Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
“Маяк” всей жизни
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
21 мая 2012 года, 12:43
Фото: Андрей СОЛДАКОВ
Текст: Андрей СОЛДАКОВ
Был морозный и ветреный день. Стоять в продуваемом коридоре между АБК шахты “Маяк” и ее производственными строениями было невыносимо холодно. Казалось, времени уже прошло, как говорится, вагон – так всегда бывает, когда ждешь… А уйти нельзя, ведь условились встретиться именно в этой точке.
Он вышел из неприметной двери, быстрым шагом перешел дорогу и, протягивая руку, представился: “Здравствуйте, я – Гукасов”.
Крепко сбитая фигура, серьезный взгляд, твердый шаг, “кирзачи” на ногах, потертая, но чистая роба, белая каска – так выглядит бригадир подземного ремонтно-монтажного участка №6 треста “Норильскшахтсервис” ООО “Норильскникельремонт” Владимир ГУКАСОВ.
Мы идем с ним по хитросплетениям производственных помещений к теплой бытовке, где можно спокойно поговорить, где бригадир мог бы рассказать о производстве, о работе шахты, о коллегах и в конце концов о себе. А рассказать и вспомнить Владимиру Гукасову есть что – он в Норильске с 1976 года.

От макушки копра до самой глубины

Бригада Гукасова на “Маяке” – это 63 человека, которые могут отремонтировать все, что движется, крутится, что передвигается вертикально и горизонтально или просто стоит. Когда-то участок специализировался на ремонте стволов и стволового оборудования – противовесов, скипов, армировки стволов клети. Но с годами бригада из узких специалистов превратилась в универсальный, в плане починить-наладить, коллектив.
– Ремонтируем все, – говорит Владимир Гукасов, – подвижной состав, оборудование, какое только есть на руднике: секторы, рудоспуски, опрокидыватели, вагоны, электровозы... В общем, от макушки, от копрового шкива, до насосной главного водоотлива – низшей точки рудника. Все это наше. Бригада в большинстве своем сейчас на шахте “Скалистая” ремонтирует ствол ВС-9, остальные все здесь.

БЭСТ-специалисты

В Норильск Владимир Гукасов попал в 1976 году после окончания Беловского энергостроительного техникума (БЭСТ) по специальности “промышленное и гражданское строительство”.
В те годы отстраивался Надеждинский металлургический завод, и несколько выпускников БЭСТа отправили на строительство гиганта.
– В начале 1976-го на “Надежде” были только котлованы и основная галерея, здание АБК и один из цехов в незавершенной стадии, – вспоминает Владимир Артемьевич. – Но поработал я там от силы два-три месяца и ушел в ЛЭП-220 – тянуть линии электропередачи с городской подстанции на “Надежду”. Как с НМЗ закончили, потянули линии на Курейскую ГЭС и в Снежногорск.
По мере уменьшения объемов на строительстве линий электропередачи производственные участки стали сокращать за ненадобностью. Гукасов пришел на никелевый завод, где отработал три года по срочному договору. Тогда же перебрался в бурно растущий Талнах.
В начале восьмидесятых начало формироваться ремонтное управление, и Владимир Гукасов принимает решение перейти в него. И вот уже три десятка лет трудится на участке, специализирующемся на “Маяке”.

Все приходит через руки

– Владимир Артемьевич, вы без малого сорок лет трудитесь, и далеко не на самом теплом месте. Сколько еще планируете работать?
– Надо в свое время приходить и в свое время уходить. Пришел я вовремя – было, может быть, местами тяжело и трудно, но очень интересно. Но пора уходить – мы, ветераны, это прекрасно понимаем. Надо уступать дорогу молодым...
– А есть кому передать? Справятся, как считаете?
– Молодежь к нам идет, и те, кому нравится труд ремонтника, кто проникается, – остаются. Постепенно осваивают премудрости профессии. А уж если, как говорится, дружат с головой и руки откуда надо растут – все в порядке. Кроме того, надо любить это дело. Все это плюсуй – и лет через пять станешь нормальным ремонтником.
Профессия наша очень интересная, и надо быть до мозга костей технарем, ведь, пока через свои руки и “соображалку” не познаешь все виды работ, хорошим ремонтником не станешь, даже если будешь штудировать горы литературы. Практика!  Все приходит через руки – все знания и опыт.
– Что для вас эта профессия?
– Ремонтник – это доктор неживого существа – оборудования. Не хочу обидеть технологов, но они приходят на уже готовое оборудование и совершают однотипные операции – каждый шаг по инструкции. Ремонтник же – профессия творческая. С этим нельзя не согласиться. Мозги должны быть постоянно включены. “Марс” и “Сникерс” не помогут. Надо соображать и с душой относиться к работе. Тогда все будет получаться. Нет такой работы, которую нельзя выполнить. А если она еще неординарная и сложная, а тебя не оторвать – ты классный ремонтник. Наш человек!
– Расскажите, чем сейчас занята ваша бригада?
– Бригада занята ремонтом дозаторов – рудного и породного. Не так давно досрочно закончили замену лоткового питателя на пластинчатый. Старый  был слабый и не справлялся. Этот питатель перегружает с разгрузочного бункера горную массу на автотранспорт, что подают скипами на-гора.  
Новый, пластинчатый питатель мощнее старого в несколько раз. Он намного надежнее и по производительности, и по сроку эксплуатации. Проще говоря, в несколько раз превосходит предыдущий. Также бригада практически постоянно ремонтирует подвижной состав – шахтные электровозы и вагоны. Параллельно прокладываем в шахте трубопроводы. Кроме того, постоянно ведутся текущие ремонты оборудования.
– Закончите с питателем, что тогда?
– Поработать всегда есть над чем. Горное оборудование работает очень интенсивно, иногда чересчур. А “Маяк” – один из старейших рудников – действует с 1964 года, так что для нас всегда дело найдется. И у нас, и у шахтостроителей – ведь у “Маяка” сейчас открывается второе дыхание. Объемов, я бы сказал, раза в два стало больше – углубляемся, расширяемся…
В прошлые годы богатую руду, что залегала неглубоко, выбрали. Руда беднеет. Понятно, что готовой продукции (медь, никель, кобальт) меньше быть не должно. Потребитель есть, рынок сбыта есть. Продукция “Норильского никеля” весьма востребованна. А чтобы не снижать объемы выпускаемой продукции, надо добывать больше руды. Поэтому и ставка сейчас делается на добычу руды, на наши талнахские рудники.
Шахта “Маяк” сейчас расширяет восточное и юго-западное поля. Ведем коммуникации в дальние выработки – бетоноводы, сжатый воздух, противопожарную воду. В общем, работаем на перспективу –  до 2015–2020 годов. И создаем задел для молодых. Мы, ветераны, Владимир Фортуновский, Василий Бондарь, Александр Радевич и другие, со временем передадим шахтное оборудование в их руки. Я уверен, в надежные руки.
Пока есть такие люди, “Маяку” – быть
0

Читайте также в этом номере:

НИИчего себе! (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Запасы в производство (Инна ШИМОЛИНА)
По Рудной улице с комфортом (Екатерина СТЕПАНОВА)
Первоклассные дела (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Площадка для общения (Лариса ФЕДИШИНА)
ТРАНЗИТный спектакль (Валентина ВАЧАЕВА)
Взмыть на скалу (Николай ЩИПКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск