Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Время собирать камни
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ
8 апреля 2008 года, 12:49
Фото: из архива "Норильскгеология"
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
В воскресенье геологи всей страны отметили свой профессиональный праздник. Сегодня в гостях у «Заполярного вестника» генеральный директор ООО «Норильскгеология» Аркадий Храмцов.
Считается, что День геолога отмечают в первое воскресенье апреля потому, что именно в это время чаще всего отправляются в поле до поздней осени геологические экспедиции. Эту профессию считают последним прибежищем романтиков. Жизнь в тайге, многодневные походы по сопкам, ночи в палатках, песни у костра, тушенка на завтрак, обед и ужин. Или ее полное отсутствие, когда пропитание надо добывать самому – с удочкой, ружьем или лукошком. А еще геологов считают пассионариями – людьми, способными потреблять из внешней среды энергии больше, чем это требуется для спокойной, размеренной жизни, и преобразовывать ее в целенаправленную бурную работу. Итогом часто становятся открытые месторождения.
Генеральный директор «Норильскгеологии» Аркадий Храмцов мечтал открыть свое месторождение еще со школьной скамьи:
– Когда много лет назад работал буровиком, у меня была мечта поднять кусок керна с видимым золотом. Эта мечта сбылась на острове Большевик. Сегодня в должности директора геологического предприятия я имею причастность к тем открытиям, которые мы делаем сообща. Так что можно сказать, что мечты сбылись.
В Норильске Аркадий Храмцов с 1977 года. Отработав после окончания Миасского геологического техникума на Мангышлаке и Енисейском кряже, приехал в Норильскую комплексную геолого-разведочную экспедицию, где прошел путь от рабочего до начальника партии. Позже работал в Норильском территориальном фонде информации по природным ресурсам. Год – в Москве, в головном офисе «Норникеля», в геологической дирекции. С марта 2007 года – директор ООО «Норильскгеология». На предприятии, которое он возглавляет, работает около тысячи человек.
– Аркадий Иванович, существует мнение, что Таймыр и, в частности, плато Путорана, остается одним из самых неисследованных мест на планете. Вы согласны с этим?
– В силу труднодоступности, удаленности от транспортных путей и сурового климата это действительно так. Работы здесь, быть может, еще не для одного поколения геологов. Ведь почти все запасы, необходимые для жизнедеятельности города и комбината, удавалось находить на небольшом отдалении от Норильска. Это и уголь, а впоследствии природный газ, и известняки, и подземные водоемы, и многое другое.
 
Ценность разведки
– Какие месторождения были открыты геологами «Норильскгеологии» в последнее время?
– В 2006 году нами открыто крупное Вологчанское платино-медно-никелевое месторождение. Летом прошлого года оно было зарегистрировано с получением государственного свидетельства о факте первооткрывательства. А значит, все преимущественные права на его разработку будут принадлежать «Норильскому никелю».
На Курейско-Горбиачинской площади выявлен совершенно новый тип железно-платинового оруденения. Подходят к концу ревизионно-оценочные работы на Каменской площади, выявленный там объем технологических известняков позволит покрыть потребности Заполярного филиала в этом сырье более чем на 20 лет.
Завершена эксплуатационная разведка, и подсчитаны запасы базальтов, пригодных для производства щебня и применения его в закладочных бетонах на карьере «Скальный».
По заказу горно-металлургической дирекции ОАО «ГМК «Норильский никель» проводится ревизия геологических материалов по талнахскому рудному узлу с целью оценки вероятности обнаружения богатых и высокоценных руд на флангах и глубоких горизонтах рудных полей Талнахского и Октябрьского месторождений. Предварительные результаты свидетельствуют о высоких перспективах обнаружения богатых руд, в том числе и на малых глубинах.
– Как быстро окупается рубль, вложенный в геологию?
– В геологии нет моментальной отдачи, но в итоге вложения приносят огромную прибыль. На Западе работают сейчас так называемые пионерные геологические компании, занимающиеся изыскательскими работами и разведкой. Открытые ими месторождения после оформления прав первооткрывателей  выставляются на биржевые торги. Бывает, что стоимость права разработки этих месторождений в десятки и сотни раз превосходит затраты на их открытие.
Затраты на эксплуатационную разведку, осуществленную нашим предприятием в полях действующих рудников, составили в 2006 году более 6 миллионов долларов. А ценность приращенных запасов металлов оценивается в 3 миллиарда 600 миллионов долларов. На действующих рудниках прирост и перевод запасов руд в высшие категории разведанности составил в прошлом году около 3 миллионов 800 тысяч тонн. Это соответствует увеличению эксплуатационных запасов никеля на 110 тысяч тонн, а меди – на 180.  
 
Привлекаем молодежь
– Девяностые годы были нелегкими для отечественной геологии. Государство практически не занималось геологической отраслью. В итоге многие экспедиции разорились, прекратили свою деятельность. Громкие для Норильска названия ЦАГРЭ и НКГРЭ перестали существовать. Как удалось выжить вашему предприятию?[/b]
– В советское время существовало две экспедиции. Комбинатская – Заполярная комплексная геолого-разведочная и государственная – Норильская комплексная геолого-разведочная. Когда в 90-е годы ситуация в Министерстве геологии стала совсем тяжелой, было принято мудрое решение об объединении двух экспедиций в одну структуру (комбинат тогда поддерживал геологоразведочные работы). Таким образом были сохранены люди, структура Норильской экспедиции, и мы продолжили работу уже в составе производственного геологического предприятия. Выжили как корпоративное геологическое предприятие, а как государственное были бы обречены. Сейчас мы даже сами способны помогать другим: «Норильскгеология» – шеф таймырских поселков Попигай и Хета.  
– Удалось ли сохранить кадры?
– В основном да. До сих пор трудится у нас Владлик Кургин, живая легенда, человек, отработавший в норильской геологии более 50 лет. Вносят свой немалый вклад в общее дело главный инженер Валерий Пята, главный геолог Сергей Снисар, начальник геологического отдела Сергей Ерыкалов, начальник геологической партии Владимир Ван-Чан, начальник партии изыскательских работ Владимир Панчул, заместитель по персоналу Людмила Кузнецова. У нас работают опытнейшие водители, буровые мастера, буровики.
А вот проблема молодых кадров на протяжении последних 15 лет стоит довольно остро. Каждый год ездим отбирать себе специалистов в Ленинградский горный институт, Московский геолого-разведочный, Свердловский горный, Красноярский институт цветных металлов. Завлекаем молодежь интересной работой, достойной заработной платой. Сейчас прорабатывается вопрос о выделении безвозмездных ссуд на приобретение жилья для молодых специалистов.
Мы активно сотрудничаем с управлением по персоналу ЗФ и корпоративным университетом. Принимаем молодых работников по корпоративным программам «Рабочая смена», «Стажер». В прошлом году 15 студентов из различных регионов страны заключили с нами трудовые договоры по программе «Профессиональный старт». Наши молодые сотрудники участвуют в деловых играх и тренингах, организованных корпоративным университетом.
 
Поиск и еще раз поиск
– Есть ли проблемы у «Норильскгеологии»?[/b]
– Основной и наиболее дорогостоящий вид работ, выполняемых нами, – бурение геологических скважин. Производим мы его на станках отечественного производства, давно выработавших свой ресурс и морально устаревших. Мы прорабатываем вопрос перехода на более современную технику, нами подготовлены предложения по техническому перевооружению и модернизации оборудования для ООО «Норильскгеология». Но вопрос пока остается открытым.
Под землей же используются современные буровые станки «Робинс». Их основное достоинство – большой диаметр бурения (около полутора метров), что значительно сокращает сроки проходки и удешевляет работы. Пора и на поверхности работать на современном оборудовании, не отставать от конкурентов.
– Какие планы у норильских геологов на ближайшее будущее?
– «Норильскгеология» выполняет все стадии геолого-разведочных работ, начиная от поисковых и заканчивая подсчетом запасов и постановкой их на государственный баланс. Ведет разведочное, эксплуатационное и гидрогеологическое бурение, осуществляет изыскательские и геофизические работы,  проходку вертикальных горных выработок, режимные наблюдения на водозаборах и многое другое. Добиваться улучшения и удешевления работы на всех стадиях – наша задача. А главное – наращивать объемы работ, связанных именно с поиском и разведкой. Будем увеличивать объемы геолого-разведочных работ с целью укрепления минерально-сырьевой базы района. Готовим мы и совместный проект с австралийской компанией по разведке коксующихся углей недалеко от Дудинки.
Аркадий Храмцов: “Знамя Норильской комплексной геолого-разведочной экспедиции мы сохранили..."
В долине реки Курейки, у горы Озерной, норильские геологи нашли самородное железо с включениями платины
Геологи на привале. Курейско-Горбиачинская площадь
0

Читайте также в этом номере:

Порочный круг (Лариса ФЕДИШИНА)
Соленый Норильск (Марина БУШУЕВА)
А мы – женщины (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск