На века
НОРИЛЬСКИЙ ХРОНОГРАФ
4 июня 2015 года, 16:27
|
Норильску за 80-летнюю историю – будем считать, что ему столько же лет, сколько и градообразующему предприятию, – везло часто и основательно. На людей, на события. Многое из того, что сделано в годы становления города и комбината, работает до сих пор.
Ни суббот, ни воскресений 7 июня 1958 года постановлением Красноярского совнархоза главным инженером Норильского комбината был назначен 33-летний Владимир Долгих, до этого работавший в Красноярске на аффинажном заводе. Именно ему через четыре года передаст бразды правления комбинатом Владимир Дроздов и при нем состоится второе рождение будущего гиганта цветной металлургии. Считается, что Долгих сэкономил несколько лет на освоении Правобережья, организовав в апреле 1962-го “Талнахрудшахтстрой” еще до получения окончательных результатов комиссии по запасам. Семь лет на посту директора НГМК, будущего руководителя общесоюзного масштаба, кандидата в члены Политбюро включили в себя не только оперативное использование рудных богатств Талнаха. В 1960-е в НПР сформировались и стали быстро развиваться гидроэнергетика, газодобыча, транспортные узлы, стройиндустрия, объекты культуры. На карте Таймыра появились Талнах, Снежногорск, Мессояха, Соленое, Тухард. В одном из недавних интервью (в конце прошлого года В.И. исполнилось 90) юбиляр вспоминал, что не хотел ехать в Норильск, но комбинат ошеломил масштабами: “Угольные шахты, подземные выработки, два гигантских карьера, три завода: никелевый, кобальтовый и медный, установка по производству тяжелой воды, два механических завода, железная дорога, порт в Дудинке, строительство и стройматериалы. И еще большой город”. Это с одной стороны. С другой – на комбинате мог бы быть главный инженер “из своих”, а не товарищ со стороны… В книге-биографии, написанной через несколько десятилетий, Долгих признается, что, понимая сложность своего положения, он его до конца не осознавал, так как был молод, уверен в себе: – Работал до изнеможения, ни суббот, ни воскресений. Благо в Норильске было тогда полярное лето, светло. Едешь с работы в 11–12 часов ночи, а ребята на стадионе еще гоняют в футбол. Новый главный инженер получил поддержку не только директора комбината и первого секретаря горкома, но и самое главное – бывшего главного инженера Владимира Дарьяльского: – Уж от него-то можно было ожидать неприязненного отношения чисто по человеческим причинам. Ну как мог опытный, зрелый инженер отнестись к своей замене новым, неопытным, не знающим местных условий. Конечно, ревниво, а может быть, и злобно. Но со стороны Владимира Алексеевича я встретил – во всяком случае внешне – понимание и поддержку. Интересно, что первый приказ о праздновании Дня металлурга, впервые отмечавшегося в стране в том же 1958-м, подписал временно исполнявший обязанности директора комбината Владимир Долгих. До Талнаха 8 июня 1939 года создан геологический отдел комбината, будущая Норильская комплексная геолого-разведочная экспедиция. Как и в проектный отдел, сюда собрали специалистов, в том числе и очень известных. Например, Владимир Домарев, блестящий геолог-разведчик, автор курса геолого-разведочного дела, впервые побывавший в Норильске в составе экспедиции Урванцева – Аллилуева в 1925 году. Каждый из первых двенадцати сотрудников геологического отдела (как репрессированные, так и вольнонаемные) вписаны в историю открытий большинства месторождений 40–50-х годов. Без них не было бы и Талнаха, но до этого открытия оставалось больше двух десятилетий. В 1939-м специальным приказом два месяца назад вступившего в должность начальника Норильского строительства Авраамия Завенягина геологам предписывалось провести буровую разведку района Ергалаха, ручьев Угольного и Медвежьего. Были нужны запасы вкрапленных руд для обеспечения проектирования рудника открытых работ в условиях Заполярья. (РОР – идея Завенягина, поддержанная его будущим преемником инженером Владимиром Зверевым.) В 1940-м результаты работы геологов позволили прийти к выводу, что в Норильском районе имеет место рудная провинция значительных размеров и с большими перспективами увеличения запасов вкрапленных и богатых руд. Были найдены три месторождения медно-никелевых руд (Черногорское, Имангдинское и горы Зуб-Маркшейдерской). Геолог Юрий Шейнманн, ставший впоследствии крупным ученым, напишет в отчете геологического отдела за 1940 год: “Имеющиеся данные не позволяют еще дать более подробную характеристику этой медно-никелевой провинции, мы не знаем еще, насколько она насыщена месторождениями и насколько крупны последние”. Великая Отечественная война поставила перед геологическим отделом жесткую задачу скорейшего снабжения промышленности металлами, имеющими оборонное значение, и все их усилия в последующие годы были сосредоточены на разведке месторождения Норильск-1. Поисковые работы в удаленных и труднодоступных местах были отложены до лучших времен. За год до выхода Норильского комбината из системы ГУЛАГа, в 1955 году, геологическое управление было переименовано в Норильскую комплексную геолого-разведочную экспедицию. К этому времени в НКГРЭ уже работали все будущие первооткрыватели Талнаха. Узкая – нормальная – широкая 10 июня 1940 года началось строительство нормальной колеи железной дороги Норильск – Дудинка. Уже в августе был готов первый пятикилометровый участок с шириной колеи 1524 мм. С началом войны работы по отсыпке дороги приостановились, хотя маломощная узкоколейка окончательно перестала справляться со все возрастающим объемом перевозок. Только в 1947-м, через 10 лет после пуска узкоколейки, строительство принципиально новой, современной по тем временам ширококолейной магистрали продолжилось. В ноябре 1952-го в Норильск из Дудинки прибыл первый ширококолейный состав. Планировалось, что Норильская железная дорога не будет оставаться изолированной. Еще одна северная магистраль, до Игарки, строилась, чтобы вывести Норильск – Дудинку из островного положения. Для этого на станции Норильск-Сортировочная возвели (в лучших традициях сталинского ампира) здание вокзала, ставшего впоследствии местом встречи, в том числе и самых высоких гостей Норильска, в том же 1953-м ставшего городом. После смерти Сталина уже наполовину готовую дорогу к Игарке забросили. После открытия Талнахского месторождения, когда Норильский горно-металлургический комбинат получил второе рождение, норильчанам разрешили снять железнодорожные рельсы “мертвой дороги” на участке Янов стан – река Пур. Всего в основание талнахской железки было положено более трех тысяч этих рельсов. |
0 | Твитнуть |