Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Реальный опыт на виртуальной машине
ПОДРОБНОСТИ
27 июня 2013 года, 15:37
Фото: Валерий БАРКОВ
Текст: Екатерина БАРКОВА
На учебной базе корпоративного университета “Норильский никель” начал работу уникальный учебный комплекс для машинистов погрузочно-доставочных машин. Пока он работает в тестовом режиме. К обучению навыкам управления подземной техникой на новом тренажере приступила первая пилотная группа.
Запуск даже в тестовую работу тренажера сделали торжественным. От традиционных красных лент отказались, решили идти в ногу с современными технологиями – запустили новое оборудование нажатием красной кнопки. Почетную миссию поручили заместителю директора Заполярного филиала по персоналу и социальной политике Дмитрию Свиридову.
– Мы присутствуем на очередном важном этапе реализации мероприятий, которые касаются модернизации учебного процесса и технологий подготовки персонала, – подчеркнул Дмитрий Свиридов. – Сегодня мы запускаем уникальный тренажер в тестовом режиме. После завершения обучения пилотной группы программа будет скорректирована, и в августе оборудование будет торжественно запущено. Начнем готовить машинистов по новой технологии уже в штатном режиме. Уверен, тренажер поможет повысить производительность труда и положительно скажется на промышленной эффективности наших предприятий. До конца года мы планируем подготовить 136 машинистов ПДМ.
Ощущение реальности
Тренажер для машинистов погрузочно-доставочных машин “Атлас-Копко” стал вторым, на котором проходят обучение слушатели корпоративного университета. В прошлом году здесь был установлен первый тренажер-симулятор для машинистов самоходных буровых установок Boomer E2C. Недавно шведские специалисты его обновили – расширили перечень обучающих программ, и теперь на нем одном можно научиться управлять тремя машинами: Boomer E2C, Boomer S1D и Simba.
– Опыт использования тренажера Boomer оказался успешным. Поэтому следующим шагом стала установка тренажера для машинистов ПДМ. Все это стало возможным благодаря договору о сотрудничестве корпоративного университета и шведской компании “Атлас Копко”, который мы подписали в прошлом году, – объясняет ректор корпоративного университета Константин Горбунов. – Мы вводим в опытную эксплуатацию тренажер, который предназначен для обучения машинистов ПДМ на ST-14 и ST-7. Эти цифры указывают на количество тонн горной массы, которую максимально может взять ковш. Процесс же управления машинами по сути одинаковый. Первой осваивать тренажер будет пилотная группа. Мы в свою очередь будем собирать пожелания слушателей и их руководителей по усовершенствованию программы обучения. Затем наши методисты совместно со специалистами по самоходному дизельному оборудованию рудников отработают эти замечания и внесут необходимые изменения в образовательный процесс. И уже в августе мы начнем подготовку всех машинистов ПДМ на новом тренажере.
– Учебный комплекс для машинистов погрузочно-доставочных машин первый в нашей компании, который изготовили и привезли в Норильск. Он создан на основе узлов и систем управления реальной ПДМ ST-14. При помощи подвижной платформы можно моделировать движения подземной машины в реальных условиях, – рассказывает директор норильского филиала шведской компании “Атлас-Копко” Сергей Кисляк. – Оборудование кабины полностью идентично реальной машине, которая применяется на норильских предприятиях. Программное обеспечение данного тренажерного комплекса позволяет работать по девяти различным сценариям, в том числе погрузка горной массы, зачистка трасс движения, работа с применением дистанционного управления, что в настоящее время востребовано на рудниках “Таймырский” и “Октябрьский”. При этом обучение на тренажере имеет ряд преимуществ. Он позволяет экономить электроэнергию, дизельное топливо и не наносит вред окружающей среде. Обучение производится в безопасных условиях – на поверхности. Поэтому мы надеемся, что люди, которые пройдут обучение на этом тренажере, придут на свои предприятия подготовленными специалистами.
Первый навык
После официальной части слушатели приступили к изучению и освоению нового оборудования. Все как положено: зашел в кабину и плотно закрыл дверь. Без этого техника работать не будет. Предусмотрено инструкцией. В кабине тренажера все как и в настоящей погрузочно-доставочной машине. Продуманы виды сбоку, спереди и сзади. Они выведены на экраны мониторов. За тем, как будущий машинист выполняет упражнения, наблюдают его коллеги и опытный преподаватель корпоративного университета кандидат технических наук Владимир Склянов. Поскольку прямой контакт с находящимся в кабине исключен, коррективы в его работу вносят по рации. Водителю подсказывают, какие моменты нужно учесть при передвижении по выработке или как исправить ошибку.
Первое упражнение: в подземной горной выработке на машине проехать в забой, остановиться у пунктирной красной линии, выйти из машины, взять пульт дистанционного управления, с его помощью подвести машину в опасную зону, набрать ковш горной массы, выехать из опасной зоны, снова сесть в кабину, выехать из забоя, подъехать к самосвалу и погрузить в него ковш горной массы. Слушателю нужно ориентироваться на цветовой сигнал в правом углу экранов. Если горит зеленый, значит все в порядке, машинист выполняет задание правильно. Если красный сигнал – есть какое-то нарушение, которое для выполнения задания обязательно нужно устранить.
– Новый тренажер нужен для того, чтобы человек приобрел необходимые навыки перед реальной практикой, – объясняет Владимир Склянов. – Раньше допущенные во время тренировки ошибки, которые неизбежны, отражались на техническом состоянии машины. Теперь, когда человек уже после тренажера сядет в настоящую машину, он избежит ошибок, а значит, и реальных повреждений.
Первый слушатель с заданием справился вполне успешно, движение по горной выработке выполнил отлично, зачерпнул ковшом горную массу и проехал к самосвалу. Сложнее было понять, как, пусть даже виртуально, аккуратно подъехать к самосвалу и высыпать в кузов горную массу. На этом этапе ошибки допускали почти все ученики пилотной группы.
– Поначалу непривычно. Сложно воспринять виртуальное месторасположение машины. Нужно ехать посередине выработки, но не видно бортов. Также пока сложно понять габариты машины. Думаю, за две-три тренировки все пойму и прочувствую, – рассказал о своих ощущениях будущий машинист ПДМ шахты “Скалистая” рудника “Комсомольский” Михаил Костенко. – Все рычаги и джойстики на своем месте. Кабина вращается. По ощущениям – настоящая машина. Единственное, не чувствуется вибрация двигателя, слышен просто звук. Уверен, после таких занятий мы быстрее приобретем навык на подземном полигоне и будем готовы к практике на настоящей технике.
Примечательно, что занятия на тренажере не добавят учебных часов к программе обучения. Они заберут учебные часы у теории.
– Программа обучения не увеличилась. Для машинистов ПДМ она составляет 480 часов, – говорит Константин Горбунов. – За счет более интенсивного прохождения теории часть часов предусмотрена на отработку приемов на тренажере. Практика на полигоне остается. Получается три этапа обучения: теория, в рамках которой часть занятий будет проходить на тренажере, потом полигон – обучение на реальном оборудовании, третий этап – адаптация на производстве. Отмечу, в среднем в год по такой программе мы готовим 200–250 машинистов ПДМ.
В кабине полное ощущение реальности
Перед выполнением задания – обязательный инструктаж
Приступить к заданию можно только в закрытой кабине
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск