Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Полный комплект
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
27 ноября 2012 года, 15:22
Фото: Дмитрий ДОНСКОЙ
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
Начальная школа в Тухарде неизменно поражает всех, кто раньше не видел, как выглядит малокомплектное учебное заведение для младших классов. Она расположена в одном из четырехквартирных жилых домов поселка и раньше занимала всего две небольшие комнаты. Вид у них был весьма обшарпанный. Недавно совместными силами шефов, администрации Таймырского муниципального района и жителей поселка в школе сделали долгожданный ремонт.  Корреспонденты “ЗВ” оценили работу.
В предпоследний раз мы были в тухардской школе весной. Тогда нас больше всего удивило, что такие школы вообще бывают: две небольшие комнаты, в каждой по нескольку парт. Две классные доски, телевизор, шкаф с учебниками. Вот и вся школа.
Тогда в ней обучались 35 школьников с первого по пятый класс, ребята преимущественно коренной национальности – в тухардской тундре и самом поселке проживают в основном ненцы.
– Помещения очень маленькие, поэтому работаем в две смены, – рассказывала нам заведующая школой, она же одна из учителей, Надежда Николаенко. – Например, в первом классе обучаются 12 человек, потому что у нас ровно 12 посадочных мест и 13-го мы посадить не можем при всем желании.
Еще удивило, что расположена школа на улице Абрикосовой. Потом нам объяснили, что Абрикосовая вообще считается одной из достопримечательностей северного поселка. Кто и почему дал улице ярко выраженное южное название, неизвестно. Есть версия, что это была просто шутка.
Нынешней весной в строении, где расположена поселковая школа, освободилась еще одна комната: ее жильцы переехали в новый дом. Стараниями шефов – “Норильскгазпрома” и “Таймыргаза” – сюда завезли все для ремонта. Предполагалось отремонтировать теперь уже три класса к началу нового учебного года. Однако ремонт закончили только к концу первой четверти.
Целую четверть ученики занимались в одной из квартир жилого дома, что стоит напротив школы. Срок окончания ремонта пришлось сдвинуть, поскольку слишком много времени ушло на поиск подрядчика – строительно-монтажные организации не горели желанием ехать в Тухард. В итоге за ремонт школы взялась фирма “Промсинтезтехнология”. Мы приехали, когда все работы уже подходили к концу.
Помогали всем миром
В школе нас встречают как старых знакомых.
– Сделано немало, – показывает отремонтированные помещения Надежда Николаенко. – За два месяца здесь поменяли абсолютно все: окна, полы, электропроводку, систему тепловодоснабжения, сантехнику. Посмотрите, какие туалеты. Были ведь совершенно неприглядные. Все неудобства, которые мы терпели в первой четверти из-за обучения в неприспособленном помещении, компенсировались с лихвой. Школу просто не узнать.
Мы хорошо помним, как школа выглядела раньше. Поэтому подтверждаем: да, действительно не узнать. Даже в тамбуре новшества – появилась тепловая завеса.
В коридоре замечаем картонную коробку из-под телевизора  Sony. Нам объясняют, что для обновленной школы купили не только еще один телевизор и DVD-плеер, но и мебель и много полезных мелочей: от учебников до штор, светильников и горшков для цветов. Все здесь теперь с иголочки.
Надежда Николаенко вспоминает, что в ремонте по мере сил участвовали и жители поселка. Кто доски принесет, если вдруг не хватило, кто утеплитель. Одна из учительниц пожертвовала рулон рубероида. Все хотели, чтобы строители не тратили время на “додоставку” и закончили работу как можно быстрее.
С особой гордостью нам демонстрируют нишу, в которой разместили буфетную.
– Новая посуда, чайник, микроволновка, очистители воды – все есть, – не без гордости рассказывает директор Дудинской общеобразовательной школы №1 (тухардская школа – ее структурное подразделение) Богдан Гук. Он прилетел, чтобы лично проверить, как продвигаются дела. – Теперь в самой школе будет что-то вроде полдника – чай, молоко, соки, булочки, фрукты.
Раньше детей трижды в день возили питаться в столовую “Норильскгазпрома”, что в двух километрах от школы. Для малышей не так уж близко, особенно с учетом зимних морозов и ветров. Чтобы ездить было комфортнее, “Таймыргаз” специально купил для школы “Газель”. С появлением буфетной дети ездят в столовую только на обед.
После ремонта в тухардской школе есть уже три помещения для учебы и внеклассных мероприятий. Общая площадь – 113 квадратных метров. В планах – строительство небольшого спортзала. Кроме того, скоро последняя семья, которая проживает в одном со школой доме, получит новое жилье. И школа займет одноэтажное строение полностью. В следующем учебном году сюда надеются принять 50 ребят.
Взрослые дети
Камерная, почти семейная обстановка – один из несомненных плюсов малокомплектной школы. Здесь почти не бывает конфликтов между учениками, а педагогам легко соблюдать пресловутый принцип индивидуального подхода к каждому.
Однако желающих попасть в эту школу и сейчас в разы больше, чем она способна принять. Тухардцы вынуждены отправлять своих детей учиться в школу-интернат в Дудинку. Сейчас в интернате обучаются 152 ребенка из Тухарда и тухардской тундры.
– Дети надолго оказываются вдали от родительского дома и привычных условий жизни, приезжают домой только на каникулы. Конечно, в интернате педагоги занимаются детьми в полном объеме, но все-таки родительское воспитание есть родительское воспитание. А в интернате дети отвыкают от тундры и традиционного образа жизни, многие уже не возвращаются. Теряются родовые традиции, преемственность, – считает Надежда Николаенко.
Этим словам есть наглядное подтверждение: ученики Надежды Степановны даже в столь незрелом возрасте отличаются от своих городских сверстников. Те, кто с детства рос в тундре, кочевал, занимался охотой и рыбалкой, уже не соблазняются городом. На таких и держатся современные оленеводческие и рыболовецкие хозяйства.
– Местные дети ездят с родителями и на рыбалку, и на охоту, ставят сети на птицу, они все это умеют делать и еще нас угощают трофеями, – говорит Надежда Николаенко. – Они трудолюбивы, рано становятся помощниками в семье, подготовлены к жизни в тундре и не оторваны от своих корней. И взрослеют раньше городских ребятишек. Пятиклассники уже “Бураны” водят!
Но пока построить в Тухарде “настоящую”, большую общеобразовательную школу, которая вместила бы всех тундровых детей, нереально – денег на это у администрации муниципального района нет.
– Когда-то, еще в 70-х годах, в поселке планировалась постройка полноценной школы, потом все-таки решили возить детей в интернаты в Дудинке и Карауле, – отвечает на наши вопросы заместитель генерального директора “Норильскгазпрома” по персоналу, социальной политике и взаимодействию с региональными органами власти Юрий Ликинов. – Мы тоже несем немалые затраты из-за этого, потому что доставляем  детей каждую четверть туда и обратно вертолетами под вахту. Но “Норильскгазпром” все-таки коммерческое предприятие, оно не может взять на себя все расходы муниципальной власти. Считаю, что администрация муниципального района должна подумать о том, чтобы ввести авиамаршрут Дудинка – Тухард. Ведь Тухард – одна из самых населенных точек Таймыра. Иной раз люди не могут улететь по три, четыре, пять дней, потому что у нас полная загрузка вертолетов и мы не можем никого подсадить.
Что касается тухардской школы, Юрий Ликинов говорит, что “Таймыргаз” на покупку материалов для ремонта выделил 1,4 миллиона рублей. Саму работу оплачивали за счет бюджета муниципального района.
Без шефов туго
В России сейчас около 45 тысяч малокомплектных школ, подобных тухардской. Их доля в структуре учреждений общего образования составляет более 60%. Одно время их существование было под угрозой. Реформа образования предполагала укрупнение средних общеобразовательных учреждений. За последние несколько лет в стране расформировали более пяти тысяч малокомплектных школ.
В ноябре 2011 года президент Дмитрий Медведев заявил, что важно сохранить оставшиеся маленькие школы. “Школа в селе – один из основополагающих факторов. Если она есть, существует и само село”, – справедливо заметил он. Тогда появилась надежда, что государство не просто разово подбросит денег сельским и поселковым школам, а будет делать это регулярно.
Прошел год. А регулярной для тухардской школы остается по-прежнему лишь шефская помощь.
– “Норильскгазпром” и “Таймыргаз” ведут свою хозяйственную деятельность в основном на территории тухардской и носковской тундры, – продолжает Юрий Ликинов. – Естественно, мы помогаем местным жителям, потому что районный бюджет в одиночку не справляется. Поддерживаем и кочевые школы – они покупают у нас топливо, бензин, запчасти для снегоходной техники.
– Это пример хорошего сотрудничества газовиков и администрации нашего района, – отметил Богдан Гук, когда мы заговорили о расходах на “социалку”. Он согласен, что без шефов крохотной поселковой школе было бы совсем туго.
В одном из классов за неделю до начала занятий
Богдан Гук: “Здесь пристроим спортзал”
Сейчас в тухардскую школу ходят не только ученики начальных классов, но и детсадовцы из подготовительной группы
0

Читайте также в этом номере:

Добрая традиция (Татьяна РЫЧКОВА)
Рыбачка Тоня (Елена КАРЛОВА)
Одаренный Сотников (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск