Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Студенты без границ
ДЕЛО МОЛОДОЕ
12 сентября 2011 года, 13:02
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА, Марина СОКОЛОВА
В пятницу в ГЦК были подведены итоги деловой игры “Норильская летняя академия”. А накануне гостями “ЗВ” стали координаторы игры.
По-видимому, тех молодых, что бродят по городу с банкой пива в руке, просто некому повести в правильном направлении. Другое дело – участники деловой игры “Норильская летняя академия”, которая проходит в рамках корпоративной программы “Норильского никеля” – “Профессиональный старт”. У них хозяйский глаз и пробивная способность просто взять и сделать что-то очень нужное для города. То, что без них почему-то никак не продвигается. Про удивительных студентов “Заполярный вестник” расспросил координаторов  деловой игры “Норильская летняя академия” Сергея Хахаева и Веру Глубокову.
Что самое удивительное – когда наши берутся за какие-то проекты, тут же натыкаются на огромное количество препятствий. У одного чиновника идея пролежит два месяца, у другого – три, у третьего – четыре, и энтузиазм начинает пропадать. У профстартовцев все иначе.
– Для них нет рамок, в которых мы привыкли жить, – рассказывает Сергей Хахаев. – А поначалу вообще не было никаких границ. Все начинают откуда-то снизу, а они напрямую к главному архитектору записываются. Или сразу в приемную главы города идут, чтобы мэр им кисточки выдал и краски.
Существует мировой заговор против авторов креативных идей. Когда команда “Знак качества” в 2007 году придумала проект “Заполярная любовь” (памятник любви в камне в виде сердца – место встреч влюбленных), то услышала в управлении архитектуры: мы объявим конкурс… соберем скульпторов… каждый из них предоставит макет… подумаем… порешаем…
Но сезон летней практики, а с ним и деловая игра быстро кончаются. Ребята взяли две арматурины, загнули их в форме сердца и воткнули в землю за “Черным тюльпаном”. Успели привезти камни для украшения газонов.
– На следующий год команда “КрасНор” (Красноярск – Норильск) продолжила дело. Они покрасили камни, посеяли траву, семена им дали в Институте Крайнего Севера. Папа одного из студентов сварил уже более надежную конструкцию – два сердца, пронзенных стрелой. Туда приезжают люди, вяжут ленточки. Есть скамейки, урны, за местом, чувствуется, следят, – рассказывает Сергей об успешном окончании проекта.
– У нас в деловой игре проходил квест, было шуточное задание для команд, – говорит по этому поводу Сергей Хахаев, –сфотографировать два памятника. Тот, который обещали, но его нет (камень на Гвардейской), и тот, который никто не обещал, но он есть (сердце за “Черным тюльпаном”).
А с каменным сердцем ничего не получилось. И хорошо. Каменное сердце – это не про норильчан. У нас люди отзывчивые. Что касается чиновников, ничего не попишешь, исполнять законы тоже кому-то надо. Потому что среди хороших идей часто попадаются плохие. И очень плохие.
Все срослось
– Мы, горожане, очень переживали по поводу того, что никак не обозначен Нулевой пикет, с которого начинался город. Ваши студенты просто взяли и сделали памятник. То же произошло и с другим, равным по значимости утраченным памятником буровой вышке КЗ-21, с которой начинался Талнах. Профстартовцы восстановили ее без труда. Как же так: город не смог, а у приезжих студентов получилось? Пожалуйста, подробности.
– В прошлом году буровой вышкой занималась команда “Ведро” – победители деловой игры 2010 года. Тренером у них была Нина Воскресенская, очень креативный человек. В начале предполагалось, что проект команды будет связан с рыбалкой. Рыбалки в итоге не было и в помине. Зато ребята сделали много других проектов, а про вышку узнали на экскурсии в “Норильскгеологии” от хозяина геологического музея Владлика Кургина. Это его заслуга, что памятник появился, он ведь за вышку давно бился. Когда ее открывали, он нам все показал. “Здесь, – говорит, – сидели мы, там сидели они, пошли сюда, уткнулись в породу…” Потянул в гору потом. Я так понимаю, что Кургин к тому времени администрацию Талнаха изрядно достал с этой вышкой, и, в общем-то, поэтому все так хорошо срослось.
В “Ведро” все же кое-что поймалось. Целая буровая вышка. Тем, которые без границ, судьба сама дает подсказки, говорит Сергей:
– Потом, когда начинаешь читать, как и когда этот памятник возник, многие вещи становятся понятными. Изначально ведь эта вышка появилась благодаря таким же энтузиастам, студентам-практикантам. Мир не без добрых людей. В этом году команда “ФСБ” на установочной сессии (кстати, моя команда) тоже думала над проектом. Определились: хорошо бы сделать что-нибудь для детей. Тут один мальчик показывает в окно: “Вон детская площадка!” Все: “О-о-о, детская площадка! Надо ее покрасить”. Потом уже выясняется, что эту площадку построили точно так же энтузиасты на благотворительных началах. С Нулевым пикетом то же. Сначала появляется идея обозначить место Нулевого пикета, а потом выясняется, что в этом году исполняется 90 лет построенному там Первому дому Норильска. Идея пришлась кстати.
Разрубили гордиев узел
Про Нулевой пикет команда студентов-горняков “Pro.Синдикат” узнала, потому что ребята ездят мимо него на практику на рудник “Заполярный”. Пришли с идеей поставить на историческом месте памятник к своим наставникам из “Норильской летней академии” Сергею и Вере. “Потрясная идея!” – сказали те. “Идея супер!” – подтвердили в управлении по персоналу и социальной политике и в управлении внутренних коммуникаций ЗФ. Раз “Норильский никель” – за, какие могут быть проблемы?
Памятник Нулевому пикету значился в программе городского музея, рассчитанной на …дцать лет. Проблема заключалась в том, что историческое место триангуляционной вышки Урванцева ныне находится в промышленной зоне. “Отодвинуть” ее затруднительно. Разного рода переписка между ответственными структурами заняла бы несколько лет и ничем бы не окончилась. Студенты махом разрубили гордиев узел – поставили памятник чуть дальше исторического места. Сами выбрали камень в карьере “Заполярного” и договорились с водителем БелАЗа о его транспортировке.
– Мы рады, что в итоге музейные работники с восторгом отнеслись к проекту, – говорят Сергей и Вера. – Рады, что удалось поставить памятник Нулевому пикету, и надеемся, что ДМС “Лидер” продолжит начатое, потому что есть более глобальная задача – сделать вышку, покрасить остановку. Если они не успеют, то в следующем году мы доделаем. А новые памятники на Вальке, особенно дерево желаний, как нам кажется, – это рождение новой традиции.
Сергей Хахаев – москвич, но по образу мыслей – настоящий северянин, который после очередных штормов и комариных атак клянется себе больше никогда не отправляться на тяжелый отдых на далекие озера, но в пятницу снова снаряжает лодку.
Норильск – город-мечта
– Я с 2007 года болен Норильском, – говорит Сергей. – Год живу в ожидании. В какой-то момент я сказал, что Норильск – это город-мечта. Если у тебя не было мечты, то, когда ты попадаешь в Норильск, она у тебя тут же появляется: уехать отсюда. Но когда ты уезжаешь, тоже появляется мечта – вернуться. Мы уезжаем и ждем, когда вернемся. У меня вообще история знакомства с Таймыром своеобразная: первый раз я здесь был в 1989 году с группой школьников, с одноклассниками, мы ходили сюда в поход на первенство Москвы по туризму. Прилетели в Норильск, потом сплавлялись по речке Кулюмбе, дошли до Снежногорска, а оттуда летели в Норильск. Так что с 1989 года у меня была внутренняя потребность вернуться, и вот в 2007-м это произошло. Наш классный руководитель вообще заболел Севером настолько, что теперь у него на озере Кета своя туристическая база. Люди к нему едут со всего мира.
Если вспомнить про теорию Сергея, согласно которой существует некая цикличность и взаимосвязанность событий, то в 1928 году по Кулюмбе сплавлялся Николай Урванцев, поставивший Нулевой пикет. С берегов Кулюмбе первооткрыватель Талнахского месторождения Виктор Кравцов, ныне живущий в Петербурге, привез образцы руды с рекордным содержанием платиноидов. Оба отдали Норильску большую часть жизни. Город-мечта умеет привязывать к себе. Что касается “Профстарта”, в этом авторам программы помогает “Норильская летняя академия”.
– Практика показывает, что сразу сложно общаться со студентами по поводу того, собираются ли они вернуться, –говорит Сергей. – У многих приехавших первые две недели вообще шоковое состояние. Потом они знакомятся с городом, людьми – ничего. Еще есть те, кто практику прошел и утверждает, что никогда-никогда не вернется. А потом смотришь – идет по Ленинскому один, второй, третий… “Ну, – говорят, – три года – не больше”. Потом вступают в социальную программу: “Еще десять лет, но не больше…” С другой стороны, мне кажется, это видно, если человек хочет вернуться. Если ты не способен работать с людьми – Норильск не для тебя. Понять город помогают проекты деловой игры. Приятно, когда то, что мы делаем, остается. Смотришь и понимаешь: это мое и город тоже мой.
Они из третьего сектора
Почему у проектов “Профстарта” такое гуманистическое направление? Кто они, координаторы из деловой игры “Норильская летняя академия”, в которой есть замечательный факультет добрых дел? Все дело в том, что Вера Глубокова и Сергей Хахаев из третьего сектора. Давно занимаются благотворительностью, волонтеры, члены известных некоммерческих организаций.
– Я третий раз в Норильске, второй раз работаю в “Норильской летней академии”, – рассказывает Вера Глубокова. – Училась в Санкт-Петербурге, с первого курса была волонтером молодежного движения “Ровесник ровеснику”. С недавних пор перебралась в Москву. Как правило, люди, которые занимаются социальной работой, тесно сотрудничают между собой. Таким образом я познакомилась с Татьяной Бурмистровой, директором компании “БТК–Консалтинг”, и она пригласила меня принять участие в программе “Норильская летняя академия”.
История Сергея Хахаева длиннее. Он “академик” с биографией. Еще когда учился в школе, в 1986 году попал в театральный кружок при Дворце пионеров Ленинского района Москвы, который со временем превратился в некоммерческую организацию – центр “Подвал”.
– Почему “Подвал”? Потому что центр находился в полуподвальном помещении, и когда родители спрашивали детей: “Куда идете?”, мы отвечали: “В подвал”, – поясняет Сергей. – Наш театр не искусство, а способ общения. В нем играют не только ребята, но и их родители. Если говорить о старшем поколении театра “Подвал”, к которому отношусь я и Нина Воскресенская, мы там уже волонтеры. Официально работает только Юля Шевелева, тоже тренер нашей деловой игры. Сейчас самая младшая группа, которая занимается в “Подвале”, – это дети старшего поколения. В сентябре они будут открывать 25-й сезон.
Организация много чем занимается: и обучением, и тренингами для детей и подростков, и благотворительностью, рассказывает Сергей.
– У нас были всевозможные международные, межнациональные программы. Например, “Бакинский двор”, когда дети из Баку с армянской и азербайджанской стороны встречались в Москве. Они общались три дня, сами написали и поставили спектакль “Бакинский двор”. Или программа, когда собрались дети из 14 стран: представители белой и черной расы из ЮАР и практически всех стран, образовавшихся после разделения Югославии, – сербы, хорваты, а также армяне, азербайджанцы, грузины, осетины. Проводимые тренерами “Подвала” тренинги направлены на командообразование, выявление лидерских навыков. Они очень помогают школьникам, которые начинают учиться в специализированных колледжах с седьмого класса и не знакомы. Помогают и преподавателю, который участвует в тренинге и сразу видит свой класс.
Спектакль по Юрию Щекочихину
Руководитель центра “Подвал” Юлия Шевелева не только ставит спектакли, но и является автором сценариев. Первый, увидевший свет в 1986 году, был посвящен началу конца холодной войны и рассказывал о движении по обмену американских и русских детей Peace Child.
– Наверное, все помнят имена Саманты Смит, побывавшей в России, и Кати Лычевой, съездившей в Америку, – напоминает Сергей. – Начали это американцы, работали с комитетом комсомола. Спектакль мы показывали в Москве. Он про детей, преодолевающих эти холодные стены.
Второй спектакль был поставлен по статьям известного журналиста Юрия Щекочихина.
– Когда он работал в “Литературной газете”, то писал о проблемах подростков, у него было правило: каждый четверг в шесть часов он откладывал все дела и до десяти принимал звонки подростков по горячей линии. Из этих разговоров сделал книгу “Алло, мы вас слышим”. Мы тогда были подростками и знали, что в стране есть проблемы и наркомании, и нацистов и что взрослые часто не слышат детей. Все спектакли были близки нам по тематике. Чтобы написать сценарий третьего спектакля, Юлия Шевелева специально ездила в женское спецучилище в колонию, разговаривала с девочками. И сделала спектакль “Спецуха”. Он состоял из нескольких новелл о судьбах девочек, с которыми она общалась.
Вот, по-видимому, откуда растут ноги у социальной направленности сегодняшних проектов профстартовцев, которые устраивают вечера для ребят из “Виктории” или работают с детьми из талнахского приюта. Трудные темы их не пугают.
Тренеры “Подвала” любому – подростку или профстартовцу – растолкуют, что такое благотворительность. Это не только добренький дяденька с кучей денег, которому легко отдать часть на что-то.
– Каждый из нас может быть благотворителем. Если у тебя нет миллиона, а есть 50 рублей, то десять ты можешь отдать. У нас была программа “Один плюс один”, смысл которой в том, что если каждый даст по рублю, то ведь и 11 миллионов можно набрать – по числу жителей Москвы, – рассказывает Сергей. – А что такое рубль для всех нас? Не деньги. Чтобы стать меценатом, не надо быть миллионером. Мы всем рассказывали про третий сектор – благотворительность, договаривались с коммерческими банками, чтобы рядом с операторами у них стояли квитанции, в которых была прописана сумма “один рубль”, оставалось только вписать фамилию жертвователя. Деньги переводились на счета нуждающихся, в Фонд солдатских матерей. Десятки тысяч удавалось собирать.
Впереди паровоза
Третий сектор не очень большой. Его обитатели друг с другом рано или поздно знакомятся, говорит Сергей Хахаев:
– Таня Бурмистрова, директор ООО “БТК-Консалтинг”, руководитель “Норильской летней академии”, хорошо знала Юлю Шевелеву. Нина Воскресенская и многие из прошедших школу “Подвала” работали в “Школе НКО” (некоммерческих общественных организаций), когда Таня Бурмистрова была ее руководителем. И у “Школы НКО”, и у нашего “Подвала” был опыт по работе со студентами и “Норильским никелем”.
Все встретились на деловой игре, которая стартовала в 2006 году. С того времени число участников программы “Профессиональный старт” выросло более чем втрое (сейчас 324 человека), неизменным остается желание студентов поучаствовать в добрых делах.
– Сергей, Вера, как идет процесс создания проектов? Такое впечатление, что, рассказав студентам про благотворительность и проведя тренинги, вы пускаете их в самостоятельное плавание. Причем они умудряются увидеть и устранить те узкие места, которые считались в городе неразрешимой проблемой. Сколько лет, например, у нас не могли подписать остановки.
– В 2006 году ребята с этим столкнулись, пошли в НПОПАТ, узнали расписание, распечатали, заламинировали и развешали на всех остановках, уже потом НПОПАТ сделал таблички. Но все началось со студентов. Из запоминающихся в том году был ремонт на Комсомольской площади – меняли тротуарную плитку.
Это сейчас у детского сада “Золотая рыбка” появилась шикарная детская площадка, говорит Сергей, в 2007 году там стояли три хромые качели. Студенты решили сделать детям подарок.
– Сад специализированный и предназначен для детей с легочными болезнями, красить в обычные дни нельзя. Либо в выходные, либо по ночам работали, привозили шины, чтобы малыши могли по ним лазить. Из шин сделали клумбы, прудик декоративный из кирпича. В этом году студенты утренник в “Золотой рыбке” проводили. Рисунки “Профстарта” на фасаде остались, их подкрашивают: рыбки, звездочки.
Первые профстартовцы восстановили крепость на горке, у которой были обломаны зубцы и ступени. Ребята трудились не покладая рук два месяца. Другая команда решила привести в божеский вид баскетбольную площадку на “Заполярном”, хотя директор сказал: “Можете не переживать, у нас тут ремонт идет, в 2007-м закончат”. Нашли стойки, сварщика, разукрасили щиты, восстановили трибуны, вынесли 20 мешков пустых бутылок. Щиты с нарисованными баскетболистами стоят, ремонт стадиона не закончен.
Вовлекают в процесс
Сергей Хахаев с теплом вспоминает проект “прекрасной команды” “Полярное продвижение”, который как раз и закончился визитом в детский реабилитационный центр “Виктория”:
– Это был проект по безопасности дорожного движения. Сначала вместе с гаишниками они раздавали листовки водителям и пешеходам. Был дождь, все вымокли, приехали в ГАИ, их там угощают горячим чаем, говорят: “Ребята, нам с вами понравилось. Давайте еще что-нибудь сделаем”. Подумали, договорились с “Арктикой” и сделали игру – дружеский матч, на котором присутствовали студенты как представители пешеходов, водители из НПОПАТ и представители ГАИ. Матч был направлен на улучшение взаимопонимания между всеми сторонами. Третьей серией проекта стал поход в реабилитационный центр “Виктория”. Они там сделали утренник, посвященный правилам дорожного движения. Было замечательно, собрали творческую группу, в которую влились ребята из всех команд. Очень волновались, потому что их предупредили: “Не рассчитывайте, что дети будут отвечать на ваши вопросы”. Но ребята из “Виктории” отвечали очень охотно. “На какой свет нужно переходить улицу?” – “На зеленый!” Сейчас работает в “Норильском никеле” в КАУ (а тогда она еще была студенткой, одним из кураторов нашей игры) Таня Кальянова. До сих пор для нее это очень большое впечатление…
Деловая игра формирует активность будущих производственников.
– Программа “Профессиональный старт” – это программа, которая направлена как на профессиональную подготовку молодых специалистов, так и на их социальную адаптацию в городе, обществе, – говорит начальник отдела обеспечения персоналом УПиСП ЗФ Елена Белова. – В течение нескольких лет выстраивалась система работы между компанией и вузами, которая впоследствии позволила ребятам кроме получения практических навыков на производстве раскрыть свои способности через деловую игру, которая позволяет получить дополнительную информацию о людях, городе, компании, их истории. Стремление профстартовцев через реализацию социальных проектов сделать город лучше, красивее вовлекает в процесс многих жителей города. Ведь, показывая свою активность в жизни, ребята так же себя ведут и на производстве: они стремятся к знаниям, интересуются всем новым, хотят узнать больше о производстве. Программа “Профессиональный старт” – прекрасная возможность для молодых людей проявить себя и трудоустроиться в компанию.
Малышам-сиротам в детской больнице – помогли
Взяли и поставили памятник Нулевому пикету
Увидели в окно разрушенную детскую площадку – отреставрировали
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск