Наука за кадром
Свободная территория
22 января 2010 года, 14:19 Текст: Сергей ПИЛИПЕНКО, заведующий кафедрой «Технологические машины и оборудование» Норильского индустриального института
|
Переход на западную систему подготовки специалистов в высших учебных заведениях по схеме бакалавр-магистр внесет изменения в учебный процесс, скорректирует учебные планы и существующие методические материалы. Все это делать необходимо, но отечественных преподавателей тревожат проблемы оставшейся без внимания вузовской науки.
Структура и состояние научных работ в вузе напрямую связаны с их финансированием. В вузовской науке можно выделить три основные составляющие. Первая – это научные работы, выполняемые за счет бюджетного финансирования, поступающего из центра. Вторая – научные работы по индивидуальным планам преподавателей, на которые не отводится никаких часов преподавательской нагрузки. И третья – договорные работы с предприятиями, организациями и фирмами.
Был бензин и идеи Бюджетное финансирование направлено на научно-исследовательские работы стратегического значения. Научные работы, выполняемые по индивидуальному плану преподавателя, предполагают анализ и проработку на уровне идей различных задач и проблем в соответствующих отраслях промышленности. Разработанные идеи должны стать основой для заключения договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с различными предприятиями. Из финансовых средств, поступающих от этих работ, формируется основная часть бюджета научно-исследовательского сектора вуза. Благодаря этим средствам можно содержать нужное количество штатных сотрудников и привлекать к работе по совместительству необходимых специалистов из числа преподавателей. До 1990-х годов Норильскому индустриальному институту было несложно заключить договор с предприятием. Норильский горно-металлургический комбинат работал ритмично, имея прибыль, из которой планово финансировались научно-исследовательские работы. Отношение заказчика к результатам этих работ было обычно либеральным, и отрицательный результат тоже принимался. Проблемы у научного сотрудника могли возникнуть дальше – на стадии внедрения разработки. Иногда руководство предприятия не спешило реализовывать проект, даже, на первый взгляд, удачный, позволяющий, например, увеличить производительность какого-нибудь агрегата. Примером тому невнедренная разработка кафедры металлургических машин и оборудования по однооперационной резке никелевых катодов под руководством профессора Александра Потапенкова для никелевого завода. Но были и другие примеры. Сегодня дела с договорными работами обстоят значительно хуже. Их ведут лишь единицы преподавателей. Рынок есть рынок Сейчас стали жестче требования к результатам. На предприятиях появились тендерные комиссии из ведущих технических специалистов, финансистов, юристов и даже представителей служб безопасности. При заключении договора комиссия рассматривает все стороны предстоящего сотрудничества с вузом-исполнителем, как правило, рассчитывая получить прибыль в кратчайший срок. Руководитель темы должен быть известен как специалист в области данных проблем, ему должны доверять. Такое доверие собирается по крупицам, а рухнуть может в одночасье. Новая техника всегда несет элемент риска, но такова уж судьба ученого… Руководитель работ действительно должен быть действующим специалистом. То, что преподаватели технических вузов не имеют технической практики, наша беда, а не вина. По прошествии определенного времени трудно вновь «войти в обойму» – восстановить утерянные связи с производством, привыкнуть к более интенсивному, связанному с производством ритму работы. Изменились требования к составу работ и условиям их заключения. Иногда предприятие идет на заключение договора лишь при условии, что исполнитель берет на себя не только исследовательскую часть, а соглашается выполнить все работы, заканчивая промышленным внедрением найденного технического решения. Причем материальную, финансовую ответственность в случае отрицательного результата заказчик предлагает взять на себя исполнителю. Рынок есть рынок. Все это так называемые внешние причины, существенно влияющие на снижение количества научных работ, выполняемых вузами. Кроме них есть и причины внутренние. Сегодня гораздо престижнее готовить методические разработки, чем выполнять научно-исследовательские работы. Последние из могикан Единичные преподаватели, «последние из могикан», ведут договорные работы, но если и их не станет, то вуз превратится в колледж с соответствующим уровнем заработной платы. Об этом стоит задуматься всем, в том числе и молодым сотрудникам института. Было бы лукавством утверждать, что преподаватели занимаются договорными работами из сугубо патриотических соображений. Безусловно, присутствует и желание заработать. Кто-то решает свои экономические проблемы, увеличивая учебную нагрузку, но это уже личный вопрос. Научно-исследовательские работы – вторая часть научно-педагогической деятельности преподавателей вуза, от которой во многом зависит его престиж и место вуза в ряду других учебных заведений. Любую научно-исследовательскую работу стоит рассматривать под углом повышения качества учебного процесса. Участие студентов в этом процессе абсолютно меняет стиль и характер обучения, делая его предметным, целенаправленным и осознанным. К сожалению, за кадром хоздоговорной тематики остались научные разработки многих кафедр, в том числе и кафедры «Технологические машины и оборудование» (ТМиО). В то же время нельзя не отметить, что результаты научных разработок кафедры отражены в статьях известных научных журналов, в докладах различных конференций, защищены авторскими правами на изобретения. На Всероссийском конкурсе в области металлургии в Московском институте стали и сплавов в 2006–2008 годах студенты-дипломники кафедры «Технологические машины и оборудование» были награждены тремя дипломами и пятью грамотами. В прошлом учебном году студент Михаил Цымбалюк на Международном форуме молодых ученых «Проблемы недропользования» в Санкт-Петербурге получил грант за научный доклад «Определение коэффициента трения при прокатке толстых заготовок». Конечная цель любой вузовской научной работы в создании и внедрении в производство новой, более совершенной конструкции какой-либо машины, устройства, эффективной технологии или методики. Можно написать десятки диссертаций, сотни технических статей и прекрасно отчитаться ими перед руководством, но для реального дела важнее единственный, итоговый результат – внедрение. |
0 | Твитнуть |