Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Старость не радость или?..
СВОЙ ВЗГЛЯД Елены ПОПОВОЙ
4 октября 2012 года, 17:47
Старость – это дар
Мои коллеги, услышав о том, что колонку я буду писать про старость, не удержались от того, чтобы не скользнуть по мне критичным оценивающим взглядом. И захихикали. Ты? Про старость? Пришлось объяснять: колонка будет посвящена празднику – 1 октября вся страна отметила Международный день пожилого человека.
Написала эти строки и сама усомнилась. Действительно, что за праздник такой? Чему радоваться? Старость всегда представлялась мне довольно безрадостным состоянием. Выпавшие зубы, лишние килограммы, обвисшая кожа, болезни, немощность, памперсы (не дай бог). Позвонила в день “праздника” маме. Та была в ярости – из соцзащиты к ней приходили с подарками и поздравлениями. Разве она пожилая? Ей всего-то 61 год! Я долго успокаивала разгоряченную маму. В качестве доводов привела то обстоятельство, что пожилыми вроде бы принято считать людей после 65. С другой стороны, почему именно с этого возраста? Кто это определил? Вообще когда человек начинает стареть? На эти вопросы я для себя так и не нашла ответа. Мнения ученых, как оказалось, на этот счет тоже заметно расходятся.
Американские исследователи, например, утверждают, что уже к середине жизни в мозгу человека постепенно перестает вырабатываться миелин (смесь липоидных и белковых веществ, входящих в состав оболочки нервного волокна), из-за чего постепенно начинают ухудшаться двигательные и когнитивные функции организма. На этом основании ученые делают вывод о том, что общее старение организма начинается в 39 лет. Другие исследователи уверяют, что в среднем четкие изменения в физических параметрах человека наблюдаются уже после 30 лет. Третьи в своих умозаключениях идут еще дальше. Якобы если брать за основу длину генов старения (теломеры), то они начинают сокращаться с самого начала жизни. И именно с этого момента можно считать, что мы стареем. Младенцы – старики? Ну, с этим, предположим, ученые явно переборщили. Уж кто-кто, а дети явно не зададутся вопросом, который волнует без исключения всех взрослых: как отодвинуть процесс старения? Как сделать так, чтобы жизнь была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение?
У некоторых, кстати, это получается. Мне приходит на ум 87-летняя бабушка моей невестки. Она прожила трудную, но интересную жизнь – работала геологом, жила в Монголии, потом в Казахстане. Для своих многочисленных внуков и правнуков бабушка всегда была и остается другом с большой буквы. Именно к ней они идут со своими радостями и бедами, потому что бабушка – человек мудрый. С ней интересно, она в курсе всех событий в стране. Едва ли не быстрее своих дочерей бабушка научилась пользоваться сотовым телефоном и отправлять смс. Ее открытости, доброжелательности и постоянно хорошему настроению может позавидовать каждый. А может быть, в этом и заключается причина того, что старость для этого человека необременительна?
С духовным самосовершенствованием, я читала, связывает секрет своего долголетия настоятель буддийского монастыря на острове Пхукет Луанг Фу Суфа. Несколько лет назад, когда отмечалось 115-летие монаха, он объяснил, что прожил так долго, потому что мало ел и предпочитал молчать, а если и говорил, то исключительно правду. Самые пожилые близнецы в мире – сестры Раймонд Сомад и Люсьен Грар, дожившие до ста лет, уверяют, что это легко сделать, если заниматься спортом и всегда улыбаться. “Если ты перестаешь улыбаться, ты перестаешь жить”, – говорит Люсьен. А вот у итальянки Рафаэллы Мони, прожившей 109 лет, был другой способ дотянуть до преклонного возраста: ежедневно перед сном бабулька выпивала полстакана граппы (виноградной водки). Рецепт долголетия у каждого свой…
Когда у знаменитого венгерского гроссмейстера Андора Лилиенталя спросили, как прожить, столько же, сколько он (Лилиенталь умер в возрасте 99 лет), тот ответил просто: “Жениться только на русских женщинах” (что он, собственно, и делал). С другой стороны, кто-то, наоборот, причину своего долголетия видит в том, чтобы вообще отказаться от женщин. Или от мужчин. Это, например, советует всем, кто хочет дожить до 100 лет, англичанка Глэдис Гоф, отметившая свое 103-летие. Глэдис всегда сторонилась противоположного пола и прожила спокойную жизнь без любовных потрясений.
Когда я привела ее в качестве примера медработнику в талнахской поликлинике, с которой однажды во время процедуры довелось разговориться на посторонние темы, обаятельная дама лет 50–55 (по моим прикидкам) расхохоталась. “С годами приходит понимание: любые переживания делают нашу жизнь ярче, – сказала мне очаровательная толстушка. – Другое дело, что, чем старше ты становишься, тем меньше начинаешь по каждому пустячному поводу переживать. Более свободной становишься, что ли… Приходит другой вкус к жизни. Да что я тебе рассказываю? Сама когда-нибудь поймешь”. Вспомнить эти слова мне пришлось спустя пару лет, когда совершенно случайно на глаза попалась колонка Владимира Познера “О старости”, в основу которой легло письмо-признание пожилой американской женщины. Его строчки меня потрясли.
“На днях одно юное существо спросило меня, каково быть старой. Я несколько растерялась, поскольку не считаю себя старой. Увидев мою реакцию, существо страшно смутилось, но я  cказала, что вопрос интересный… Старость, решила я, это дар. Сегодня я, пожалуй, впервые в жизни стала тем человеком, которым всегда хотела быть. Нет, речь не о моем теле, конечно! Иногда это тело вызывает у меня отчаяние – морщины, мешки под глазами, пятна на коже, отвислый зад. Часто меня шокирует старуха, которая обосновалась в моем зеркале, но переживаю я недолго. Я бы никогда не согласилась обменять моих удивительных друзей, мою замечательную жизнь, мою обожаемую семью на меньшее количество седых волос и на плоский подтянутый живот. По мере того как я старею, я стала к себе добрее, менее критичной. Я стала себе другом. Я себя не корю за то, что съела лишнее печеньице, за то, что не убрала постель… По мере того как ты стареешь, все легче быть искренним, – пишет женщина. – Ты меньше заботишься о том, что другие думают о тебе. Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться… Старость освободила меня”.
К сожалению (или к счастью), я пока не могу позволить себе лишнее печеньице. Хотя и готова признать: старики – это особые люди. И может, не так уж и плохо, что хотя бы раз в год у нас есть повод вспомнить об этом.
0

Читайте также в этом номере:

Охота на мамонта (Татьяна РЫЧКОВА)
Светлое пенсионное будущее (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
За труд на совесть (Валентин ПЕТРОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск