Турецкая шаль из-за трех морей
СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ
4 апреля 2012 года, 15:14 Текст: Екатерина ТКАЧЕВА, Галина КИРЬЯНОВА
|
На протяжении многих лет в семье Кирьяновых из поколения в поколение передается женская узорчатая шаль.
Реликвия – большой платок из тонкой шерсти черного цвета с бахромой, в центре рисунок из одиночных мелких бутонов красных роз, а по периметру россыпь крупных ярких роз и другие растительные узоры. – Турецкую шаль бабушке моей прабабушки подарил перед свадьбой жених в семидесятых годах XIX века, – рассказывает прилагающуюся к предмету легенду представительница младшего поколения семьи Анастасия Кирьянова. – Купил он ее на ярмарке, куда ездил торговать медом и яблоками. Это был в то время очень дорогой подарок, поскольку носить шаль могли себе позволить только женщины дворянского и купеческого сословия. А в 1870-х годах подобные шали стали появляться и у зажиточных крестьян. Прабабушка надевала шаль по праздникам, а когда старшая дочь выходила замуж, подарила этот платок ей. С тех пор он передается по женской линии старшей дочери. – Моя мама хранит турецкий платок уже в пятом поколении, – говорит Настя. – Но если наши прабабушки надевали его сначала только по праздникам, а затем носили и в повседневной жизни, то в нашей семье он хранится как реликвия. Платку уже более 130 лет! Ткань стала ветхой, появились мелкие дырочки по линии набивного рисунка, поэтому мы его просто храним как память о наших предках. Когда я вырасту, мама передаст платок мне, а я – своим детям. Она же павловопосадская Настю заинтересовало, почему шаль называется турецкой: то ли ее действительно привезли из Турции, то ли это разновидность русского платка с турецким узором. Было проведено целое расследование с привлечением целого ряда источников. Выяснилось: предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя век в русском языке появляется слово “шаль”, позаимствованное из персидского, означающее “большой узорный платок”. На Руси платки появились после установления торговых отношений с восточными странами, когда купцы, сходив за три моря, привозили расписные турецкие и персидские шали. Постепенно шаль прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма – дворянского, а позже и купеческого, и крестьянского. Особенно широкое распространение шали получают начиная с середины ХIX века, когда на многих мануфактурах и фабриках налаживается производство более дешевых, по сравнению с тканными, платков и шалей с набивным узором. 1870–1880-е годы можно характеризовать как время расцвета платочной мануфактуры. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX века. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловопосадским платком исключительно цветочную орнаментацию, но павловопосадские шали с турецким узором также были довольно разнообразны. – Наш платок очень похож на павловопосадские платки с турецким узором, – заключает Настя. Если у вас дома есть интересные вещи, звоните по телефонам46-60-56, 46-65-58. Публикации о них выйдут в рубрике “Семейная реликвия”. |
0 | Твитнуть |