Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Перезагрузка
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
4 июня 2015 года, 15:17
Фото: Ростислав ЗОЛОТАРЕВ
Текст: Елена ПОПОВА
О том, как идет модернизация складского хозяйства, каким образом решается проблема с неликвидными материалами и почему такое внимание уделяется автоматизации, в юбилейный для норильской системы снабжения год “Вестнику” рассказал заместитель директора ЗФ по материально-техническому обеспечению Андрей ЕВСЕЕВ.
– Андрей Петрович, блок материально-технического обеспечения не относится к основному производству. И тем не менее компания сегодня вкладывает огромные средства в эту сферу. Почему?
– Блок материально-технического обеспечения является “кровеносной системой” для основных переделов компании. Мы снабжаем предприятия всеми необходимыми технологическими материалами. И если начинается сбой в этой “кровеносной системе” – несвоевременно поступает “питание” либо, наоборот, происходит накопление невостребованных материалов, то организм – основное производство – перестает нормально функционировать. Я всегда привожу в пример это сравнение… Долгие годы в систему снабжения, складское хозяйство денег не вкладывали. И получилось так, что на самих предприятиях и непосредственно на складах ПЕСХ скопились большие запасы неликвидных материалов. А это, во-первых, замороженные деньги компании, которыми можно было бы распорядиться более эффективно. Во-вторых, захламление наших складских площадей… Нужно понимать: товар, который долго лежит невостребованным, рано или поздно приходит в негодность – сказывается неблагоприятное воздействие климата, погодных условий, экологии. Оборудование устаревает не только физически, но и морально. В свое время причины скопления такого количества сверхнормативных остатков и неликвидных материально-технических ресурсов изучала специальная комиссия.
– И к каким выводам пришли?
– Одной из основных причин затаривания товаров назвали низкую пропускную способность складского хозяйства. Поэтому на предприятии “Единое складское хозяйство” была принята программа восстановления проектных мощностей, которая реализуется поэтапно, без остановки работы складского хозяйства. В ее рамках в следующем году мы должны завершить модернизацию основного объекта ПЕСХ – трехэтажного складского комплекса. Работы по реконструкции начались в 2013-м. Хотя необходимость в этом назрела давно. Сказывалось отсутствие техники, механизированных площадок, и как результат – товар нечем было обработать и негде разместить. Складские площади были в ужасном состоянии. А самое главное – в двух секциях комплекса началось растепление грунтов, что создавало угрозу разрушения здания. Поэтому реконструкцию начали именно с этих двух секций – выкопали большой котлован, зимой его проморозили, сделали согласно новому проекту вентилируемое подполье, которое позволяет дополнительно охлаждать его в зимние месяцы, установили вытяжку. Первые этажи комплекса неотапливаемые. Это позволит не допустить растепления грунта и сохранить фундамент. А на втором и третьем этажах склады теплые. Очень сложно поначалу запускался проект… Свои обязательства перед нами перестали выполнять подрядчики, мы потеряли время, но в конце концов проблему решили – взяли управление проектом на себя. Сейчас каждую неделю проводим штаб с участием подрядчиков, рассматриваем все вопросы, связанные с модернизацией складского хозяйства. Очень помогают в этом проекте наши коллеги из Москвы.
 
Непыльное место
– Если сравнить старую секцию трехэтажного комплекса и отремонтированную, даже невооруженным глазом видно: земля и небо.

– Вы правы, после реконструкции склады не узнать… Мне теперь не стыдно и руководителям, и гостям компании их показать. Полы в помещениях покрыты специальным полимерным составом, что исключает всякую пыль. Установлены современные системы стеллажного хранения. Благодаря более компактному размещению консольных и паллетных стеллажей нам удалось увеличить полезную площадь, что, в свою очередь, позволяет говорить о существенной экономии. Появилась новая техника – штабелеры и погрузчики, которые могут маневрировать на значительно меньшей площади. Также купили и смонтировали два новых портальных крана.
– Импортного производства?
– Мы отказались от импортных кранов. И дело даже не в цене. Отечественные краны в наших условиях себя хорошо зарекомендовали. У меня вообще позиция такая: если есть достойные российские аналоги, то надо использовать их. Деньги должны оставаться внутри страны. Мы знаем, как эти краны эксплуатировать, как их ремонтировать. Единственное – поменяли на них систему управления, заказав современную, на базе Siemens. Теперь эти краны очень аккуратно и плавно могут перемещать груз в любом направлении… Также в рамках реализации проекта закупили машину ричстакер, которая может снимать контейнеры с вагона и устанавливать их как минимум в три яруса. Все это делается для того, чтобы максимально ускорить обработку товара на складе. Модернизация позволит значительно увеличить объем площадей с механизированной обработкой, что даст возможность сократить себестоимость складских операций и существенно увеличить скорость обработки. Выполнив эту задачу, мы, соответственно, снизим уровень задействованного в процессе обеспечения оборотного капитала, высвободим деньги компании, которые она сможет пустить на развитие производства. Естественно, все это должно происходить при сохранении высокого уровня сервиса, который оказывает наш блок МТО.
– Новая техника закрывает потребности?
– Завершился только первый этап реализации проекта, с этого года начался второй. До конца декабря мы ждем очередную партию техники. И, скорее всего, будет еще третья. Основная площадка ПЕСХ – трехэтажный складской комплекс – будет полностью оснащена новым оборудованием.
– В свое время поднимался вопрос о том, что на Севере большинство складов должны быть закрытыми. А между тем по-прежнему преобладают открытые площадки…
– Именно поэтому и была начата модернизация трехэтажного складского комплекса ПЕСХ. После завершения всех работ мы сможем хранить в защищенном месте товара почти в два с половиной раза больше. Кроме того, в какой-то степени вопрос решается благодаря внедрению автоматизированной системы. У нас одной из больших проблем на открытых площадках было найти нужный товар, особенно когда выпадало много снега. Да и на закрытых складах с большими площадями было трудно ориентироваться: стеллажей много, товар разнообразный. Специалистов, которые по внешнему виду могли бы сразу определить, что это за оборудование, очень мало. Поэтому мы нашли информационную систему на базе “1С”, с нашей точки зрения, приемлемую по цене-качеству. Она значительно облегчает процесс идентификации товара, сама предлагает оптимальные варианты размещения. Более того, система управления не только дает команды, что где взять и куда поставить, но и контролирует выполнение этих операций.
 
Уникальная система
– В прежние годы снабженцы, наверное, могли об этом только мечтать…

– Если уж говорить об этом, то за 70 лет существования вообще много изменений произошло в системе обеспечения! У нас есть много книг об истории “Норильскснаба”. Сохранилась копия распоряжения, предписывающего разрешить НКВД СССР организовать с 1 января 1945 года хозрасчетное управление снабжения “Норильскснаб” в составе комбината, которое было издано 8 декабря 1944 года. Однако фактически система снабжения появилась здесь еще в 30-е годы. Суда с грузами для Норильского комбината шли по Северному морскому пути до реки Пясины – в Дудинке на тот момент не было даже мало-мальски оборудованной пристани. Диву даешься, как работали люди в то время… Грузы везли оленьими упряжками по зимнику, перегружали на Вальке с помощью примитивных погрузочных устройств и доставляли в Норильск. Узкоколейка Дудинка – Норильск появилась гораздо позже. А уже когда началась круглогодичная навигация… В ноябре 1970-го впервые из Архангельска в Дудинку пришел дизель-электроход “Гижига”. Настоящее событие! Никто до того времени не ходил в этих широтах в такое время… Грамотные специалисты возвели систему снабжения в науку, не имеющую аналогов. “Норильскснаб” стал крупным производственным объединением. И, как показывает жизнь, это был не самый плохой вариант системы снабжения. А может быть, даже один из лучших… Я вообще считаю: норильская система снабжения уникальная по своей сути. Нигде в мире больше такой нет. Дудинский морской порт, основные причалы которого находятся на высоте восемь метров, ежегодно затапливается паводковыми водами, которые иногда поднимаются до отметки 16 метров. И каждый раз весной, перед началом паводка, нам нужно успеть разгрузить суда, вывезти грузы из затопляемой зоны и отправить файнштейн в Кольскую компанию для работы во время паузы.
– Вам удалось застать кого-то из старых сотрудников предприятия?
– Я устроился в “Норильскснаб” в 1996 году, когда предприятием руководил Юрий Васильевич Красиков. Сложное, но интересное было время. С небольшой группой единомышленников мы создавали единый номенклатурный справочник, которым пользуются до сих пор, запускали автоматизированную систему складского учета, автоматизированную систему сбора заявок и расчета плана закупок… “Норильскснаб” всегда был одним из передовых предприятий в части внедрения информационных технологий. А с ветеранами предприятия я успел пообщаться, когда они приезжали на юбилеи системы снабжения. Особенно запомнился мне Владимир Иванович Полищук, один из бывших директоров “Норильскснаба”. Незаурядная личность, гениальный человек. Что меня поразило – он был в курсе всего. Во время нашего с ним разговора Владимир Иванович меня спрашивает: “А как вы решаете такие-то проблемы?” Надо сказать, проблемы спустя годы у нас были примерно одни и те же. Конечно, с появлением новых технологий все немного изменилось. Появились новые инструменты, автоматизация, контейнеризация… Но суть проблем от этого не поменялась. Полищук рассказывал, как все это решалось в прежние времена. Многому меня научил. И я очень благодарен ему за это.
 
Амбициозная задача
– Что сегодня входит в структуру блока материально-технического обеспечения?

– Прежде всего это предприятие “Единое складское хозяйство”. Основная площадка – трехэтажный складской комплекс, вторая отдана под металлопрокат. Помимо этого, в Дудинке есть база длительного хранения для массовых и крупногабаритных грузов. Есть также база импортного оборудования (БИО) в районе “Надежды”. Там же находятся и таможенный склад временного хранения, и наш основной склад. В блок кроме ПЕСХ входит помимо прочего управление материально-технического снабжения и недавно созданная служба мониторинга материально-производственных запасов.
– С какой целью была создана эта служба?
– Одним из направлений нашей деятельности является инвентаризация. Проблема заключалась в том, что эта работа проводится в условиях действующих складов. Закрыть их на время инвентаризации, которая длится больше месяца, мы не можем. У нас очень сложная технология. С разных предприятий для этих целей привлекалось множество специалистов, но качество просчета зачастую оставляло желать лучшего. Не все умеют идентифицировать товар, и периодически возникали такие казусы: товар числится на складе, предприятию он срочно нужен, выписывается требование, люди едут его получать, а найти не могут – товара в наличии нет. Это всегда ЧП. Особенно когда останавливается какой-то агрегат и надо срочно менять вышедшую из строя деталь. Другая проблема, как я уже говорил, заключалась в том, что на складах предприятий и ПЕСХ накопилось немало неликвидов. Ряд управленческих решений в прежние годы привел к перезатарке складов. С неликвидами мы боролись, как могли. Часть утилизировали, часть сдали в металлолом. Что-то по минимальным ценам продали в Красноярске. Потому что хранить этот товар на Севере обходилось дороже. Это была целая кампания, которая длилась несколько лет. Основную проблему мы решили, но работать еще есть над чем. На этот год мы поставили перед собой амбициозную задачу – практически ликвидировать неликвидные материально-технические ресурсы на складах. Сложно этот процесс идет… Специалисты тщательно подходят к каждой позиции, изучают возможности разукомплектования оборудования, использования отдельных запчастей и вовлечения их в производство. Плотно работают с предприятиями. Кроме того, изучают рынок – возможно ли что-то продать на материке. Для этого используются электронные торговые площадки. И, надо сказать, ряд ресурсов находит своих потребителей.
 
Компьютер вместо человека
– На каком этапе сейчас процесс автоматизации?

– Все процессы реализуются сегодня в автоматизированной системе на базе SAP. В 2002–2003 годах на базе программы “1С” специалисты управления материально-технического снабжения и таможенного регулирования разработали автоматизированную систему складского учета материальных ценностей для ПЕСХ. В 2004-м система SAP R/3 была запущена в работу. Модернизировать ее сегодня очень дорого, поэтому мы ждем внедрения в компании более современной системы – SAP ERP. В качестве пилотного проекта ее сейчас апробируют в Кольской ГМК. После того как закончится строительство оптоволоконного канала и в Норильске появится высокоскоростной Интернет, наши подразделения также начнут переходить на эту систему.
– А каковы возможности той системы, что функционирует сейчас?
– Если говорить о снабжении, то здесь я бы выделил три основных направления. Первое – это формирование потребности предприятий, в том числе заявка на основную деятельность, заявка на капитальное строительство и заявка на оборудование. Второе направление – уже чисто снабженческое. Оно предполагает формирование плана закупок. Программные алгоритмы, заложенные в компьютер, учитывают все нюансы, которые задают автоматизированной системе специалисты. К примеру, сезонность. Есть грузы, которые только в речную навигацию можно завезти. Есть те, что доставляются только при положительных температурах. В каждом случае будет свой алгоритм планирования. Все заложено в программу. И, я считаю, это одно из достижений нашей команды. Раньше это могли сделать только люди, которые работали с номенклатурой. Понятно, что все неидеально, что-то приходится дорабатывать вручную. Всего машине не объяснишь… В новой системе ERP, кстати, будет учитываться гораздо больше нюансов. Все будет в комплексе – от контрактации товара до момента его выдачи и даже вовлечения в производство. А пока запрос предложений, формирование лотов, оценка и ряд других шагов, которые необходимо сделать, чтобы обезопасить себя от некачественного товара и своевременно доставить его на территорию, то есть подготовительная коммерческая и договорная работа, – все это реализовано в SAP. Мы видим поступление грузов в порты перевалки – Архангельск, Мурманск, Красноярск. Этот процесс реализован в другой автоматизированной системе – OTM, которой занимается наша транспортная логистика. ОТМ пока находится в стадии доработки. Когда товар поступает в Дудинку и доставляется на склад, он попадает в отдельную систему складского учета – на базе SAP.
– И снова на помощь приходят технологии?
– Процессом обработки грузов управляет алгоритм, заложенный в компьютер в виде программы. В ней хранится вся информация для мгновенного принятия решения по действиям с той или иной единицей товара. Программа анализирует состояние складов, вес и габариты товара, несущие способности систем хранения, наличие свободных и заполненных мест, кратчайший путь движения техники и оптимальную ее конфигурацию, потребность в сотрудниках, а также еще массу факторов, которые человеку сложно проанализировать одновременно. У нас три склада уже работают в этой информационной системе, а в перспективе планируется внедрить ее во всем подразделении.
– Как персонал относится к таким нововведениям?
– Я с интересом следил за реакцией сотрудников… Даже бывал на складах каждую неделю с этой целью. Поначалу люди восприняли автоматизацию без энтузиазма – мол, дополнительная работа, мы и так справимся. Надо же было вносить в систему данные, научиться, в конце концов, работать в ней… Разговаривал с людьми, убеждал: вам станет легче, скорость обработки грузов увеличится. И сегодня сотрудники оценили преимущества. Это очень важно. Какие бы современные программы и технологии ни применялись на производстве, самым главным активом все равно будут оставаться люди. От их отношения к работе в конечном итоге будет зависеть успех предприятия. А наши сотрудники, наблюдая за переменами, участвуя в процессе модернизации, порою сами того не замечая, меняют свое отношение к работе. Приятно видеть, когда людям действительно интересно, когда раскрывается их потенциал, когда предлагаются новые, нестандартные подходы к организации снабжения… Очень хочется, чтобы этот процесс не останавливался. Чтобы люди гордились тем, где они работают и как они работают.
– В целом вы довольны тем, как идет модернизация отрасли?
– Конечно, хотелось бы, чтобы процесс шел быстрее… Реконструкцию трехэтажного складского комплекса ПЕСХ мы в 2016 году планируем закончить, а потом будем инициировать новые проекты. Есть масса идей, как оптимизировать процесс, как сделать работу более эффективной и принести пользу компании.
В частности, вместе с производственным блоком мы сейчас рассматриваем возможность приобретения и поставки товара к тому моменту, когда в нем действительно возникнет потребность. Вместо того чтобы копить его на складах. Думаю, в ближайшей перспективе мы сможем выстроить другую, более современную систему снабжения.
Складское хозяйство изменилось до неузнаваемости
0

Читайте также в этом номере:

Формула устойчивой системы (Вера КАЛАБЕКОВА, Екатерина БАРКОВА)
Шустрый ричстакер (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Суть и дело (Виктор ЦАРЕВ)
Новая труба для ТОФ (Мария ГРИГОРЬЕВА)
В плане (Лариса ФЕДИШИНА)
Мастерство вне сезонов (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Культура как слагаемое (Марина БУШУЕВА)
С видом на центр (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Почему именно здесь? (Татьяна РЫЧКОВА)
Будто цветик-семицветик (Юлия КОСТИКОВА)
Награда за смелость (Елена ПОПОВА)
Как ребенка назовешь… (Екатерина БАРКОВА)
Невесты при параде (Юлия КОСТИКОВА)
Совсем-совсем непростые (Татьяна РЫЧКОВА)
“Какой прыткий” (Владимир ДОЛГИХ, директор Норильского горно-металлургического комбината в 1962–1969 гг.)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск