Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Внуки победителей
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
4 мая 2010 года, 14:43
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
«Еще немного, еще чуть-чуть, последний бой – он трудный самый», – разносится по школьному коридору. Группа старшеклассников, которым не хватило места в актовом зале, заглядывает в дверь перед сценой и, подтанцовывая, подпевает: «А я в Россию, домо-ой хочу-у…» Этой песне из советского кинофильма «Освобождение» почти 40 лет, и видеть, как ее напевают современные подростки, немного необычно.
Впрочем, и само событие было необычным – на минувшей неделе в 41-й школе прошло закрытие фестиваля воинской песни. На гала-концерт пригласили ветеранов.
Перед началом в классах суета и гвалт. Те, кто в костюмах, исправляют погрешности во внешнем виде: кто-то перезастегивает гимнастерку, кто-то поправляет перед зеркалом маскхалат или бинты, раскрашенные красной краской. Кстати, контраст в одежде был довольно забавный: верх – как бы винтажный военный, а низ – у кого лайкровые колготки с современными туфлями, у кого джинсы с кроссовками.
Четвероклассница Ира Мараничева по сценарию медсестра. Классный руководитель, оглядев ее костюм, слегка одергивает сумку с красным крестом – теперь все нормально.
– Откуда военная форма? – интересуюсь у кого-то из пробегающих мимо по коридору педагогов.
– Ой, это все Анна Яковлевна, преподаватель ОБЖ, это она доставала! – на ходу отвечают мне. Не до вопросов сейчас.
 
Подпевали все
Начало, как известно, задает тон концерту. Оно было неоригинальным, но беспроигрышным – фонограмма эпохального марша «День Победы», сопровождаемая кадрами кинохроники Великой Отечественной войны, кого-то заставила притихнуть, кого-то – достать носовой платок. Потом школьники – от маленьких до подростков – пели «Катюшу», «Снегирей», «Трех танкистов» и другие известные военные песни, которые со времен перестройки, кажется, совсем ушли из школьного репертуара. Удивительно, но те, кто не участвовал в номере, подпевали за сценой каждую песню, а пританцовывать умудрялись даже под не самую ритмичную «На безымянной высоте». Эти слова и музыка у большинства молодых людей уже не вызывают священного трепета, и это закономерно. Но приятно, что старые песни о войне  все-таки с удовольствием поют.
 
Никто не забыт
В Оганере, где находится школа №41, живут 17 ветеранов. На концерт смогли прийти только девять.
– Мы всех наших ветеранов хорошо знаем, – говорит заместитель директора школы Виктория Шумлянская. – Наши дети ходят к ним домой, помогают в течение всего года, а не только по праздникам, как это часто сейчас происходит. А на праздники всегда делаем подарки своими руками. Вот второклассник сделал танк из соленого теста, раскрасил сам, хочет подарить ветерану – разве это плохо? И предприниматели никогда не отказывают – помогают собрать продуктовые наборы. Самое главное – чтобы дети не забывали ветеранов и помнили, что им пришлось пережить. Тем, кто сегодня не смог прийти, дети отнесут подарки домой.
Тем временем школьники, дожидающиеся своей очереди выступать, слегка распоясались – в школьном коридоре старшим все чаще приходится покрикивать на младших: «Тише!», «Может быть, вы уже замолчите?». Ждать – это всегда трудно. Куда приятнее тем, кто сидит в зале и смотрит концерт.
Ира Мараничева (та самая «медсестра») выступила одной из последних.
– Не надоело тебе? – спрашиваю. – Не было скучно?
– Да что вы! Да наоборот совсем, интересно же.
– Кому скучно, тот уже давно домой ушел, – вставляет свою реплику симпатичный старшеклассник в сером костюме.
– А вы, молодой человек, не участвуете в концерте?
– Нет, мне просто нравится слушать, как поют.
– Почему же тогда стоите в коридоре и в зал не идете?
– Да там душно, а мне и отсюда неплохо слышно.
 
Славный музей
Концерт шел около часа. Потом ветеранов повели в исторический музей. Музей 41-й школы уникальный: здесь больше пятисот только вещественных экспонатов – артефактов войны, не считая разных документов. В этом году он победил в престижном краевом конкурсе школьных музеев.
– Это первое достижение такого уровня, – рассказывает руководитель музея Анна Карлова. – Наш труд оценили по достоинству. Все экспонаты мы собирали своими силами больше пяти лет. На днях представители школы поедут в Красноярск, там нам вручат переходящие дубликаты знамен сибирских воинских частей, которые формировались в годы Великой Отечественной войны, и эти знамена будут храниться в нашем музее до следующего конкурса.
На музейных витринах за стеклом лежат вещи, от вида которых мороз по коже. Все настоящее. Все когда-то принадлежало живым людям и использовалось (или должно было использоваться) по назначению. Вот немецкий штык-нож для ближнего боя, кокарда люфтваффе и нашивка на вермахтовский мундир, вот наступательные и противотанковые гранаты Советской армии, противопехотная мина, внушительные, длиной с шариковую ручку, патроны для противотанкового ружья, а вот – полковая рация с дальностью связи 20 километров и датчик кода Морзе. За витринами стоят старшеклассницы Даша и Каролина. Они – экскурсоводы. Девушки охотно отвечают на вопросы гостей.
– Вы знаете все о каждом экспонате?
– Конечно, – удивляется Даша.
– И это все собрали школьники?
– Да, ведь у многих в родне есть те, кто воевал. Вот, например, прадедушка нашей ученицы привез из Берлина трофейную немецкую вилку. Передал в наш музей.
Девушкам не понравилось, когда я спросила, правда ли им интересно всем этим заниматься.
– Знаете, всегда найдутся те, кому ничего не надо, – развеивает мой скепсис Анна Карлова. – В этот музей просто не возвращаются те, кому это неинтересно. Слава богу, таких немного.
У ветеранов настоящие предметы войны вызвали противоречивые чувства. Кто-то с интересом их рассматривал и звал других: «Смотри-ка, немецкая посуда!». Кто-то реагировал нервно: «Ой, я, даже смотря на это, содрогаюсь».
 
И снова песни
А потом ветеранов пригласили в школьную столовую. Там за четырьмя накрытыми столиками они остались в тесном кругу, в обществе педагогов, школьники разошлись по домам.
– Это у нас уже традиция, – объясняет Виктория Шумлянская. – Второй год в преддверии Дня Победы мы проводим фестиваль воинской песни, приглашаем ветеранов, дарим подарки и угощаем. Деньги на обед выделяют родители, на продуктовые наборы – предприниматели. Ну как вам школьные пироги? (Это уже ветеранам.) Как котлеты с картошкой? Как компот?
– Прекрасно, все просто замечательно! – у всех явно хорошее настроение.
– Ешьте, мы сейчас еще петь будем. Готовьтесь – без песен у нас никто не уходит! Учителя, тоже готовимся к перепевке. Посмотрим, кто лучше знает фронтовые песни.
…Когда я ждала машину во дворе школы, из окон столовой послышалась музыка.
С реквизитом можно и подурачиться
Школьники старались – ветеранам понравилось
0

Читайте также в этом номере:

Весна. Труд. Победа (Анна ВЛАДИМИРОВА)
Американские акценты (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск