Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
уДАЧНЫЙ вариант
ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ
14 сентября 2009 года, 17:04
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Анна ВЛАДИМИРОВА
Какой северянин не мечтает не только о квартире на материке, но и о даче, на которой можно отвести душу истосковавшемуся по земле жителю каменных трущоб?! Давно заглядывающиеся на объявления о продаже загородных участков, мы этим летом, несмотря на кризис, таки решились поближе познакомиться с предложениями, подробнее узнать, что почем, прицениться и, возможно, приобрести домик с огородом. Тем более что в СМИ сообщалось о падении с начала года цен на участки во многих регионах России. Как на самом деле обстоят дела в центральном районе, и предстояло выяснить.
Полезная информация
Для начала мы решили изучить законодательство, так как были наслышаны, что поправки к закону о дачной амнистии, вступившие в силу в декабре 2007 года, развязали руки тем продавцам, которым недосуг оформлять участок в собственность из-за неполных кадастровых планов и других недочетов. В таких случаях допускаются регистрация права собственности на землю и, соответственно, сделки с ней. Причем покупателям это выгодно, так как значительно ускоряет приобретение участка. Но есть опасность. Если соседи или местные власти попытаются оспорить местоположение границ участка, то отстаивать свою правоту в суде с ориентировочным кадастровым планом будет сложно.
Еще один важный момент. Каждый участок имеет определенное назначение, которое указывается в кадастровом плане и в свидетельстве о госрегистрации права собственности на землю. На участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, возводить дом не только можно, но и нужно. Иначе хозяина могут оштрафовать за нецелевое использование и даже изъять землю. Участок для ведения личного подсобного хозяйства предназначен в первую очередь для выращивания сельхозкультур. Заниматься строительством здесь необязательно.
Собственникам дачных участков дается наибольшая свобода: хочешь – строй полноценный загородный дом и получай постоянную регистрацию (прописку), хочешь – ничего не строй. Выращивание любых посадок – по желанию. На садовом участке надо посадить хотя бы пару плодовых, ягодных или овощных культур, а на остальной площади можно просто отдыхать, оставив зеленую лужайку. Огородный участок предполагает выращивание ягодных, овощных, бахчевых или иных сельхозкультур. Возведение капитальных жилых строений на нем запрещается. Иногда участки разного назначения оказываются рядом, а логику выделения земель под ту или иную цель понять сложно. Поэтому при покупке участка нужно внимательно смотреть, что написано в документах. И прикидывать, что подходит вам.
 
Вести с полей
Бывшая коллега, живущая теперь на материке, узнав о моей задумке стать после Норильска дачницей, стала отговаривать: зачем, мол, тебе эта головная боль? «Ну а как в наше время без дачи?» – возразила я, вспомнив, как в Норильске она сама ратовала за то, что северянам, переехавшим на материк, необходимо тут же обзаводиться дачей. Чтобы и в движении жить, и прибавку к пенсии иметь в виде сельхозпродуктов. Почему же ее мнение так резко поменялось? Причина, оказывается, банальная: набеги на участки воров, сметающих на своем пути все. Причем с корнем. После нескольких таких набегов норильчанка решила расстаться с загородным участком. Что и сделала.
Но тех, кто решил купить дачу, такими историями вряд ли остановишь. Вот и мне почему-то по душе положительные примеры. Бывший сослуживец мужа несколько лет назад купил дачу всего за 70 тысяч рублей и теперь каждое лето спасается на земле от гипертонии. Наша бывшая коллега Любовь Евгеньевна тоже, говорят, предалась дачным заботам. Всей семьей в складчину купив дачу и поставив вагончик, можно, оказывается, за один сезон превратиться в настоящих материковских жителей.
Звоним приятелям, два года назад перебравшимся в Нижегородскую область. Они тоже уезжали из Норильска в твердой уверенности, что без грядок на материке делать нечего. И были рады, когда в прошлом году подвернулся удачный вариант. Буквально на той же улице, где поселилась семья, в пяти минутах ходьбы, продавался участок. Норильчане тут же рассудили, что, во-первых, это удобно, так как не нужно тратить время на дорогу, а во-вторых, постоянный присмотр позволит сохранить выращенный урожай. Дачу купили, и теперь приятельницу трудно застать дома. Она все время пропадает на участке. Варит, консервирует, сушит, солит…
Когда мы наконец дозвонились до приятелей, то по их голосам поняли, как норильчанам нравиться их сегодняшняя жизнь, несмотря на уйму забот. Участок оказался большим, чем традиционные шесть соток, раза в три. Он делится на сад и огород. К тому же на нем есть домик. Правда, хлипкий, щитовой, но при хозяйственном подходе и умелых руках, прикинули на семейном совете, его можно отремонтировать, укрепить и пусть не жить постоянно, но с весны до осени находиться большей частью на даче. Что еще нужно недавним северянам?
Устроила и цена. 600 тысяч рублей за все это богатство – деньги по прошлогодним меркам небольшие. Примерно в это же время норильчане, покупающие дачу в Белгороде, сошлись с продавцом на сумме почти вдвое выше. В этом году похожие предложения оцениваются как минимум втрое дороже.
 
Спрос и предложения
Вдохновленные примером бывших норильчан и подкованные Интернетом, мы отправились на поиски удачных вариантов. Но уже по первым объявлениям, которые продавцы разместили на информационных стендах, мы поняли, что ни о каком падении цен на загородные участки речи нет. Участки в шесть соток с домиками далеко за чертой города, куда добираться проще всего на собственной машине, предлагались за миллион и более. Продавцы участков без построек тоже старались не продешевить и предлагали их всего на две-три сотни тысяч дешевле.
Эти цены еще оказались божескими по сравнению с теми, что предлагали рекламные газеты. Раздел «Дачи» изобиловал семизначными цифрами. Может, дело в том, что участки в большинстве своем продают не сами хозяева, а фирмы недвижимости, берущие за свои услуги определенный процент от продажи. Причем месторасположение многих дорогих дач роли не играло. Многоэтажные строения с каминами, саунами и гаражами на несколько автомобилей, вероятно, также находят покупателей. Но нам такие роскошные апартаменты не подходили. Как и огромные участки по 40–50 и больше соток. Шесть-восемь для грядок – еще куда ни шло. И домик, небольшой, но более-менее крепкий, где можно было бы отдохнуть после трудов.
Впрочем, предложения, размещенные в рекламных изданиях, как мы вскоре убедились, удовлетворяли обладателей разных кошельков. Чтобы понять, что можно купить, скажем, за 180 или 350 тысяч рублей, мы с сыном побывали в нескольких садовых кооперативах. И поняли, что стоимость участка и всего, что располагается на нем, определяют сами продавцы, таким образом зондируя платежеспособность покупателей. А когда торг уместен, у продавца появляется больше шансов расстаться с недвижимостью, а у покупателя – приобрести ее.
Что объединяло все рассматриваемые нами участки – то, что расположены они в живописных местах, где царят тишина и отрешенность от городской суеты. Что, в сущности, и нужно. Но у каждого участка мы находили свои плюсы и минусы. На одном есть водопровод и плодоносящие деревья, но очень ветхое строение. На другом домик вроде ничего, но на него нет свидетельства, так называемой в народе «зеленки», которую надо обязательно получить. К третьему добираться долго, но рядом река. Четвертый показался большим и неухоженным… Наконец,  наши предпочтения были отданы участку, хотя и не лишенному минусов, но мы готовы были превратить их в плюсы. Так как просто отдыхать никто не собирался, а приложить силы на нем есть к чему.
 
Право собственности
Итак, наступил самый важный момент: покупка дачного участка. И здесь нужно предостеречь тех покупателей, которые собираются приобрести недвижимость за время отпуска. Можно не уложиться. Так как при осуществлении сделки в Государственном управлении юстиции продавец должен представить кипу документов – от правоустанавливающих, свидетельства о праве собственности на землю, плана участка до самых разных справок. В том числе из налоговой службы – об отсутствии задолженности по налогу, из садового товарищества – об уплате членских взносов и так далее. Понадобится время на то, чтобы все эти бумаги собрать. От покупателя же требуется только внимание и личное присутствие. Но если дача оформляется на одного из супругов, следует заверить у нотариуса согласие другого на сделку. Стоит эта услуга 700 рублей.
Не надо забывать и об очередях, с которыми обычно приходится сталкиваться в учреждениях юстиции.
Но когда все хлопоты останутся позади, вас можно будет искренне поздравить с тем, что такое важное дело, как покупка дачи, удалось осуществить. И теперь вы – собственник участка земли, который при перемене места жительства поможет быстрее привыкнуть к новым условиям, добавит положительных эмоций и позволит обрести гармонию. Теперь у вас прибавится забот, в том числе таких, о которых вы раньше и не подозревали. Например, чем лучше удобрять почву, как уберечь от морозов теплолюбивые растения, что делать с урожаем яблок и так далее.
Но это же приятные заботы!
Снимем шляпки – и за тяпки
Живой “будильник” не даст заскучать
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск