Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Прогулка с большими
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
25 мая 2010 года, 13:07
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
«Норильский никель» – крупнейшая металлургическая компания, и техника в ее подразделениях работает  масштабная. Каждый день в НПР на смену выходят десятки большегрузных машин третьей и пятой колонн АТО «ЦАТК». «Заполярный вестник» в течение одного дня наблюдал за их работой.
Сотрудничать с транспортниками – одно удовольствие. Сами везде отвезут, сами привезут. Тем более гараж большегрузной техники пятой колонны, куда мы направляемся вместе с ее начальником Виктором Степенко, водителю со стороны отыскать не просто.
– Парк колонны составляет 49 единиц техники, из которых 20 единиц – это бульдозеры-рыхлители тяжелого класса, восемь – фронтальные карьерные погрузчики. Производственная программа выпуска вверенной мне колонны составляет в сутки двенадцать бульдозеров-рыхлителей тяжелого класса и пять карьерных фронтальных погрузчиков, которые работают в круглосуточном режиме и обеспечивают бесперебойный и непрерывный процесс на основных переделах Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель», остальные – мелкая техника, – рассказывает Виктор Степенко по дороге.
К разряду мелких, но без которых не обходится ни одно из предприятий компании, относятся бульдозеры среднего класса на базе трактора Т-170, колесные тракторы марки «Кировец» и автогрейдеры, которые осуществляют расчистку автодорог в карьерах, промплощадок и призаводских территорий.
– За окном весна, однако  гололед не страшен скальным всесезонным шинам от фирмы Bridgestone, – заверяет Виктор Степенко. – Ну а гусеницам, как известно, по зубам любая погода.
Большегрузная техника и по габаритам, и по весу солидная – от 50 до 100 тонн. Водитель взирает из своей кабины на мир с высоты четырех метров. Чтобы почувствовать такую громадину, нужна практика.
– Каждый работник проходит обучение в Корпоративном университете «Норильский никель», где получает основы и первоначальные знания по профессии, – говорит Степенко. – Затем следует пробная работа, стажировка с наставником-водителем, который дает заключение, как себя чувствует ученик и приобрел ли соответствующие навыки в данной работе. Бывает, человек горит желанием, но все же серьезные габариты, высота, ответственность – и претендент сам отказывается: срабатывает чувство опасности, приходится пересаживать его на более приземистую технику. Каждый машинист и водитель проходит цепочку, начиная с бульдозера или погрузчика среднего класса, и постепенно, наращивая опыт, переходит на технику тяжелого класса. Все работники прошли школу от бульдозера Т-130 и Т-170 или обычного «Кировца» и теперь работают в карьерах и на заводах на современных многотонных импортных погрузчиках и бульдозерах-рыхлителях.
Виктор Степенко объясняет, почему довольно часто в газетах можно увидеть объявления: «Требуются машинисты бульдозеров». Вакансии есть, но рынок труда в промрайоне исчерпан. Молодежь стремится получить высшее образование. И дело не только в провале российского профессионально-технического образования. Очень многое зависит и от среды, в которой воспитывается современная молодежь, не желающая тяжелым трудом зарабатывать хлеб насущный.
 
Пятая колонна
Вся техника пятой колонны приписана к гаражу, который находится в районе «Надежды».  
– Этот пролет для машин тяжелого класса. Здесь мы производим ремонт импортных бульдозеров и погрузчиков, – ведет хозяин экскурсию по производственной зоне гаража.
Год назад компания закупила для АТО «ЦАТК» три современных карьерных погрузчика САТ-990Н и три бульдозера D9R фирмы «Катерпиллар». Вес погрузчика составляет 77 тонн, мощность двигателя 627 лошадиных сил, высота по кабине пять с лишним метров. В гараже можно увидеть многотонную технику разных поколений. Рядом с новой моделью «Катерпиллара» весом 48 тонн соседствует старенький 54-тонный «Коматсу».  «Старичков» хватает.
Начальник пятой колонны рассказывает, какие машины тяжелого класса считаются в его подразделении могиканами – это бульдозеры фирмы «Катерпиллар» модели D9L 1986 года выпуска весом 62 тонны. Американцы уже выпустили новые, усовершенствованные восьмидесятитонные бульдозеры такого класса, а старые сняли с производства. У нас они в строю благодаря своевременному техническому обслуживанию, планово-предупредительным ремонтам, которые производят опытные машинисты, а также так называемой русской смекалке, которая помогает при отсутствии необходимых запчастей. Новые «Катерпиллары» пока на гарантийном сервисном обслуживании и особых проблем не доставляют.
В гараже находятся машины, которые требуется «подлечить». Начальник колонны рассказывает о характере проводимых работ. Где-то требуют ремонта лезвия отвала – самая уязвимая и быстроснашиваемая деталь, где-то идет плановая замена опорных катков и гусеничных лент. Бульдозеры и погрузчики ставятся на техническое обслуживание через каждую тысячу моточасов. Ремонтировать их бесконечно нельзя. Машины хоть и мощные, но условия работы суровые. Амортизационный износ подземной горной техники в НПР составляет 20 процентов в год, на открытых площадках – 12,5 процента.
– У нас через 8–10 лет эксплуатации не очень выгодно содержать машины, – поясняет Степенко, – потому что многократно увеличиваются затраты на обслуживание и ремонт.  
Ничто не вечно. Когда большегрузная техника дорабатывает свой срок, ее разрезают на части и сдают на завод по переработке металла и  утилизации металлолома.
В истории Норильска была единственная женщина-взрывник – знаменитая Евфросинья Керсновская. Женщин-водителей большегрузной техники не было никогда, заверяет Виктор Степенко. Это привилегия мужчин.
  
Третья колонна
В сопровождении и. о. заместителя начальника пятой колонны Геннадия Позднякова мы отправляемся на вахтовом автобусе повышенной проходимости «КамАЗ» – другим транспортом не проехать – в Кайерканский угольный разрез, где многотонные погрузчики и бульдозеры  фирмы «Катерпиллар» можно увидеть в деле. И не только их. Работают они в паре с такими же мощными самосвалами – БелАЗами и «Катерпилларами» – из третьей колонны. Первые нагребают и грузят, вторые увозят горную массу и инертные материалы, добываемые открытым способом. У дробильно-сортировочного комплекса горы руды различных фракций. Самую мелкую, просор, вывозят в отвал.
– САТ-990Н – самый большой из погрузчиков, – комментирует Поздняков. – Под них ЦАТК закупил большегрузные самосвалы САТ-777. Массу-то погрузчики берут хорошую. Вон 40-тонный БелАЗ «Катерпиллар» сейчас за два захода загрузит. Грубо говоря, объем ковша у него 10 кубов.
Из другой подошедшей «вахтовки» выпрыгивает заместитель начальника третьей колонны Василий Боцан. На предложение  поразить масштабами рассказывает:
– У нас самосвалы большегрузные, из них два «Катерпиллара» – новые, самые большие в НПР. Год назад их получили. Весят 100 тонн, грузоподъемность – 90 тонн. Тогда думали, что покупать: четыре «белоруса» или два «Катерпиллара». Американские стоят по миллиону евро, наши в два раза дешевле. Купили «Катерпиллары», с БелАЗами проблемы в эксплуатации, ремонтов много. А «американцы» год отработали – никаких особенных проблем не было, только мелкие. Пока они на гарантии. Ремонт осуществляет фирма «Восточная техника». Всего в колонне три 90-тонника: два «Катерпиллара» и один БелАЗ,  три 80-тонника – наши отечественные «белорусы» и 18 «малышей» 45-тонников.
Боцан нахваливает технические параметры 90-тонников:
– Коробка-автомат, компьютерное управление, если перегруз – сразу сигналит. Водитель звонит: «Он мне показывает неисправность: повышение температуры в гидросистеме… Все, нашел! Компьютер выдал: потеря масла». Поменял хомут на рукаве, поехал дальше.
Под погрузчик заезжает БелАЗ, выпущенный 15 лет назад, отъезжает современный 90-тонный «Катерпиллар». Боцан и Поздняков сравнивают старую и современную модели:
– Какой выхлоп от «белоруса», а «Катерпиллар» совсем не чадит…
Для экологии – польза.
 
Геракл отдыхает
На горизонте появляется хваленый 90-тонный самосвал «Катерпиллар». Движется красиво и плавно. Если бы такой пошел по городской дороге, перегородил бы ее наполовину. Но в город карьерной технике не положено, разве в исключительных случаях и только в сопровождении ГАИ.
Погрузчик загружает самосвал просором. Боцан и Поздняков нахваливают: до чего же хорошо смотрятся в паре оба новых «катэра».
Чтобы оценить комфортность чудо-техники, Василий Боцан предлагает совершить на ней экскурсию до отвала. Взбираться в 90-тонник нужно по аккуратной лестнице, на высоту двухэтажного дома. Вид сверху тоже как со второго этажа. Водитель Сергей Старовойтов рассказывает: новой машиной управляет год. К масштабам привыкал потихоньку, сначала ездил на 40-тонниках. Никаких проблем и недостатков в управлении не видит.
Самосвал идет мягко, проглатывает неровности и ухабы, не раскачивается и не подпрыгивает. Не доезжая шести метров до края пропасти, высыпает груз. Как это происходит, видно на экране, расположенном перед водителем. 90-тонный «Катерпиллар» делает 13, а то и 18 ходок в день. Если большегрузная техника вдруг встанет, рудник «Кайерканский» захлебнется. То же самое произошло бы и с «Надеждой».
Мы пересаживаемся на «вахтовку» Позднякова и отправляемся в конечную точку сегодняшнего маршрута – на Надеждинский металлургический завод. Здесь в процессе переплавки руды образуется шлак, который применяется при закладочных работах в рудниках, на цементном заводе, в асфальтовом производстве. С этим сыпучим материалом знакомы все: в зимнее время гранулированным шлаком производят подсыпку дорог. Но не все знают, сколько его у стен «Надежды».
Здесь мощным потоком бежит граншлаковая река. Вокруг горы шлака. Производство непрерывное, отходы образуются круглосуточно. Геракл отдыхает: вычистил авгиевы конюшни один раз – и порядок. Вычищать шлак и серу НМЗ нужно круглосуточно, иначе случится «наводнение». И техника для этого требуется мощная. Вес бульдозеров «Катерпиллар» – 50 тонн, лезвия ножа отвала бульдозера приходится менять каждые два месяца. Шлак от бункеров-течек они отгребают  круглосуточно, зимой, когда горячий шлак парит, работают в тумане, как говорится, по приборам, и практически не глушатся, только на 10–20 минут, чтобы посмотреть масло, воду.
Молодой бульдозерист Михаил (он первый день на смене после выходного) делится впечатлениями:
– Засада полная. Все за рычагами и за рычагами, а шлак все качают и качают… Завод дает стране металл, и нам перекурить даже нет времени, иначе полностью засыпят…  
Сергей Старовойтов к масштабам привыкал постепенно
Вычищать серу и шлак НМЗ нужно круглосуточно
0

Читайте также в этом номере:

Звонок в жизнь (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Диоген с Рублевки (Яна АНДРЕЕВА)
Золушкины сестры (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск