Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Проводник идей
Актуальное интервью
11 ноября 2010 года, 16:41
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Не одно поколение норильских мальчишек и девчонок прошло через станцию юных техников. Большинству из них занятия начальным техническим моделированием или, например, основами видеооператорского мастерства помогли в выборе профессии. Естественно, что станция с ее многолетними традициями стала объектом внимания структур, занимающихся профориентационной деятельностью. С началом нового учебного года Заполярный филиал и СЮТ приступили к воплощению совместного проекта под названием “Юность. Техника. Творчество”, разработанного начальником отдела по работе с целевыми группами персонала управления внутренних коммуникаций Юрием Фоминым.
Определиться смолоду
– Юрий Владимирович, в вашем детстве были занятия в кружках станции юных техников?

– У меня был драмкружок и музыкальная школа, но мои самые близкие друзья ходили в СЮТ и постоянно химичили и взрывали что-то. Я часто заглядывал в магазинчик при станции, где однажды приобрел радиоконструктор, за который моих родителей едва не оштрафовали… Мне как родителю понятны мотивы детей, разбирающих по частям купленные в магазине модели машин и других игрушек. Желание понять, как устроен механизм, впоследствии перерастает в желание сделать собственное ноу-хау. И если ребенок без спроса берет отцовский паяльник и ломает пилки лобзика, то лучше сразу помочь малышу удовлетворить его потребности, направить энергию в нужное русло – не на разрушение, а на созидание. Таким образом в нем сформируется потенциал настоящего мужчины.
Основная идея проекта “Юность. Техника. Творчество” – популяризация технического творчества, возрождение уважения к техническим специальностям, с надеждой на то, что дети, смолоду увидев в себе задатки инженеров, пополнят ряды работников компании “Норильский никель”.
– А почему о СЮТ вспомнили только в этом году?
– Наверное, для всего нужно созреть. Мы долго анализировали результаты мониторинга выпускников норильских школ. Все вдруг захотели быть экономистами, юристами и менеджерами. Причем мало кто из ребят понимает, что это такое на самом деле. Просто модные, на их взгляд, профессии. О них фильмы, про них новости… И родители туда же. Но если быть внимательным: ставка в экономике страны сегодня делается на инженеров. К тому же многие менеджеры предприятий нашей компании стали юристами и экономистами, пройдя в первую очередь все стадии производства. И этим они сильны. Отвечая на вопросы “Что происходит?” и “Что с этим делать?”, мы в отделе пришли к выводу, что техническое творчество должно прививаться с раннего детства. Этим в нашем детстве профессионально занималась СЮТ.
Как только появилась возможность, я зашел на Орджоникидзе, 14а. Меня гостеприимно встретила директор станции Людмила Ивановна Абдразякова. Наши интересы совпали. Вскоре меня познакомили с удивительными преподавателями СЮТ, увлеченными своим делом профессионалами. Через неделю мы уже верстали план мероприятий на год, видя станцию некой базой для профориентационной работы со школьниками. Мы понимали: все будет непросто. Проект предполагал двойную нагрузку на педагогов СЮТ. К тому же оставляла желать лучшего ее материально-техническая база, читался дефицит преподавателей-мужчин… Несмотря на это, уже 1 сентября мы объявили старт и раскрутили маховик проекта.
Станция обратилась с официальным письмом к Евгению Ивановичу Муравьеву, в котором попросила о материально-технической поддержке учреждения. В ответ юные техники получили возможность приобретения инструментария, тисков, различных станков, компрессоров, моторчиков и прочих предметов первой необходимости, деньги на которые детям зачастую приходилось просить у своих родителей.
Сегодня налаживаются связи между станцией и предприятиями Заполярного филиала, полезные обеим сторонам. Например, дети-экологи озеленяют бытовые помещения работников, а взрослые дяди то “железки” приварят, то деревянный помост смастерят, а то придут и проведут уроки компании. Так мы назвали встречи работников “Норильского никеля” различных отраслей производства со школьниками. Помимо этого, мы организовываем на предприятия так называемые экспедиции, знакомя ребят с реальным производством. Проект в ходу. Не исключено, что на СЮТ со временем могут появиться новые педагоги-производственники, оставившие работу в Заполярном филиале по состоянию здоровья или возрасту и пожелавшие заняться преподавательской деятельностью.
 
Уроки для детей и взрослых
– Заинтересованность станции в сотрудничестве с Заполярным филиалом понятна, а как обстоят дела с производственниками? У них работа, техника безопасности. Принять запланированные вами экспедиции не отказываются?

– Нам не отказывают и, более того, идут навстречу, понимая важность проекта. Не получается в рабочий день – принимают в выходные. Пока мы играем роль проводников. Наша задача – соединить две стороны для их дальнейшего сотрудничества и, конечно, в итоге мотивировать детей на обучение в НИИ или профильных училищах, чтобы свою трудовую деятельность они продолжили на предприятиях Заполярного филиала. А уроки компании с участием молодых специалистов помогают определиться с выбором. Уже прошли уроки по географии и истории “Норильского никеля”, горнодобывающей, металлургической и энергетической отраслей. За первые два месяца ребята узнали о жизни предприятий и специфике труда работников Заполярного филиала. В роли учителей выступили сегодняшние горняки и металлурги.
– Провести урок – непростое дело даже для учителей со стажем. Всегда ли молодые специалисты справляются с этим? И что им самим дают уроки компании?
– Стать учителем, пусть всего на два часа, – это стресс и одновременно драйв для наших молодых специалистов. Кому-то это дается легко, а у кого и коленки дрожат. Кто-то утверждается в лидерстве, проявляя здоровые амбиции, кто-то проверяет свои возможности…
К урокам принято готовиться. Для начала мы рассказываем тем, кому предстоит провести урок, как это делается. Затем формируем конкретные методические материалы, презентации. Проверяем их, составляем сценарий урока и проводим генеральную репетицию.
В свое время уроки компании проводились только 1 сентября для первоклашек, но это было не совсем правильно, так как в первый день дети еще не настроены на учебу. Мы стали организовывать дни компании в школах в течение года. В последнее время остановились на так называемых мотивированных детях, например, тех, кто занимается на СЮТ, учится в горно-металлургических классах и желает в дальнейшем жить и работать в Норильске.
Меня радует, что желающих стать “гуру” для детей становится все больше. Сегодня у нас уже сложился хороший костяк из членов ДМС “Лидер”, ведущих уроки и нарабатывающих педагогический опыт. С подобными уроками мы планируем пройти по всем школам, хотя для нас сегодня важнее сделать для школьников привлекательными занятия именно на станции.
 
Мотивированный вклад
– Уроки с участием специалистов компании, экспедиции на производство – это ведь не все содержание совместной деятельности ЗФ и станции. Как идут дела с подготовкой заявленных в проекте выставок технического творчества?

– По проекту запланированы три выставки. В ноябре на Орджоникидзе, 14а, откроется первая – “История комбината – история техники”. В прошлом месяце сютовцы побывали в городском музее, где им рассказывали об истории комбината. Затем мы провели встречи, посвященные комбинатовской технике, и ребята приступили к работе. Скоро будем определяться с датой открытия. Уже приобретено выставочное оборудование, идет работа над экспозицией будущей выставки.
В феврале там же откроется экспозиция номер два, посвященная производственной цепи переделов комбината. Здесь будут представлены макеты предприятий, на которых ребята побывали.
Итоговая выставка “Норильский промышленный район в миниатюре” разместится в одном из фойе Дворца культуры весной. Она будет завершать проект. Все созданное юными техниками после его окончания будет передано в школьные музеи и профориентационные кабинеты. А юные натуралисты оставят после себя в структурах ЗФ зеленые зоны…
Кроме этого, детей на станции давно и успешно учат основам профессии видеооператора и телевизионного журналиста. Это направление также нашло отражение в планах нашей совместной работы. Ребята из творческого объединения “Видеомир” уже приступили к созданию профориентационных роликов из серии фильмов о профессиях. Презентация первых состоится в начале декабря.
– Складывается впечатление, что в Заполярном филиале с каждым годом уделяется все больше внимания проф-
ориентационной работе со школьниками. Это действительно так?

– В этом году выпускниками норильских школ станут всего 394 человека, что в пять раз меньше, чем в предыдущие годы. Наше управление в дополнение к традиционным формам работы со школьниками, таким, как клуб “Профнавигатор”, предложило ряд других проектов, в том числе проект с СЮТ и обновление программ горно-металлургических классов в школах города. Пока они есть в 9-й, 42-й и 3-й школах, а также в 11-й гимназии, надеюсь, что появятся и в других, чтобы стать базой для дальнейшей деятельности в этом направлении. Уверен, что эти усилия не пройдут даром, тем более что компания в целом и Заполярный филиал в частности надеются на стабильный приток молодых кадров – норильчан. И, поверьте, компания многое делает для этого.
 
Беседовала Валентина ВАЧАЕВА
Ноябрьская выставка в СЮТ проиллюстрирует историю техники комбината
“Уверен, что наши усилия не пройдут даром”
0

Читайте также в этом номере:

Звезда и много света (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
По тонкому льду (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Невидимый авангард (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск