Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ты куда, Одиссей?
КНИГА НЕДЕЛИ
2 февраля 2012 года, 14:02
Текст: Юлия КОХ
Что такое мифы? Сказки для взрослых, иносказания, отражение процессов, происходящих в общественном бессознательном? О том, как жизнь превращается в миф, а расхожие байки становятся реальностью, написал Дэниел Уоллес в своем первом и самом известном романе “Крупная рыба”.
Это короткое произведение, до предела насыщенное ассоциациями, аллюзиями и недосказанностями, заставляет читателя погрузиться в свой, почти сказочный мир.

Даже на смертном одре

История Эдварда Блума, коммерсанта, путешественника и смельчака, начинается у его смертного одра. Сын умирающего пытается лучше узнать своего загадочного родителя и вспоминает бесконечные истории, которыми обросла его биография. Все в нем, от дня рождения до последних минут жизни, было необыкновенным,  неправдоподобным, чудесным. Попытки отделить крупицы правды от сплетен, сказок и бородатых анекдотов неизменно оканчивались провалом – вместо прямого ответа на вопрос Эдвард одаривал родню очередной порцией своих фантастических историй. Даже умирая, этот неутомимый сказитель утверждал, что в юности повстречался с великаном, в студенческие годы заглянул в стеклянный глаз старой ведьмы и увидел там свою судьбу и, конечно же, подцепил на крючок легендарную огромную зубатку, обитавшую, по уверениям старожилов, в близлежащем озере. Проверить эти истории не было никакой возможности – большую часть своей жизни отец семейства провел в разъездах, сколотив немалое состояние на каких-то таинственных операциях с импортом и экспортом.
“Крупную рыбу” сложно назвать романом в строгом смысле этого слова, скорее, это собрание легенд, нанизанных на общую сюжетную линию. Короткие истории, рассказанные Эдвардом сыну, перемежаются “сценами смерти”. Непредсказуемый главный герой продолжает удивлять и на смертном одре – он умудряется почти отдать богу душу целых четыре раза. Каждая такая глава начинается примерно одинаково: старый семейный врач выходит из комнаты больного со слезами на глазах, жена прощается с Эдвардом Блумом и уступает место у изголовья его сыну. Оставшись наедине, эти двое ведут долгие разговоры. Молодой человек пытается приободрить больного, получить последние наставления или обсудить серьезные философские вопросы, однако сталкивается с упорным нежеланием отца говорить о сколько-нибудь значимых вещах. Впрочем, унаследовавший упрямство своего родителя, сын Эдварда Блума продолжает свои попытки, все глубже уходя в пучину легенд и воспоминаний.

Хочется верить

Дэниел Уоллес мастерски играет с оттенками смысла. Благодаря авторскому мастерству образ рыбы становится богатейшей метафорой, выражающей то переменчивость водной стихии, то неизведанные глубины чужой души, то беззастенчивое вранье, характерное для рыбацких побасенок. Встречаются в книге и весьма уместные отсылки к более древним легендам: путешествия удачливого коммерсанта оборачиваются современной версией мифов об Одиссее, бездомная дворняга превращается в грозного Цербера, а купающаяся девушка  оказывается могущественной Девой озера из средневекового фольклора. При этом талантливый рассказчик каким-то одному ему ведомым способом заставляет всю эту странную компанию вполне гармонично смотреться на фоне пейзажей американской глубинки. Свои философские рассуждения и умные выводы Уоллес прячет за искренней простодушной манерой повествования, которая в сочетании с нарочито просторечным стилем придает роману ни с чем не сравнимое очарование. И закономерно, что за экранизацию такого атмосферного произведения в свое время взялся главный сказочник современного мирового кинематографа Тим Бертон (впрочем, фильм “Крупная рыба” – это тема для отдельной хвалебной рецензии). Используя невероятно простые и в то же время выразительные средства, автору удалось достигнуть почти невозможного – в невероятные истории Эдварда Блума хочется верить.
0

Читайте также в этом номере:

Серьезное подспорье (Елена ПОПОВА)
Коммунистов нет (Лариса ФЕДИШИНА)
Стрельба по Фрейду (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Строгая логика абсурда (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Хорошего помаленьку (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск