Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Подарок к юбилею
Достойно внимания
11 февраля 2011 года, 13:00
Текст: Юлия КОСТИКОВА
В здании управления Норильской железной дороги открылся музей строительства и развития НЖД.
Экспозиция, создававшаяся десятилетиями, будет пополняться. Особую роль музей сыграет в профориентации школьников.
Светофор мачтовый линзовый трехзначный ЛЯ-38, радиостанции для проверки телефонной связи, модели тепловозов, шлагбаум, действующая модель дрезины… Список экспонатов нового музея можно продолжать еще долго. В конце семидесятых идея собрать коллекцию исторически значимых для железной дороги предметов возникла у одного из сотрудников НЖД, как его теперь называют, хранителя музея Николая Якушина.
– Все началось с того, что один из машинистов подарил мне пару снимков с поездами, – вспоминает он. – В те времена фотографии были не очень доступным творчеством, но тем более ценным. Я заинтересовался историей нашей железной дороги. Начал собирать информацию о ее первостроителях, основных действующих лицах, зарождении и развитии. А когда в одном из популярных журналов прочитал о Норильской железной дороге как о самой неизвестной из всех путей сообщения Советского Союза, решил исправить эту ситуацию. Открыть музей.
Изначально Николай Якушин планировал организовать музей в отдельном помещении. Купил два гаража и принялся собирать экспонаты.
– Я часами просиживал в городском архиве, изучил все доступные документы Норильского комбината относительно истории НЖД, бывал в Дудинке, – рассказывает хранитель музея. – Отыскивал фрагменты первых составов и прочие ценные вещи. Вот, например, колеса с узкоколейки. Нес их собственноручно. А вот и более поздние модели…
Рассказывая о первой электричке, запущенной в Норильске 12 октября 1957 года, Николай Александрович сообщил ее номер исходя из исторических документов об этом событии и даже продемонстрировал пепельницу одного из вагонов той электрички, которая на самом деле является мусорным бачком.
Позже руководство НЖД узнало об идее Николая Якушина и поддержало его начинание. Так музей “перебрался” в здание управления НЖД, на улицу Вокзальную, а у его основателя появились помощники-энтузиасты.
Чтобы посетитель не заблудился среди многочисленных экспонатов и смог уяснить для себя суть увиденного, музейный зал разделили на секторы.
– У нас есть стенды с фото и документами, есть сектор, посвященный первостроителям, железнодорожным путям, элементам крепления и много других разделов, – добавляет Николай Якушин. – Но это еще не все. Выставка будет постоянно пополняться. Планирую оформить четыре стола с интересной документацией и новые стенды с раритетами.
Открытие музея приурочили к празднованию 75-летия НЖД. У Николая Якушина в этом году тоже юбилей – 35 лет работы на Норильской железной дороге.
– Я начинал с должности главного кондуктора, – говорит юбиляр. – Затем был составителем, начальником станции, теперь вот заведую музеем. Много интересного и значимого произошло за эти годы, и очень важно, чтобы информация не уходила. Чтобы новые поколения норильчан знали историю железной дороги, изучали ее и гордились уникальностью.
 
Ценное новшество
Перерезав ленточку, начальник Норильской железной дороги Александр Бахарев подчеркнул, что экспозиция принесет особую пользу школьникам. В рамках профориентационной работы они смогут детально изучать музейные экспонаты, а благодаря тому, что некоторые из них в рабочем состоянии, даже проверить технику в действии. О коллективных экскурсиях учителя могут договориться отдельно. Для остальных норильчан выставка будет работать каждую среду с 15 до 17 часов.
Первый заместитель директора Заполярного филиала “Норильского никеля” Владимир Зайцев в честь открытия музея принес ее организаторам новый экспонат. По словам гостя, экспозиция – долгожданное и очень ценное новшество как для Норильской железной дороги, так и для Заполярного филиала и его истории.
– Как-то вы сказали, – обратился Владимир Зайцев к руководству НЖД, – что, если сосчитать количество километров, пройденных поездами по норильской земле, оно будет равно половине расстояния от Земли до Луны. Желаем вам в будущем не просто “дойти до Луны”, но и обогнуть ее несколько раз!
“Заполярному вестнику” Владимир Игнатьевич рассказал, как сам с детства катался на местных электричках, как ездил на них в Дудинку ловить корюшку. Добавил, что музей очень важен для норильской культуры и в будущем планируется создать музейный сайт Норильской железной дороги.
Летом специалисты-ремонтники отреставрируют мост на реке Амбарной, на котором находился паровоз. На обновленную узкоколейку установят аналогичную модель. И историческое место обретет новый образ мемориального комплекса, а основные факты его реставрации найдут отражение на стендах музея Норильской железной дороги.
Владимир Зайцев пополнил экспозицию
Все в музее интересно
0

Читайте также в этом номере:

В город Сочи хочется очень (Вера КАЛАБЕКОВА)
В колыбели цивилизации (Марина БУШУЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск