Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
С автономным паром!
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
20 декабря 2011 года, 14:05
Текст: Спрашивала Татьяна РЫЧКОВА
В кабинете главного специалиста отдела теплотехники, водоснабжения и водоотведения Сергея Суркова на стенах расположились  многочисленные схемы артерий теплоснабжения Норильского промрайона. Есть среди них и схема паропроводов НПР.  Подойдя к ней, хозяин кабинета произносит звучное слово “децентрализация”. Об этом и заходит речь.
– Сергей Александрович, для чего нужен пар в НПР?
– Например, для обогрева подземных выработок стволов 7-БИС и 9-БИС рудника “Заполярный”, так как они находятся далеко и на очень большой высоте. Там стоят калориферы, которые подают  воздух внутрь. На Норильской обогатительной фабрике, где пар используется в технологии для подогрева пульпы, на никелевом заводе, в ЦЭН – для подогрева электролитов и в калориферах, в ХКЦ так же используется в технологии, на цементном заводе – на узле приготовления жидкого стекла. На нефтебазе железнодорожные цистерны, которые перевозят нефтепродукты, а также стационарные нефтеналивные емкости после опорожнения обрабатывают паром, чтобы внутри не осталось взрывоопасных смесей. Это одно из важнейших требований правил безопасности, не дай бог искра какая-нибудь – все взорвется. На ЗСК с помощью пара производят бетон. На медном заводе пар используется в производстве и транспортировке элементарной серы, это уже использование пара в экологической программе Заполярного филиала. При этом под действием пара производится утилизация серы из отходящих газов плавильных агрегатов. Пар также используется и на норильском молокозаводе.
– Все время он доходил до потребителей-заказчиков по сети паропроводов, а теперь речь пошла о децентрализации. Почему?
– Протяженность паропроводов в НПР большая, они давно выработали свой ресурс, требуют замены, это дорогое удовольствие, потому что сталь, используемая в паропроводах, тем более в северных условиях, очень дорогая. Это первое. Во-вторых,  пар – это энергоресурс для самой ТЭЦ. Если мы откажемся, отрежем все паропроводы от ТЭЦ, то этот пар будет идти на генерацию электроэнергии, тепла для города и НПР. Мы им помогаем, отказываясь от централизованного снабжения паром технологических переделов филиала, и этот пар дальше они сами у себя будут использовать.
В начале этого года руководство ОАО “НТЭК” обратилось к руководству ГМК “Норильский никель” с запросом и просьбой оказать содействие, в связи с тем что ряд мощностей ТЭЦ-1 отработал свой парковый ресурс. Строительство новых мощностей взамен изношенных приведет к большим финансовым затратам, потому что один блок электрической станции (два котла и одна турбина) – это 4–5 млрд евро. Это, как видите, дорогое удовольствие. Поэтому руководство ОАО “НТЭК” выступило с предложением уменьшить потребление пара на технологические нужды, поскольку самым большим потребителем пара в НПР являются подразделения Заполярного филиала. В рамках этого запроса мы совместно с НТЭК разработали программу по децентрализации системы пароснабжения.
– А как же отрезанные от паропровода предприятия?
– На медном заводе, например, будет строиться автономная паровая котельная. Они сами для себя будут производить пар. На Норильской обогатительной фабрике, где требуется примерно 10 тонн пара в час, будет строиться небольшой паровой котел. На никелевом заводе  еще две паровые котельные. На руднике “Заполярный” пар не потребуется. Вместо пара здесь будет строиться водогрейная котельная.
– Концепция автономии включает в себя что-то еще?
– В уходящем году было введено очень много локальных очистных сооружений по очистке сточных и канализационных вод, так как требования законодательства в области экологического контроля и надзора ужесточаются. Это раньше любой ручеек из умывальника или технологического оборудования можно было слить на рельеф. Сейчас уже на стадии проектирования требуется создание очистных сооружений даже для маленьких объектов.
– Где в НПР таковые имеются?
– В минувшем году было построено девять локальных очистных сооружений на вентиляционных стволах Талнахской промплощадки, никелевом заводе и НМЗ. Хозяйственно-бытовые сточные воды за счет отстаивания в отстойнике будут освобождаться от взвешенных частиц, затем, пройдя через ультрафиолетовое обеззараживание, сбрасываться на рельеф в очищенном виде. Степень очистки локальных очистных сооружений соответствует требованиям нормативов.
– Насколько активно энергетики участвуют в проектах по экологии?
– Недавно первый заместитель  главного энергетика УГЭ Сергей Александрович Скрипченко вернулся из командировки, где проводились тендерные процедуры по выбору подрядчика по глобальному проекту “Серное экологическое производство”. Конечно, энергетика имеет отношение и к данному проекту, так как для серного производства требуются и природный газ, и электроэнергия, и пар. Экологическое производство будет размещено на двух площадках: Надеждинском и медном заводах. Управлению главного энергетика, естественно, нужно выбрать оптимальное решение по энергообеспечению этого проекта. После его реализации воздух в НПР и на Таймыре станет чище.
0

Читайте также в этом номере:

Медный – сила! (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Поздравляем! (Полина ИВАНОВА)
Под пальмой или на пасеке? (Спрашивала Марина БУШУЕВА)
Традиция побеждать (Татьяна ВЕНЗИК)
Шах и мат решают (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Звездный Новый год (Алина БРИТОУСОВА, студия “Перемена”)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск