Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Полярный мак – дитя Таймыра
С ДНЕМ СТРОИТЕЛЯ!
10 августа 2012 года, 13:48
Фото: Архив семьи ПОЧЕПКИНЫХ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Накануне Дня строителя “Заполярный вестник” встретился с представителем этой отрасли Олегом ПОЧЕПКИНЫМ –  кадровым работником компании, оператором участка остеклования труб, производства пенополиуретана и изделий  из пенополиуретана. Участок входит в состав завода строительных материалов  и конструкций ООО “Норильский обеспечивающий комплекс”.
Олег Почепкин работает в очень интересном месте. Здесь стекло в гранулах поблескивает фиолетовым цветом, как драгоценные камушки, а потом в оплавленном виде снова переливается уже внутри труб, из которых прокладывают различные трубопроводы. Стекло предохраняет их от коррозии. Здесь высятся штабеля предметов, которые сотрудники называют между собой “скорлупками” – это пенополиуретан, им трубы утепляются снаружи.
В этом интересном месте – участке остеклования труб и производства пенополиуретана завода строительных материалов и конструкций НОК – нас встречает оператор (по должности) и главный наладчик (по сути) импортной заливочной машины Cannon. Это основная его обязанность, все под контролем.
Поводов для встречи два: День строителя, к которому завод имеет самое прямое отношение, и отъезд Олега Васильевича из Норильска в ближайшем будущем.
Серьезная и хорошая
Наш герой – рабочий высочайшей квалификации. Тот самый типаж, за которым современный работодатель гоняется днем с огнем. И находит не всегда. У себя на участке Олег Васильевич как рыба в воде. Когда он рассказывает про то, как придумал легкий способ открывать крышку пресс-формы для “скорлупок” с помощью противовеса или предложил заменить сносившиеся эксцентрики (запоры-ручки) на струбцины, сразу становится ясно – хозяин. С таким не пропадешь. А подобных рацпредложений у него было море.
Неудивительно: до прихода на участок Олег Васильевич был бригадиром слесарей-ремонтников на “Минвате” – заводе минераловатных изделий,  а еще до работы на предприятиях нынешнего НОК пятнадцать лет трудился экскаваторщиком на “Медвежьем ручье”.
– Восьмой класс окончил, поступил в училище: чего у родителей сидеть на шее, надо получать специальность и зарабатывать. У меня был знакомый машинист экскаватора, ветеран войны, он посоветовал: “Иди и работай. Серьезная, хорошая работа”.
Олег Почепкин вспоминает приятный факт из начала своей трудовой биографии:
– Когда я проходил практику на экскаваторе на шлакоотвале медного завода, в то время бывший директор комбината Джонсон Хагажеев был начальником цеха. Было модно тогда носить дубленки из овчины, их выдавали на производстве в качестве спецодежды, но нам, ребятам-практикантам, полагалась другая одежда. Пришли мы к Хагажееву: “Хотим дубленки”. Спросил: “Где работаете?” – “Там-то, там-то”. – “Ладно, давайте бумагу, подпишу. Носите, чтобы не простывали”.
Это был пример неформального отношения к делу. Сейчас Олег Васильевич к своей работе относится так же. На участке остеклования труб и производства пенополиуретана она у него серьезная и хорошая.  
По жизни с гитарой
Настоящий высококвалифицированный рабочий – человек, конечно, творческий. И не только на службе. Об увлечениях вне работы рассказывают фотографии из семейного архива.
– Это я маленький, – комментирует снимки Олег Почепкин. –  Это в школе, я учился в девятой, увлекался фотографией, до сих пор увлекаюсь. Это училище 17-е – будущие машинисты экскаваторов. Это моя жена Анна Ивановна. Познакомились на турбазе, на лыжах катались, спортом я каким только не занимался…
Ане на снимке не больше двадцати, на обороте надпись: “Моему дорогому, самому-самому любимому человеку Олежке. 22.02.75”. И девушка ему попалась тоже серьезная и хорошая.  Сейчас Анна Ивановна работает в “Норильскремонте”.  
Познакомились они тогда, когда Олег играл на гитаре в известной в Норильске группе “Полярные маки”. Название довольно-таки говорящее. Полярный мак – цветок красивый и стойкий к северным ветрам.
– Я один из “Полярных маков”. Это мы во время концерта… Гитаристы с солисткой… А это Мулявин, мы с ним были даже знакомы, “Песняры” приезжали с концертом в группу советских войск в Германию, где я служил. Выступал за дивизион, участвовал в самодеятельности. Раз на гражданке играл, значит, и там нужно использовать свои способности.  Это мы на полигоне…
– Как служилось?
– Ну,  в то время с дедовщиной, по крайней мере наши командиры, боролись, если она была. Был случай: тут дембель, а мы все в новом, просыпаюсь – нет шапки и ремня. Командир говорил: “Не понял, что такое. Ладно, потом подойдешь”. Нашел, забрал, вернул…
А это демонстрация в Норильске. Мы, дружинники, как правило, шли последней колонной. Это природа Норильска, бабочку я снял у церкви на газоне, а это натюрморты с сыроежками. Так как я немножко рыбак-охотник, здесь я с ружьем, это уже в Назарове, куда уезжаю… Это моя семья: жена, дочь Варвара, живет здесь, и сын Илья, он в Питере, вот родились внуки-двойняшки. А эту фотографию зять назвал “Дитя Таймыра”.
Олег Васильевич, действительно, коренной норильчанин. А название и выражение лица портретируемого предполагают, судя по всему, кроме особой стойкости к морозам и ветрам наличие у северян особого радушия-добродушия.
“Спасибо, миленький!”
Расставшись с профессией экскаваторщика, он уже почти 20 лет отработал на новом месте. Строить дома, как и изготавливать трубы, предпочтительнее в компании хороших друзей и товарищей. Сразу же при входе в цех Олег Почепкин представляет:
– Это наш начальник участка, хороший начальник, Раиса Сергеевна Гончарук, наш лучший мастер Мария Михайловна Кустикова…
Список продолжает имя друга, оператора (на участке это главная профессия) Владимира Сапожникова.
– Мы вместе еще и занимаемся фотографией. А по нашему участку, с кем давно тесно работаем: заливщик Илья Лыткин, Роман Прутько. В систему “ТИСМА” входило раньше несколько цехов, на одном выпускался азерит – легкий заполнитель, в цветы его насыпают, так вот там был механик Адам Иванюк, много я от него почерпнул, в том числе мудрости и умения. Не могу не упомянуть наших руководителей – начиная с Короля Сергея Леонидовича, сейчас генерального директора НОК, он же был директором завода “ТИСМА”, нынешнего моего непосредственного руководителя Николая Кулешова, Дмитрия Вологжанина, тоже работал на ТИСМе, сейчас он заместитель главного инженера по оборудованию.
Среди людей, на которых держится производство, Олег Почепкин называет машинистов кранов Ольгу Шевченко, Елену Гаджиеву, гибщика труб Евгения Абросимова, Татьяну Майер, работающую на дробеструйке машинистом трубоочистительных машин.
Вместе со многими из них открывали в 2003 году участок остеклования труб и производства пенополиуретана.
Здесь работает 72 человека. Все очень дружные, живут как одна семья и даже Новый год встречают коллективно, заказывают столики в кафе.
В бытовке спрашиваем ученика Олега Васильевича Сергея  Выходцева про его наставника.
– Человек замечательный, – откликается Сергей.
Нюансов при производстве остеклованных труб и пенополиуретана очень много, говорит Олег Почепкин,  из опытных работников  на участке останутся Прутько и Лыткин, а Сергей будет знать еще и про наладку, а не только про заливку. Останется вместо него.
– А если, когда вы уедете, у них возникнут вопросы?
– Сейчас у нас существует мобильная связь. Бывают случаи. Вот я был в отпуске, мне звонят, говорят: “То-то, то-то…” Я отвечаю: “Сделайте то-то”. – “Ой, спасибо, миленький!” Думаю, если жив-здоров буду, буду консультировать. А не смогу – существует паспорт от машины. Мы начинали с него.
В родные места
Олег Васильевич только что вернулся из отпуска, отдыхали с женой в  “Белокурихе”.
– Отлично отдохнули. В последнее время бывали и в “Заполярье”, но в основном любим путешествовать по России. Недосуг оформить новые загранпаспорта, да и в России есть что посмотреть. Еще бы раз по тому же Золотому кольцу проехать.
– Так поезжайте.
– А никто не говорит, что не проедем.
– Для переезда на материк созрели?
– У меня родители сибиряки, из Боготола, возили на лето к бабушке-дедушке, тоже Красноярский край. Хоть я и местный, абориген, но там места тоже родные, знаю, что такое травка, речка, сено, дрова, пчелы и все такое. Родня в основном живет в крае, мама жены – в Лесосибирске. Тем более в свое время мы в Назарове построили кооператив, еще в 80-х годах. Работали, а он незаметно раз – и построился.  
– Как вы оцениваете тот факт, что все сейчас стараются получить высшее образование?
– Смотрят много фильмов, видят жизнь красивую, поэтому хотят всё и сразу. А до 6-го разряда надо пройти все ступеньки.
– Чем займетесь на материке: дача, путешествия на машине?
– Путешествия на машине – да, охота и рыбалка – тоже, буду продолжать заниматься фотографией, музыкой: дома у меня аппаратура, подключаю караоке, пою в семейном кругу с внуками. Владеем не совсем круто, на уровне пользователей, компьютером. Приходится, потому что сейчас фотография цифровая, где-то в “Фотошопе” надо посидеть. Да и по квартире придется что-то делать. Как говорится, красиво жить не запретишь. Найдем, думаю, занятия. Больше трех месяцев на материке не жил, как поведу себя там, понятия не имею.
Будет что вспомнить
Прощаемся, Олег Васильевич выходит проводить. Сидим на скамеечке перед цехом. Скамеечка аккуратно покрашена, а пейзажи вокруг промышленные. Участок находится недалеко от кислородной станции “Надежды”. Невольно начинаем сравнивать наши ландшафты и материковские.
– Там все поприятнее и в пределах доступности, – говорит Олег Почепкин. –  Приехал на какое-нибудь озеро на том же внедорожнике, ружьецо расчехлил – либо один, либо с женой или внуками, разжег костерчик, посидел, подождал вечернюю зорьку, пока уточки налетят. Тепло, светло. Не зима, не снег, не как здесь – лететь на гуся или отстрел. Та же рыбалка здесь всегда с оттенком экстрима. Было много всяких случаев. Как-то в 80-е шла с нами лодка с товарищем. Только отвернулись – раз! – он за бортом. И не пьяный был, просто бегал от дистанционного управления к румпелю. Забегался. За край ухватился и тащится вместе с лодкой, а она идет. Мы видим, а сделать ничего не можем.  Все же удалось ему назад забраться. Другой случай в те же 80-е был на Мелком: тоже выпал капитан, но был в спасжилете. Лодка идет по кругу, он начал к ней подплывать, успел зацепиться, вылез. Это было чудо.
И таких тундровых историй много, говорит рассказчик, будет что вспомнить в Назарове.
– На работу там пойдете?
– Это как захочется. С другой стороны, зачем мы тогда получаем пенсию? Можно найти другое применение сил. Та же дача сколько сил отнимает.
– Огродничеством займетесь?
– На окошке у себя занимался, получалось. Таскал землю, в большие кюветы садил помидоры, огурцы, и земляники много у меня было. Помидоры сначала сажал крупные, три поспели к Новому году, а потом выросли мелкие, самоопыляющиеся. И на материке, когда детьми выезжали к бабушке, видели, как сажать, как копать. Мой бывший наставник машинист экскаватора Павел Иванович до сих пор здравствует и занимается садом-огородом вплотную, несмотря на то что ему 80. И на машине ездит. Применение своим  силам можно найти.
– А если работать, то не за две тысячи?
– Если работа та же, а заработок другой, еще нужно подумать. А дома – куча инструмента, которому применение нужно найти.
Работать или не работать, но на первое время деньги найдутся. Увольняется Олег Почепкин по социальной программе “Дополнительная корпоративная пенсия”, да и на солидарную корпоративную несколько лет откладывал по семь процентов, а НОК добавлял. Потому что красиво жить не запретишь.
 
Подробный репортаж о работе  всего участка читайте  в ближайших номерах “ЗВ”
Он немножко рыбак, немножко охотник
Олег и Аня. Норильск. 1975 год
Будущие экскаваторщики – выпускники ПУ-17, Олег в центре
Анна Ивановна с шашлычком по-норильски
В 70-е Олег играл в группе “Полярные маки”
0

Читайте также в этом номере:

Номер первый (Андрей СОЛДАКОВ)
Все начинается с первого кирпича (Владимир ГРИШАНОВ, бригадир на участках основного производства строительно-монтажного управления “Никельмедьстрой” УС ООО “ЗСК”)
Футбол будет ярким (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Хорошее начало (Виктор ЦАРЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск