Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Надо больше об этом говорить!
Актуально
31 мая 2011 года, 12:25
Фото: Рис. Владимир МИЛЕЙКО
Текст: Екатерина СТЕПАНОВА
В этом году в Норильске впервые стартовала профилактическая акция “Стань заметнее –подними руку – переходи безопасно!”. Взяв за основу зарубежный опыт, норильские госавтоинспекторы предложили норильчанам обозначать свое намерение перейти проезжую часть поднятием руки. Центр изучения общественного мнения управления общественных связей ЗФ ГМК “Норильский никель” исследовал эффективность предлагаемой схемы.
– Не беремся распространять полученные в ходе исследования выводы абсолютно на всех горожан, тем не менее результаты стоят того, чтобы заострить на них внимание. Кроме того, получить от водителей и пешеходов оценку акции “Подними руку – безопасно перейди дорогу” было не единственной нашей целью, – рассказали “ЗВ” сотрудники ЦИОМ. – В наши задачи входило также собрать информацию об отношении норильчан к ситуации безопасности движения на улицах города, к тем проблемам, которые существуют во взаимоотношениях пешеходов и водителей. А кроме того, собрать предложения горожан по совершенствованию мер, способствующих повышению безопасности движения.
Для этого в конце апреля – начале мая центром изучения общественного мнения были проведены три фокус-группы. Участниками дискуссий стали водители-профессионалы, водители-любители и пешеходы в возрасте от 16 до 50 лет.
 
Для водителей пешеходы – конкуренты
Проанализировав материалы всех трех фокус-групп, специалисты пришли к выводу, что совпадение или диаметральность мнений участников дискуссий по обсуждаемой проблеме зависела не от поло-возрастной или профессиональной принадлежности, а от того, каким участником дорожного движения он является: пешеходом или водителем. Нежелание признать правоту “чужой” точки зрения в меньшей степени было присуще тем, кто на фокус-группе обозначил себя пешеходом. Те, кто недавно сел за руль и, соответственно, периодически бывает то пешеходом, то водителем, признают право на существование обеих позиций. А вот наиболее активными противниками людей, принимающих сторону пешеходов и разделяющих их взгляды, стали водители-профессионалы.
– Для большинства из них пешеходы, как реальные на дороге, так и условные на диспуте, – это как минимум конкуренты, – резюмируют специалисты.
В ходе дискуссии в вину водителям ставили нарушение скоростного режима, езду по тротуарам и, конечно же, непредоставление преимущества пешеходу. Водители, в свою очередь, указывали, что нарушений с их стороны было бы меньше, “если бы дороги были хорошие”, “если бы не было весной слякоти, а зимой – снежных заносов”, “если бы пешеходы были взаимно вежливы и не выходили на дорогу, не убедившись в отсутствии движущегося транспортного средства”, “если бы в школе преподавали помимо определенных правил еще и культуру поведения на проезжей части”, “если бы пешеходы не игнорировали, не нарушали ПДД сплошь и рядом”. Иными словами, если бы все вокруг были хорошие, то и они, возможно, стали бы лучше.
 
Такой у нас менталитет
Факт остается фактом: претензии водителей к пешеходам небезосновательны. Одновременно с проведением фокус-групп сотрудники ЦИОМ обработали и проанализировали 373 анкеты, полученные в результате опроса ОГИБДД УВД по городу Норильску среди участников дорожного движения.
– Согласно этому опросу только каждый пятый из анкетируемых пешеходов ответил, что “всегда соблюдает правила дорожного движения”, – отмечают специалисты.
Признавали за собой вину в нарушении ПДД и создании аварийных ситуаций на дороге и участники молодежной фокус-группы. Чаще всего речь идет о переходе дороги в неположенном месте, а также о переходе улицы на запрещающий сигнал светофора. Причины этих нарушений молодежная аудитория называла разные: “люди торопятся”, “человеческая лень”, “особенность русских людей – надежда на авось”, “люди несерьезно относятся к своей жизни”, “у нас мало пешеходных переходов, они не там расположены, да и слишком большое расстояние между ними”, “остановка рядом, а пешеходный переход далеко”, “сезонные причины: разливы луж, сугробы”…
– В принципе, это зависит только от человека: хочешь ты или не хочешь соблюдать ПДД, уважаешь людей вокруг себя или не уважаешь, – так сформулировал свою точку зрения один из участников фокус-группы. – Еще бывает так, что родители сами показывают пример. Я не раз видел: идет мама с коляской или отец с ребенком, и они переходят дорогу. Ребенок останавливает: “Папа, стой! Куда ты идешь?! Красный горит”. “Да, ладно, пошли, я же вижу”. Это все от человека зависит. Если он не хочет знать правила, он никогда их не выучит. Такой у нас менталитет.
– Пешеходы менее организованны, потому что водитель придерживается определенных правил, за которые он может получить наказание, – высказался участник другой фокус-группы, водитель-профессионал. – А пешеход может идти в любом состоянии, ему ведь закон не запрещает выпить, а потом выходить на проезжую часть.
 
Должен быть смысл
Как улучшить ситуацию на норильских дорогах? Какие меры будут способствовать сокращению числа ДТП с участием пешеходов? Большинство предложений по обеспечению безопасности движения, высказанных участниками фокус-групп, сводилось к повышению контроля на дорогах со стороны ГИБДД и привлечению к ответственности водителей и пешеходов. Для этого предлагалось использовать уже имеющуюся систему видеонаблюдения, а также пересмотреть количество, месторасположение и техническое обустройство перекрестков и пешеходных переходов, расставить по городу новые светофоры. Кстати, в ходе опроса 19,4% его участников высказали такую же точку зрения. По мнению анкетируемых, среди которых преобладали водители, первоочередными мерами, которые необходимо принять для снижения аварийности, должны стать также строительство и ремонт дорожных покрытий (42,4% ответивших), улучшение качества подготовки водителей (31,3%) и увеличение размера и количества штрафных санкций (23,2%).
В отношении акции “Подними руку – переходи безопасно” мнения разделились. Сторонники акции, которых среди пешеходов оказалось больше, чем среди водителей, считают, что мероприятия, повышающие безопасность движения, проводить нужно обязательно, а школьники и студенты приветствовали акцию как “нечто новое и интересное, то, что нужно внедрять в общество”. К плюсам акции отнесли следующее: во-первых, пешеход, привлекая к себе внимание поднятием руки, становится заметнее на дороге. Во-вторых, этим жестом пешеход подтверждает свое намерение перейти дорогу.
К минусам акции участники фокус-групп отнесли “неудобство и неэтичность махать руками (особенно если обе руки заняты)”, возможность введения в заблуждение пешеходов, которые могут решить, что “теперь, взмахнув рукой, они могут безопасно ходить по дорогам”. Водители же со своей стороны признавались, что могут расценить этот жест и как приветствие, и как просьбу подвезти. Кто-то высказал такую точку зрения: “Смысла в этой акции нет, это лишние финансы из бюджета: она водителям мешает, а пешеходу она, получается, не помогает”.
Подводя итоги групповой работы, сотрудники ЦИОМ отмечают: противников продолжения акции оказалось больше, чем сторонников. При этом люди соглашаются с тем, что “нет другого выхода, как воспитание культуры на дороге, так же как и культуры вообще, в обществе”. Высказывалась и такая точка зрения: надо больше об этом говорить, показывать, делать какие-то документальные фильмы, проводить семинары, рекламные акции, и тогда это все будет работать.
0

Читайте также в этом номере:

Ремонт на оба ваши дома (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
От конъюнктуры не зависит (Батрадз БАДТИЕВ, заведующий кафедрой РМПИ, доктор технических наук, доцент)
Каждая погода благодать (Юлия КОСТИКОВА)
Во спасение и в радость (Анна СИДОРОВА)
Прощание с матерыми (Юлия КОСТИКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск