Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Они сделали невозможное!
ТОЛЬКО У НАС!
12 марта 2009 года, 11:11
Фото: Вадим КИРПИЧЕНКО
Текст: Яна АНДРЕЕВА
Вечером 10 марта в Норильск въехали две машины Toyota Land Cruiser. Они прибыли из Москвы. Путь лежал по дорогам Европы и Азии, а затем по северным зимникам.  На дорогу ушло 12 дней. Это знаковое событие, поскольку до сих пор считалось, что до Норильска только самолетом можно долететь.
Участников экспедиции четверо: менеджер Максим Филин, свободный художник Дмитрий Беспалов, журналист Александр Фетисов и геодезист Даниил Потапов. В прошлом году команда уже пыталась добраться до Таймыра. Помешала авария на трассе под Сургутом. Вторая попытка оказалась удачной. Отоспавшиеся путешественники появились в редакции вчера и рассказали о своем вояже.
 
Трудно первым
В экспедицию москвичи отправились для того, чтобы  превратить наконец Таймыр в полуостров. Так они сформулировали свою цель. Ведь попасть сюда так же сложно, как на самый настоящий остров. И это очень оторванный от всего мира остров. Не зря же мы говорим «слетать на материк». Отсюда и название экспедиции – «Остров Таймыр».
Все специально взяли отпуска. Правда, Максим Филин умудрился совмещать экстремальное путешествие с работой (ведь сейчас для этого иногда бывает достаточно ноутбука и Интернета). Родственники отпускали первопроходцев с опаской. Первым всегда трудно.
Александр Фетисов поясняет, чем это чревато:
– Прямой опасности нет, но есть шанс застрять в дороге на неопределенное время. Заметет, и никуда не проедешь. Придется стоять и ждать, когда по зимнику  «Урал» через неделю пройдет. А можно и две недели прождать. Поэтому мы продуктов на месяц захватили и топлива для печек маленьких. Если готовиться, опасности нет. А вот если наобум, можно и встрять.  
Главной трудностью стали снежные переметы на дороге, которые приходилось пробивать, скорость движения при этом падала до 15 километров в час. Путь от асфальта в Новом Уренгое до Дудинки по зимникам (750 км) занял около четырех дней. Самой сложной стала дорога по Енисею, в районе Большой Хеты. Ее давно не чистили. Около Факела трое из джиперов впервые почувствовали, что такое минус 48 градусов. В Москве не бывает холоднее, чем минус 35.
 
Идея
Мысль добраться до Норильска посетила их два года назад в Туруханске. Здесь они услышали о существовании пресловутых зимников. Стали звонить в Игарку, Енисейск, спрашивать, где такие имеются. Выяснили, что до Туруханска зимников нет. Заканчиваются в Бору за Енисеем. В Игарке им рассказали про некий Ванкор, Ванкорское месторождение. Узнали, что есть такое – между Новым Уренгоем и Енисеем. Под его освоение и строится зимник. Предположили, что снежная дорога может быть и до буровых в районе Дудинки. Кто-то рассказал, что там тоже ходят «Уралы».
Стали выяснять, что и как, полезли на интернет-форумы. Нашли человека, работающего на этих буровых. Он подсказал, как примерно ехать. Но, увы, в первый раз попали в аварию. Одна из машин пострадала, поэтому доехали лишь до Игарки. Но от идеи не отказались.
 
Армстронг – на Луну, они – в Норильск
– Это мечта, которую мы весь год вынашивали, – говорит Дмитрий Беспалов, – обязательно добраться до Норильска. В прошлый раз получилась разведка боем.
– Что вы почувствовали, когда достигли цели?
Максим:
– Словами не описать. Когда пересекли Енисей и попали в Дудинку, я отправил родным эсэмэску. Перефразировал известную фразу Армстронга, который ступил на Луну, о маленьком шажке для человека и огромном для всего человечества. Я написал так: «Маленький шажок для всего человечества и огромный скачок для одного человека».
Александр:
– Очень хорошо, что мы это сделали! Мы в Дудинку въехали, нас машина обгоняет, спрашивают: «Неужели вы оттуда?! Неужели я теперь могу купить машину там и приехать сюда на ней?!» Приятно было слышать. Мы вернули острову статус полуострова. Для нас он был островом. Реального сообщения нет. Только самолетом и морем. Это норильский оазис.
Дмитрий:
– Эйфория.
Даниил:
– Опустошение. Теперь нужно думать, куда ехать через год. Экспедиционный синдром.
 
За северным сиянием
Теперь участники экспедиции точно знают: доехать из Москвы до Норильска не так просто, но  возможно. Впрочем, добавляют:
– Везение нужно. Хотя бы три дня без пурги.
Говорят, что очень хотели, поэтому и повезло. Специально выбирали время, смотрели метеосводки, но и оттуда (показывают на небеса) им помогли.
Машины для таких дорог оказались что надо.
– Полностью автономный автомобиль. Спальное место у каждого, печка, у Димы вообще две плиты, – говорит Максим. – Нет только туалета. А в минус 45 это оказалось актуальной проблемой.
Столичные джиперы перед поездкой привели машины в должное состояние.
–  На неподготовленной машине отправляться было нельзя. Утеплять надо моторные отсеки, колеса ставить не абы какие, спускать шины, чтобы ехать по снегу, – рассказывает Максим. – Для жителя столицы это совсем не очевидно: у нас таких температур нет. В путь нас готовили джиперы из Нового Уренгоя, провели целый практикум по езде по снежной целине. С нашими знаниями это еще не факт, что мы сюда доехали бы. Огромное спасибо Александру Елкину и Александру Ускову.
Весь год в Москве Максиму снилось северное сияние, которое он наблюдал  в Игарке в прошлом году первый раз в жизни. Мечтал еще раз увидеть. Увидел на льду Большой Хеты.
 
По зимнику бы, да с ветерком!
Мечта всех норильчан – оказаться на материке, обойдясь без помощи авиаперевозчиков. Что для этого нужно? Просто хороший зимник до Нового Уренгоя.
– Нужна одна дорожная служба, у которой будет несколько тракторов и волокуша для чистки зимников, – считает Александр. – До Факела сейчас зимника нет. Что такое нормальный зимник? Снег укатывается и поливается водой, проезжает трактор с трубой или бетонной плитой, которая проглаживает дорогу. Он твердый, нормальный. А у вас зимник стихийный. По льду реки прошел «Урал», получилась утоптанная колея. Полметра вправо, полметра влево – по пояс снега. Две машины навстречу идут, одна валится в снег, ее нужно вытаскивать тросом. Мы доказали, что доехать можно.  Только сложно было договориться с некоторыми нефтяными компаниями. Полпути, что мы проехали, принадлежит одной из компаний: на свой зимник они без пропусков не пускают. Мы их получили с помощью друзей. Шириной этот зимник – 20 метров, можно ехать со скоростью 100 км в час.
Если бы от Дудинки до Нового Уренгоя была такая дорога!.. Дух захватывает от перспектив. Материк становится ближе? Норильские джиперы, также впервые в истории достигшие Нового Уренгоя, завтра должны вернуться домой.
Максим Филин, Александр Фетисов, Даниил Потапов, Дмитрий Беспалов
Машины что надо
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск