский домик его бабушки, то на кухню знаменитого ресторана. Результаты этого кропотливого исследования собственной жизни, вне всякого сомнения, удивят читателя, став настоящим прозрением мэтра.
Тем, кто не прочь узнать больше о радостях гурманов и разобраться в тонких вкусовых ощущениях, а также примерить на себя любопытную роль кулинарного критика, “Лакомство” настоятельно рекомендуется. Роман также предоставит возможность вдумчиво покопаться в проблемах несчастливой семьи, попрактиковавшись в прикладной психологии. Если вы все еще сомневаетесь, добавлю, что в 2000 году Мюриэль Барберри была награждена за этот роман французской литературной премией Prix du meilleur livre de literature gourmande (за этим сложным названием скрывается награда за лучшее описание пищи в литературе). Кому этот роман читать не стоит? Пожалуй, тем, кто пытается сбросить вес, ведь необыкновенно вкусные пассажи автора заставят вас не раз потянуться к дверце холодильника.
0

Читайте также в этом номере:

Водосвятие (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Фиксированный минимализм (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск