Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Узор имеет значение
БОЛЬШОЙ АРГИШ
2 ноября 2011 года, 12:29
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Этнографы утверждают, что по национальному костюму и орнаментальному рисунку на нем можно многое рассказать об истории народа. Убедиться в этом смогли все, кто пришел в минувшее воскресенье в медиакомпанию “Северный город” на познавательную программу с участием представителей пяти коренных этносов Таймыра.
Большинство из нас лишь теоретически знает, что одежда таймырских народов отличается по цветовой гамме, крою и материалам, а узоры на ней содержат в себе конкретные смыслы. Программа “Орнаментов сплетение” подробнее познакомила норильчан с национальными костюмами долган, нганасан, ненцев, эвенков и энцев.
Перед демонстрацией костюмов внимание зрителей обратили на то, что традиционная северная одежда лишь на первый взгляд кажется грубоватой. Но если понимать, как она изготовлена, и присмотреться, то можно прийти в настоящий восторг от того, насколько искусно и безукоризненно (притом что вручную, без швейной машинки) она сделана. И насколько – до мелочей – продуманы все ее элементы.
Дефиле началось с показа долганского костюма. Особенность и главная отличительная черта одежды долган – цветной бисер. Только они используют многообразную вышивку этим материалом. Именно за яркость и красоту одежды естествоиспытатель Миддендорф назвал долган “аристократами тундры”.
Раньше бисер ценился очень дорого, его даже спарывали со старой одежды, чтобы нашить на новую, и никогда не выбрасывали. Завозили его на Таймыр и обменивали на пушнину русские купцы.
– В долганских орнаментах сочетаются шесть основных цветов: черный, белый, синий, красный, зеленый и желтый, – поясняет ведущая, пока зрители рассматривают костюм. – Предпочтение долганы отдают красному цвету как символу солнца и синему как бесконечности бытия.
Бегущие по снегу
“Бесконечность бытия” – символ, присутствующий в том или ином виде в орнаментах многих северных народов. У нганасан, например, это черный квадрат на спинке верхней одежды.
– Палитра нганасанского орнамента строится на трех цветах: черном, красном и белом, символизирующих солнце, землю и бесконечную заснеженную тундру, – рассказывает искусствовед Таймырского дома творчества Анна Вараксина, когда на импровизированный подиум выходят нганасаны в своих национальных костюмах. – Кроме того, такую окраску имеет оперение краснозобой казарки, от которой, по преданию, произошел этот народ. По узорам на одежде нганасана можно было сказать, где он живет, сколько у него детей, сколько оленей...
Орнаментальная отделка одежды для коренного северного жителя – не просто украшательство, говорят специалисты. По узорам на одежде народы Севера легко отличали друг друга не только по национальности, но и по локальным особенностям разных групп, принадлежащих к одному роду. Орнамент содержал в себе много информации, написанной языком символов, линий, цвета, ритма. Он был своеобразным паспортом человека и одновременно его биографией. Ведь по мере наступления определенных событий – например, женитьбы или замужества – одежду дополняли новыми узорами. Сейчас знания о значениях многих орнаментов почти утрачены.
Важная отличительная особенность женского нганасанского костюма – множество металлической атрибутики.
– Металлические пластины нашивали даже на нижнее белье, – продолжает Анна Вараксина. – Поэтому при ходьбе нганасанская женщина “звенела”, и это считалось привлекательным. А вот мужчина, как добытчик и охотник, напротив, должен был быть бесшумным.
Еще одно броское отличие нганасанской одежды от одежды других народов Таймыра – обувь: она не имеет мыска и позволяет легко ходить даже по глубокому снегу. Именно за уникальность обуви, а также за физическую выносливость нганасан иначе называли “бегущими людьми”.
А еще нганасаны первыми на Таймыре стали использовать прототип солнцезащитных очков. Их делали в виде пластин (с прорезанными в них узкими отверстиями) сначала из кожи и кости, позже – из металла. Такие “очки” защищали глаза от отраженного снегом солнечного света.
Похожие и разные
Между тем дефиле продолжается. В своих национальных костюмах к зрителям выходят куратор ненецкого семейного клуба “Май Ма” (“Радость”) Елена Евай и артист ансамбля “Хэйро” Семен Яптунэ.
Костюмы ненцев люди знающие никогда не спутают ни с какими другими, прежде всего благодаря контрастности используемых цветов и строгой геометричности орнаментов.
Зимний ненецкий костюм шьют из оленьих шкур. Вообще, ненцы – признанные мастера по выделке меха и пошиву одежды и обуви из него.
– В ненецкой одежде сочетание цветов основано на контрасте светлого и темного оленьего меха, – комментирует ведущая. –  Монохром обогащают вставки из яркого цветного сукна синего, зеленого и желтого цветов. Они символизируют долгожданное тундровое лето – короткую, но бурную пору цветения природы.
Названия ненецких орнаментов весьма поэтичны – “заячьи уши”, “оленьи рога”, “локоть лисицы”, “след медведя”. Вообще у коренных народов Таймыра многие орнаментальные смыслы связаны с природой, окружающей средой, традиционными промыслами. Например, долганы по бокам мужской шапки вышивали бисером уши. Считалось, что это помогало охотнику лучше слышать. Орнамент на одежде мог содержать и напутствие от близких, чтобы мужчина, уходя на охоту далеко в тундру, знал, что он не один.
От наших гостей из Дудинки мы узнали, что любой северный орнамент имеет свою специфику. И в то же время он – следствие миграционных процессов и взаимопроникновения культур. К примеру, на конфигурацию ненецкого и нганасанского орнаментов оказали влияние приобские народы, на долганские орнаменты – народы средней и южной Сибири. Нганасанская одежда похожа на одежду тундровых энцев (они были территориально близки к нганасанам и даже воспринимались ими как родственный народ), но в то же время она самобытна.
Вызывает искреннее восхищение то, что женщины в тундре, создавая одежду и ровные ритмически повторяющиеся узоры на ней, обходились без выкроек и линейки. Единицей меры и одновременно лекалом служили ладонь, ноготь, фаланга пальца. Один из бордюрных долганских узоров даже называется “ноготок” (“танырак”): долганки  вышивали по контуру собственного пальца, прикладывая его к краю одежды.
Сделай сам
После демонстрации одежды всех зрителей приглашают на организованные тут же, в ТВ-холле “Северного города”, мастер-классы по изготовлению национальных игрушек и украшений. Желающих сделать традиционную ненецкую куколку нухуко или подвеску из замши оказалось немало – к столам приходится буквально протискиваться.
Учитель декоративно-прикладного искусства Таймырского дома творчества Анна Маймаго показывает, как шить тапочки из меха. На изготовление и вышивку бисером одной пары уходит три-четыре дня, и то если мастерица опытная.
– Это очень кропотливая работа, – объясняет Анна Маймаго, ловко прошивая мех. – Раньше вместо заводских ниток швеи в тундре использовали самодельную сухожильную нить, вместо металлических игл – рыбьи кости. Ножниц не знали. Вот вы видели традиционную нганасанскую одежду, это ведь все вырезано без выкроек, острейшим ножом, только представьте… Сейчас я использую фабричную нить, но она очень прочная. Смазываю ее пчелиным воском (показывает), чтобы она не путалась и была еще крепче.
– Сложно шить из меха? – интересуется кто-то из любопытных.
– Навык нужен. И многое зависит от качества камуса. Бывает очень мягкая выделка, с таким мехом, конечно, проще работать.
– А когда не было фабричных металлических наперстков, чем пользовались?
– Наматывали оленью кожу на палец или использовали бересту.
Еще нам рассказали, что высший пилотаж в искусстве изготовления северной одежды – шитье подшейным волосом оленя. Это одна из сложнейших и трудоемких техник, потому что подшейный волос очень непослушный и хрупкий. Мастерство в его использовании вырабатывается годами.
Зрители тем временем переходят от стола к столу, уже неся с собой сувениры, сделанные не без погрешностей, но зато собственноручно.
На отдельном столике выставлены экспонаты Таймырского краеведческого музея – национальные изделия из металла конца XIX – начала XX века. Среди них – наконечник эвенкийского посоха из железа и меди и долганская гугарка – деталь упряжи передового оленя.
– Пожалуйста, не трогайте руками, – вежливо просит сотрудник музея Лейла Ландина. – Это отреставрированные вещи, мы к ним прикасаемся только в перчатках.
На наш вопрос, как эти вещи стали экспонатами, нам поясняют, что основную часть коллекции в 80-е годы прошлого века собрали сами сотрудники музея – ездили по таймырским поселкам и покупали у коренных жителей.
Встретим зиму вместе
– В очередной раз убедилась в том, что наши таймырские народы очень талантливы, – поделилась с “ЗВ” впечатлениями от события старший научный сотрудник Норильской художественной галереи Марина Петрова. – Это видно и по тем работам, которые есть в наших фондах. Очень хорошо, что “Северный город” организовал подобное мероприятие, ведь многие норильчане имеют очень поверхностное представление о культуре тех народов, на чьей земле живут.
– По роду профессии и национальной принадлежности (еще одна наша собеседница родилась и выросла в традиционной долганской семье. – Авт.) я не узнала для себя чего-то нового, – говорит преподаватель северного отделения Норильского колледжа искусств Елена Сотникова. – Но в любом случае живое общение – это всегда интересно. И для моих студентов, которые сюда сегодня пришли, это безусловно полезная встреча.
– Нам очень понравилось, – норильчанка Татьяна Давыденко пришла со своей восьмилетней дочерью Настей. – Мы, например, узнали, что самым редким и дорогим у долган был розовый бисер, символизирующий розовую чайку. Вообще, национальные костюмы, символика и функциональность которых выверены веками, просто поражают. Жаль, что невозможно за один раз рассказать много, ведь каждый элемент одежды коренных народов имеет смысл и значение, у них ничего не бывает просто так. Впечатлили и выступления ансамбля “Хэйро”, особенно их знаменитый “Танец чаек”.
Интерактивная встреча, посвященная культуре и быту северных этносов, завершилась. Но впереди главное событие. У норильчан  будет возможность пообщаться с представителями коренных народов Таймыра на этническом празднике встречи зимы – Большом аргише, который состоится в эту субботу, 5 ноября, на Комсомольской площади (возле Дворца культуры). Начало в 12.00.
На мастер-классе норильчан учили делать национальные игрушки, украшения, обереги
Зрителям демонстрируют одежду и уникальную обувь нганасан
Прыжки через пояс – ненецкая игра с участием маленьких зрителей
Артисты ансамбля “Хэйро” исполняют танец с бубнами
0

Читайте также в этом номере:

Капитально (Виктор ЦАРЕВ)
Выполнят полностью (Лариса ФЕДИШИНА)
Дорога на медный (Екатерина ОНИЩЕНКО)
Долгий путь к черному поясу (Анастасия КАСЬЯНОВА, студия “Перемена”)
Какая разница? (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск