Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
О рыбаках и рыбках
ПОДРОБНОСТИ
24 сентября 2012 года, 12:23
Фото: Дмитрий ДОНСКОЙ
Текст: Марина БУШУЕВА
Издатели, исследователи Таймыра и путешественники Лариса и Станислав Стрючковы нашли заброшенный архив норильского рыбозавода. Их стараниями уникальные документы пополнят собрание талнахского филиала Музея истории освоения и развития НПР.
Недалеко от рыбозавода, в подвале заброшенного барака, старшеклассники, педагоги, работники талнахского музея и, конечно, супруги Стрючковы разгребают фолианты. Многое в таком состоянии, что восстановить документы уже не удастся, но есть и вполне прилично сохранившиеся книги, письма, приказы.
– Когда мы ходили в экспедицию на озеро Глубокое, я услышал историю о рыбаке Григории Морецком, жившем на рыбточке. Мне очень запомнился факт про то, что в конце 70-х Морецкому подарили мотоцикл “Урал” и рыбак ездил на нем, когда озеро покрывалось льдом. Оказывается, узнать эту историю помогли документы из заброшенного архива.
Иван уже четвертый год занимается в туристско-краеведческом клубе, работающем в школе №20. Помочь собрать архив он приехал, потому что не сомневается: безликие, на первый взгляд, бумаги сохранили еще множество подобных историй.
Уникальные документы
– Мы давно занимаемся изучением норильской истории, и у нас имелась информация от норильчан, работавших на рыболовецких точках в 30–50-х годах, что архив рыбозавода никуда не вывезли, – рассказывает Лариса Стрючкова. – И мы очень хотели его найти, потому что это поистине уникальные документы. В чем мы впоследствии и убедились.
Тот рыбозавод, который был когда-то создан на Норильской земле, где трудились бывшие заключенные и другие интересные люди, распался в 90-е годы прошлого века. Предприятие стало частной собственностью, хозяева постоянно менялись и уже не владели информацией о событиях прошедших лет и местонахождении архивных документов.
Поэтому Стрючковы искали сами. Однажды приехали на территорию рыбозавода вместе со съемочной группой телекомпании “Северный город” – специально на поиски архива, облазили все чердаки, заброшенные строения, заглянули в подвал одного барака – и, как говорят супруги, обалдели. Пол был завален книгами, тетрадями, артефактами.
– Мы сами сюда приходили и брали по одной-две тетради. И среди всех этих залежей попадались действительно уникальные документы: письма, где говорится о рыбточках, которые существовали на территории в 30–50-х годах, мы много узнали о поселке Через, который нас очень интересовал, о мысе Входном, где жили немецкие переселенцы, – рассказывает Лариса Стрючкова.
На доске почета
Кроме документов в подвале  были найдены старые орудия лова, сети, предметы быта рыболовов – все примерно 40-х годов. Часть этих артефактов была отдана заповеднику “Большой Арктический” для выставки на тему рыбных промыслов Таймыра, которая действовала в школе №3.
– Еще много чего осталось. Для нас, может быть, эта звезда (лежащая на полу большая деревянная звезда) не интересна, но по большому счету это тоже артефакт. Или вот доска почета... Здесь можно найти любопытные вещи, но кругом такая грязь, да и обитатели ближайшей территории заходили сюда в основном не из интереса к архивам, а по нужде. Так что копаться приходится в прямом смысле этого слова в нечистотах. Мы обращались в городской архив и в музей, чтобы помогли спасти этот архив, но они резонно отвечают, что у них нет ни сил, ни средств, чтобы это сделать. А представить музейных дам, ковыряющихся здесь, тоже сложно, – добавляет Лариса.
Два кита на месте
Супруги Стрючковы давно сотрудничают с туристско-краеведческими группами из школ №20 и №41. Во время одной из экспедиций к озеру Глубокому они рассказали ребятам и их педагогам об уникальном архиве, и школьники  загорелись идеей его спасти.  
На прошлой неделе учащиеся школы №20 уже четвертый раз посетили заброшенный архив.
– Те документы, которые попадали к нам в руки, отражают события 30–50-х годов прошлого столетия. Это целый пласт истории нашего района, который нужно спасти. И очень приятно, что работники талнахского филиала Музея НПР согласились разместить архив у себя, – рассказывает Татьяна Хвостова, руководитель туристско-краеведческой группы школы №20. – То, что архив необходим, мы подтвердили, уже не раз обращаясь к найденным документам. Например, в прошлом году они помогли нам в поисковой работе. На мысе Изба Морецкого мы нашли памятник и узнали, что был такой рыбак – Григорий Морецкий. Благодаря документам, которые мы здесь обнаружили, удалось восстановить и подробности его биографии. Кроме того, было много интересных документов о жизни рыбаков на озере Глубоком в 30–40-х годах.
Как говорят супруги Стрючковы, история зиждется на трех китах: это свидетельства очевидцев, артефакты и архивы. Со свидетельствами в Норильске всегда очень тяжело, потому что народ у нас любит уезжать из города навсегда. Хорошо, что есть архивы и артефакты.
Изучаем прямо на месте
Многие из найденных документов представляют ценность для норильской истории
В подвал под надзором взрослых
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск