Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Провода тоже пляшут
17 декабря 2007 года, 17:29
Фото: Николай Щипко
Текст: Татьяна Рычкова
Они практически ниндзя. На ногах «когти», на поясе металлические цепи – предохранительные стропы. Быстро взбираются вверх по отвесной поверхности. В любую погоду. Охраняют наш покой, ведут борьбу со стихией. Накануне профессионального праздника мы побывали в гостях у электромонтеров управления высоковольтных сетей.    
Всем памятно недавнее отключение электроэнергии в воскресный день. Чтобы такого не случилось в новогодние праздники, меры принимаются уже сегодня. Мы находимся рядом с кислородной станцией. Погода отличная: минус пять, тихо. Начальник района электрических сетей (РЭС-1) Сергей Синюта поясняет, что бригада Валерия Мантыкова сейчас монтирует линию электропередач по другой, более надежной схеме. Работы масштабные, связаны с электроснабжением половины города и некоторых предприятий.
– Сделаем все возможное, чтобы люди встретили Новый год без проблем, – говорит Синюта.
Разговор заходит о проблемах. По предварительной версии, обширное отключение света в городе в то воскресенье произошло оттого, что схлестнулись провода ЛЭП. Такое может произойти, например, из-за так называемой пляски проводов. Это известное техническое понятие, до конца так и не разгаданное наукой.
– Представьте себе, мороз, безветренная погода, а провод скакать начинает ни с того ни с сего, – рассказывает мастер Сергей Шендаков. – Пока это явление недостаточно изучено, и известные методы борьбы с ним не всегда эффективны. Связано оно с отложением льда на проводах линии и теорией колебательных физических явлений.
Кстати, запросто может случиться, что на Новый год кроме дежурной бригады выйти на работу придется и другим «ниндзя». И встретить праздник высоко на опоре.
– Такое не исключено, – говорит Синюта. – У нас работают смены, которые занимаются устранением незначительных повреждений, а если что-то серьезное и требуется привлечение техники, вездеходов, мы выводим народ дополнительно. Но к Новому году стараемся устранить все недочеты. Работаем сейчас, чтобы в праздник люди спокойно отдыхали.
Вот почему на Новый год людям плясать желательно, а проводам – нет. Тем более что линии электропередач, за которые отвечает РЭС-1, тянутся далеко: до Дудинки, Хантайской ГЭС – и проходят по территории предприятий НПР и городов Большого Норильска.

Ледниковый период
– Вот что интересно, – говорит Шендаков, – в последние годы климат в НПР изменился. В Норильске потепление. В связи с чем происходит процесс гололедообразования.
Речь идет не о гололедице на дорогах. Потепление – настоящий ледниковый период для ЛЭП.
– На проводах нарастает лед, и под его тяжестью начинает ломать опоры, – уточняет лучший бригадир РЭС-1 Валерий Мантыков.
Сергей Синюта рассказывает, как это происходит и как бороться с гололедом на проводах:
– Причиной этого явления становится смена погоды: резкое потепление и похолодание. Последнее гололедообразование было вчера, на 207-й и 208-й ЛЭП. Это серьезные линии, они идут с Хантайской ГЭС и вместе с 201-й и 202-й отвечают за электроснабжение всего НПР. Генератором переменного тока мы подавали в провода ток под 1300 ампер. Лед плавился, как на печке, и падал вниз. Вчера, кстати, по телевизору показывали: где-то в Волгоградской области такая же погода, опоры в лепешку скручивает, такой силы гололед.
На Новый год гололед тоже ни на минуту не оставят без контроля.
– Хорошо если бы была стабильная погода, градусов 20, без ветра, – мечтает Синюта. – А перепады для электроснабжения – хуже нет ничего.
С металлической опоры спускается молодой электромонтер линии Слава Кузьмин. Обязательные атрибуты ниндзя – предохранительные стропы и пояс – при нем.
– Слава, вы высоты не боитесь?
– Не боятся только дураки. Бояться не будешь – лучше не работать, контроль потеряешь. А когда боишься, инстинкт самосохранения помогает.
Слава рассказывает, что сложнее забираться на «когтях» на деревянные опоры. Вдобавок там иногда приходится сидеть с утра до вечера, не спускаясь вниз. В любую погоду. Говорит, что единственный способ согреться – работать.
Погрузившись на старенький «Урал», мы отправляемся на ЛЭП-201 и ЛЭП-202. Это они ведут к Хантайской ГЭС. Невдалеке виднеется никелевый. На этом участке электромонтеры занимаются заменой изоляторов: вместо старого фарфора ставят более надежное стекло. Модернизация, так сказать. Командует рабочими сменный мастер Вячеслав Мухин. Он уверяет, что работать на природе – просто чудесно, особенно в полярный день. Не зря, наверное, люди трудятся в управлении высоковольтных сетей по 20–30 лет.
Мы возвращаемся на «Урале» в город. На прощанье Сергей Синюта просит передать через газету обращение энергетиков к организациям, которые работают в тундре на крупногабаритной технике или перевозят такие же грузы:
– Просьба согласовывать это с управлением ВВС! Вы рвете провода!
Чинить их потом – известно кому.
… Еще сутки не прошли с нашей встречи, а на улице минус 30, северный ветер 15 метров в секунду. И это называется «чудесная» работа? Держитесь, ниндзя!
Держитесь, ниндзя!
Провода пляшут под "гармошку"?
0

Читайте также в этом номере:

Внук старика (Татьяна Рычкова)
Часы (Евгений Михайлов)
Смерть на переезде (Алексей Антонов)
Лидер года выбран (Юлия Костикова)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск