Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
ТСЖ не будет
Актуально
13 апреля 2010 года, 14:38
Текст: Юлия КОСТИКОВА
Идея создания в Норильске товарищества собственников жилья от инициативной группы «Городской округ №2» вызвала бурную и неоднозначную реакцию как у жителей, так и у местной власти. За день до начала голосования стало известно, что ТСЖ в Норильске формироваться не будет. Пока.
Чтобы прояснить ситуацию, «ЗВ» обратился к руководителю инициативной группы по созданию ТСЖ Александру Пестрякову и одному из активных участников кампании по ТСЖ Михаилу Киселеву.
– Почему вы выбрали в товарищество собственников жилья 112 домов, а не два-три, как это принято на материке?
Александр ПЕСТРЯКОВ:
Территория ТСЖ была выбрана не случайно. Мы долгое время пытались понять, как сделать товарищество эффективным. Поэтому решили попытаться организовать ТСЖ на 112 домов и собрали более 250 подписей собственников квартир этих домов в пользу создания товарищества. А мотивация была простая.
Первое. Создать в городе единый расчетный кассовый центр (ЕРКЦ), идея которого была предложена в стратегии развития Норильска до 2020 года. Создание ЕРКЦ обеспечило бы прозрачность средств в сфере ЖКХ. Это как раз тот механизм, которого все боятся. Чем больше домов, тем большее количество денег будет «публичным» и «прозрачным».
Второе. Содержать управдомов в ТСЖ, не меняя управляющую компанию, можно только из дополнительных средств. Их можно получить за аренду нежилых помещений или за сборы с компаний, предоставляющих услуги связи, ведь на каждом доме стоят антенны. На домах размещена реклама, и это тоже статья доходов ТСЖ. Сегодня эти деньги уходят непонятно куда, а должны идти на содержание конкретного многоквартирного дома.
Третье. Рассматривался не только экономический эффект, но и социальный – повышение активности граждан в местном самоуправлении. Мы дожили до того, что не знаем своих соседей. ТСЖ объединяет людей, а проблемы решаются сообща.
Четвертое. Сегодня каждый собственник – одиночка против управляющей компании, а от 8000 собственников уже не отмахнешься. Такое ТСЖ – это общественная сила, способная реально влиять не только на сферу ЖКХ, но и в целом на ситуацию по защите собственных прав в городе.
Михаил КИСЕЛЕВ: Я добавлю, что это и есть пресловутая северная специфика. В Норильске нельзя создавать ТСЖ на два-три дома! Квартир в домах мало, поэтому серьезного экономического эффекта на нескольких домах не добиться. И потом, чтобы доказать «неверный» выбор жильцов в пользу ТСЖ как способа управления домом, управляющие компании могут просто не подписать договор на обслуживание. А что тогда?
Строго по закону
– Городские власти знали о таком масштабном проекте?

А.П.: Конечно. Мы понимали, что, создавая такое большое ТСЖ, нельзя дестабилизировать ситуацию. В августе 2008 года вышло постановление администрации города Норильска №1996 о содействии муниципалитета в создании и деятельности ТСЖ. Мы действовали исходя из мероприятий, представленных в этом постановлении. Все делалось открыто и публично: работал телефон для справок, велись встречи с жителями. Мы провели исследование, опросили почти пятьсот человек. Результаты также были представлены норильской администрации. Мы не могли не учитывать ее мнение, так как сегодня муниципалитет обладает примерно одной пятой частью жилищного фонда города. Но 8 апреля, за день до начала голосования, администрация объявила о своих сомнениях по поводу создания такого крупного ТСЖ.
– Какова была реакция управляющих компаний, когда вы объявили о создании ТСЖ?
А.П.:
Понятно, что любая управляющая компания с сомнением отнесется к ТСЖ, созданному по инициативе снизу. Но ведь не секрет, что самое больше количество жалоб от населения связано именно с ЖКХ и работой управляющих компаний. Подобных обращений несколько сотен в год и везде одно и то же: плохая подача воды, проблемы с канализацией, холодные квартиры зимой, текут трубы и крыши… Получается замкнутый круг, потому что повлиять на качество обслуживания в сфере ЖКХ в одиночку житель не может.
М.К.: Договариваясь с разными сторонами, мы не вели речь о смене управляющих компаний. ТСЖ, как часть федерального проекта «Управдом», предполагало в первую очередь создание системы контроля и защиты интересов собственников. Мы хотели понимать, сколько денег реально идет на услугу, а сколько оседает в управляющих компаниях. Ведь общеизвестно, что обслуживанием многоквартирных домов управляющие компании занимаются отнюдь не в одиночку. Тепловодоснабжение предоставляет ОАО «НТЭК», канализацию – МУП «КОС», за уборку снега также отвечают специализированные организации, работающие по договору подряда. Управляющая компания производит лишь несколько видов работ: саночистку и уборку помещений, текущий ремонт, предоставляет дворников, сантехников и так далее. Создав ТСЖ, мы хотели заставить управляющие компании на 100 процентов отрабатывать те деньги, которые мы платим в их кассы. Вот и все.
– От норильчан поступило много жалоб на то, что рассылка писем от «Городского округа №2» была неправомерной. Почему письма приходили не тем, кто проживает в доме, а уехавшим на материк два-три года назад?
М.К.:
Многим норильчанам не понравилось, что их потревожили. Людям пришлось идти на почту за письмом, и это назвали проблемой. На самом деле оказалось, что улучшений особенно никто и не хочет. А потом жители будут ходить по ЖЭКам и жаловаться на грязь и разбитые окна в подъездах. Мы увидели, что люди сами не захотели другой, нормальной жизни. Те, у кого более-менее чистые подъезды, говорят: «Мы не хотим ничего менять. У нас нет времени. А вдруг будет хуже». Но таких подъездов в городе не более 20 процентов. Что получается? Сами не хотим выбирать и не дадим этого сделать другим. Нас атаковали звонками наподобие таких: «Почему я собственник квартиры, а письмо пришло не мне, а моей жене?» Подобные жалобы выглядели абсурдно.
А.П.: Мы действовали строго по закону. База рассылки уведомлений и проектов уставов составлялась из открытых источников. Я сам баллотировался в депутаты горсовета в 2006 году и все дома, включенные в рассылку, обошел самостоятельно. Неоднократно мы проводили исследования общественного мнения. Так сформировалась база. Не скрою, она успела устареть. Была неполной и с ошибками, были и несовпадения реальных жителей с адресатами. Но никаким образом права личности не нарушались. Обойти 8000 собственников даже тридцати самым активным членам инициативной группы было невозможно, поэтому мы сделали адресную рассылку.
 
Трепещущая тема
– Почему создание ТСЖ остановлено?
А.П.:
Мы посмотрели реакцию горожан, проанализировали исследования. Создавать ТСЖ против воли даже 30 процентов жителей мы не стали. Да и администрация отрицательно высказалась по этому поводу. Мы остановили проект, но поняли, что тема очень волнует жителей… Увы, многие из них пассивны или не готовы что-то менять в своей жизни. Проект был завязан не на коммерческую составляющую, а на контроль со стороны жильцов.
М.К.: Если бы в сфере ЖКХ не было серьезных проблем, то, вероятно, и подобного резонанса ситуация не вызвала бы. В любом случае, что-то должно измениться, и эти изменения рано или поздно начнут происходить. Не исключено, что мы сделаем еще одну попытку создания ТСЖ, но будем учитывать все факторы, включая самый главный – человеческий.
0

Читайте также в этом номере:

Возвращение Валеры Чуева (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
И трех недель мало… (Елена ПОПОВА)
Nадежда и юмор есть! (Юлия АКСЮТОЧКИНА)
К знаниям на колесах (Ален БУРНАШЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск