В легкой форме
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
30 ноября 2012 года, 10:36 Текст: Юлия КОХ
|
Имя писателя Бориса Акунина хорошо известно российским любителям чтения – кто не зачитывался захватывающими детективными историями о сыщике Фандорине? А вот Григорий Чхартишвили не получил такой широкой известности. Тем более удивительно, что корифей отечественного исторического детектива решил написать книгу в соавторстве с этой загадочной личностью, выйдя, ко всему прочему, за рамки привычного жанра.
Сборник “Кладбищенские истории” состоит из документальных эссе, посвященных самым знаменитым некрополям мира, а также из мистических рассказов, действие которых так или иначе с ними связано. О природе жизни и смерти Разумеется, те из читателей, кто хоть немного знает о любимом писателе, давно раскрыли мой невинный обман. Информация о том, что Борис Акунин лишь псевдоним автора с труднопроизносимой фамилией Чхартишвили, распространена достаточно широко. К услугам неосведомленных читателей – небольшое предисловие, в котором автор доступно объясняет, что написал книгу в соавторстве с самим собой. К симптомам раздвоения личности он щедрой рукой добавляет тафофилию. Так на неудобоваримом языке психиатрии называется особая тяга человека к местам упокоения себе подобных. Это безобидное отклонение стало для писателя источником вдохновения, а также поводом для философских раздумий о природе жизни и смерти. Кроме того, как выяснилось, пытливый ум писателя-историка способен отыскать среди старинных надгробий и высеченных на камнях эпитафий немало интересных историй. Прогулка по кладбищу в сопровождении такого красноречивого экскурсовода превращается в увлекательнейшее занятие, а тафофилия Григория Чхартишвили оказывается в высшей степени заразной. Эссе подписаны настоящим именем писателя (так автор ненавязчиво подчеркивает их сугубо реалистическую природу). Все фантастическое, иллюзорное и мистическое в книге отдано в полное распоряжение столь же иллюзорной личности – писателю Борису Акунину. Этот автор присовокупил к документальным сочинениям своего коллеги несколько занятных кладбищенских историй с жутковатыми или детективными сюжетами. Таким образом книга приобрела любопытную структуру – за реальными историями следуют вымышленные, косвенно или напрямую связанные с темой эссе. И надо сказать, первые зачастую оказываются даже интереснее вторых. На Старом Донском кладбище в Москве мы повстречаемся с тенью ужасной Салтычихи, на Хайгейтском кладбище полюбуемся на свежие цветы у надгробия Карла Маркса (призрак коммунизма, оказывается, бродит до сих пор) и погрустим над биографиями вечных постояльцев иностранного кладбища в портовом городе Иокогама. Нашлось здесь место также легендарному Пер-Лашез, где упокоилось великое множество деятелей искусства, и респектабельному нью-йоркскому Грин-Вуду с его зелеными лужайками, на которых раньше так любили устраивать пикники жители мегаполиса. По сравнению с множеством невыдуманных, но на редкость драматичных сюжетов, приведенных в документальной части “Кладбищенских историй”, фантазии автора на заданную тему кажутся милыми безделушками. Впрочем, история о кладах, которые открывает герою страшный призрак Салтычихи, приключения вампира-марксиста и безнадежно оптимистичная футуристическая фантазия, навеянная видами Еврейского кладбища на Масличной горе, послужат приятным дополнением к насыщенному интригующими фактами повествованию. Принесет ли вам удовольствие эта обзорная экскурсия, участникам которой предлагают полюбоваться фигурами плачущих ангелов и задуматься о вечном? Все зависит от вашего отношения к выбранной автором теме. Однако вопреки мрачности антуража или благодаря ему писатель умудрился изложить массу исторических и литературоведческих сведений в легкой для восприятия форме. В конце концов любому не обделенному здоровым любопытством читателю захочется узнать, почему замурованы старые склепы Хайгейта и как надгробный памятник Оскару Уайльду утратил свое главное… гм… достоинство. Ответы на эти и другие, не менее животрепещущие вопросы скрыты где-то на тенистых тропинках старейших кладбищ мира, а еще на страницах “Кладбищенских историй” Бориса Акунина. |
0 | Твитнуть |