Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Первоклассные дела
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
21 мая 2012 года, 12:57
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
В школах Норильска продолжается набор первоклашек. Многие родители стоят перед выбором – отдать ребенка учиться с шести лет или подождать еще год? О готовности детей к школе “ЗВ” рассказала психолог гимназии №1 Наталья ВАСИЛЬЕВА.
– Наталья Анатольевна, все-таки с шести или с семи лет отдавать ребенка в школу? С одной стороны, семилетки лучше подготовлены, легче воспринимают материал – следовательно, выше вероятность, что будут хорошо учиться. С другой – есть родители, которые справедливо полагают, что предпочтительнее получить аттестат о среднем образовании в 17 лет, а не в 18, особенно юношам…
– В шесть или в семь – однозначно и заочно вам никто не скажет: ни физиологи, ни педагоги, ни психологи. Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть вполне зрелые и подготовленные шестилетки, а есть те, кто и к семи годам недостаточно готов к школе.
– Многие родители думают, что если ребенок научился читать, писать и считать, то он уже готов к школьному обучению. И очень удивляются, когда их “гений” не усваивает программу и со временем начинает отставать от сверстников.
– К сожалению, многие родители действительно полагают, что готовность к школе заключается только в интеллектуальной подготовке. Они пытаются научить детей писать, читать, считать, но это не гарантирует, что ребенок будет успешно учиться. Ведь кроме этого он должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять задания. Вообще, понятие “готовность к школе” многогранное. Оно охватывает все сферы жизни ребенка и включает в себя целый комплекс компонентов, не только физиологическую и умственную готовность, но и мотивационную, волевую, коммуникативную, личностную. Развитый ребенок и ребенок, готовый к школе, – это не одно и то же.
– На вопрос: “Хочешь ли ты пойти в школу?” – почти любой шестилетка с воодушевлением ответит: “Хочу”. Но если спросить, почему, выяснится, что одному нравится красивый ранец, другому – пенал с цветными ручками, а третий вообще не знает, что сказать.
– Да, наличие мотивации к учебной деятельности – одна из самых важных составляющих школьной готовности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Готов к школьному обучению тот  ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, атрибутами школьной жизни – портфелем, учебниками или тетрадями, а возможностью получать новые знания, узнавать новое об окружающем мире, развивать разные навыки и умения. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Детей со слабой познавательной мотивацией больше привлекает игровая деятельность. То есть они еще хотят играть, а не учиться.
А что означает волевая готовность?
– Говоря проще, усидчивость, способность ребенка действовать по указанию учителя, соблюдать принятые правила, уметь сосредотачиваться на задании. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, откладывая свои непосредственные желания на потом.
Важным параметром готовности к школе является и коммуникативная готовность, а также речевая. Ребенок должен уметь общаться, поддерживать диалог, задавать вопросы и отвечать на них, иметь навык пересказа. Если он воспитывается только в семье и не посещает специальных мест, где может научиться общению, то адаптация к школе у него может проходить гораздо тяжелее.
– К моменту поступления в школу какие коммуникативные навыки должны быть у ребенка?
– В общении со взрослыми он должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока, и следовать этому, спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.

Научить учиться

– Принятие новой социальной роли, роли школьника, тоже признак детского взросления?
– Говоря точнее, признак личностной готовности ребенка быть школьником, иметь свой круг прав и обязанностей. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы: хорошую эмоциональную устойчивость, умение управлять своим поведением, познавательной деятельностью.
Если обобщить сказанное, то сформированная к шести-семи годам внутренняя позиция школьника означает, что ребенок психологически перешел в новый период своего развития – младший школьный возраст. Эта  позиция выражается в четком желании “Хочу в школу!”, решительном отказе от дошкольно-игрового способа существования и ярко положительном отношении к учебной деятельности в целом. Особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Формируется внутренняя позиция школьника в детском саду и в семье, в процессе общения со взрослыми, в житейских и учебных ситуациях.
– От того, насколько успешен ребенок в школе, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Что надо делать, чтобы он стал успешным и максимально использовал свой потенциал?
– В первую очередь как можно быстрее адаптировать ребенка к работе в школе и дома, научить его учиться, рассчитывать  свои силы, быть внимательным, усидчивым. Зачем все это нужно? Чем увереннее и спокойнее начнется для ребенка школьная жизнь, чем лучше он сможет адаптироваться к школе, учителям и одноклассникам, тем больше шансов, что у него не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
– Сколько в среднем уходит времени на адаптацию к школе?
– Приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложным является первый месяц. Быстрее адаптируются те, у кого, как я уже сказала, достаточный уровень школьной зрелости. Эти школьники характеризуются хорошим уровнем сформированности интеллектуальных функций, стойкой мотивацией к учебной деятельности. Большинство из них имеют устойчивый тип личности, включающий такие свойства, как общительность, стабильность и высокий самоконтроль. Такие дети достаточно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.
– Есть и дети, которые оказываются не вполне готовы к школе, они справляются с учебной программой плохо или не справляются совсем, а в итоге теряют интерес к учебе.
– Повторюсь, все зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей. Иногда встречаются вопросы: если ребенку уже семь лет, а он не готов к школе, то что полезнее – отдавать в школу таким, какой есть, или пытаться подтянуть его к школе дома? Всегда нужно уточнять индивидуально причины.
Очевидно, что адаптационный период в школе для этих детей займет намного больше времени, чем для всех других. Но, пожалуй, среди своих ровесников в классе ребенок будет себя чувствовать все же лучше, чем среди более младших, если в школу пойдет позднее и будет выглядеть “переростком”. Кроме того, без помощи взрослых здесь не обойтись – при совместных усилиях педагога и родителей есть шанс помочь ребенку справиться с этими трудностями.

Уроки для мамы и папы

– Педагог может научить ребенка общаться с товарищами, помочь ему найти себя в новой, незнакомой обстановке. А что зависит от родителей?
– Разумное поведение родителей тоже крайне важно. Необходимо все время поддерживать ребенка, научиться сопереживать с ним тяжелые моменты. Если родители это смогут, если смогут удержаться от замечаний и претензий, то все сложности ребенок сумеет преодолеть достаточно быстро и легко. Поддержка в семье поможет найти ему свое место в новой школьной жизни. Немаловажной помощью для таких детей будут щадящий режим, снижение учебной нагрузки через выбор адекватной возможностям ребенка программы, рациональный подход к домашним учебным заданиям: 10–15 минут работы – 10–15 минут отдыха. Обеспечить такие условия своему ребенку несложно – надо просто разговаривать с ним, искренне интересоваться его жизнью, мыслями, чувствами.
– А к кому сами родители могут обратиться за помощью?
– К педагогам и в психологическую службу школы. Психологи могут помочь выявить проблемы конкретного ребенка и подсказать пути коррекции его развития. Своевременные меры, как правило, способствуют улучшению состояния ученика и его адаптации в школе.
В целом разговор на эту тему приводит к выводу, что необходимо говорить и о психологической готовности родителей к тому, что их ребенок пойдет в школу. В любом случае важно помнить, что именно в первые месяцы школьной жизни закладывается фундамент возможностей личностной самореализации ребенка в школьной среде.
– Нынешние будущие первоклассники отличаются от своих ровесников лет пять-шесть назад?
– Конечно, разницу привносят определенные социально-экономические изменения в стране и городе: уровень жизни, занятость родителей, социально-политическая обстановка, престиж учительской профессии и престиж образования, политика государства в области образования, наличие мест в детских садах. На определенную часть родителей эти факторы влияют очень сильно – в том плане, что они, не решая в полной мере своих родительских задач, возлагают почти все заботы о ребенке на детский сад, школу и государство. При этом  возлагая на собственного ребенка ответственность, которую он еще в силу возраста не может нести, и лишая его родительского присутствия и внимания. Поэтому чем лучше политика государства и города в отношении семьи и детей, тем в целом лучше обстановка с поступающими в школу детьми.
Однако мне больше импонируют родители, которые понимают воспитательный потенциал семьи и свою роль в воспитании и развитии детей. Эти родители  находят разные возможности, которых в наше время великое множество, повышают свою собственную психологическую и педагогическую компетентность, чтобы развивать в своем ребенке все то, что досталось ему от природы.
0

Читайте также в этом номере:

НИИчего себе! (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Запасы в производство (Инна ШИМОЛИНА)
“Маяк” всей жизни (Андрей СОЛДАКОВ)
По Рудной улице с комфортом (Екатерина СТЕПАНОВА)
Площадка для общения (Лариса ФЕДИШИНА)
ТРАНЗИТный спектакль (Валентина ВАЧАЕВА)
Взмыть на скалу (Николай ЩИПКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск