Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мельница проходит сквозь стену
МОДЕРНИЗАЦИЯ
30 августа 2011 года, 14:13
Фото: Дмитрий ХИМИЧ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
На цементном заводе УЗТСМ приступили к основной фазе капитального ремонта шаровой мельницы №2 цеха производства и помола цемента и извести. Подготовительные работы, без которых ремонт был бы невозможен, велись в течение полутора лет. Сам же капремонт, в процессе которого будет заменен корпус мельницы, ее внутренняя оснастка и опорные подшипники, планируется осуществить за 48 суток.

Высотная эстакада

Полтора года не слишком большой срок для выполненных объемов подготовительных работ. Для того чтобы извлечь из производственного помещения неразборный старый корпус шаровой мельницы (четырехметрового диаметра, длиной в тринадцать с половиной метров) и установить на его место точно такой же новый, была демонтирована часть капитальной стены цеха производства и помола цемента и извести. А на улице построена  рельсовая эстакада длиной в несколько десятков метров – специальный портал для подъема и транспортировки гигантской 150-тонной детали. По рельсовым путям новый корпус шаровой мельницы, как в железнодорожный тоннель, въедет в проем в стене цеха, расположенный на десятиметровой высоте. Вес каждой из двух тележек, на которые опирается мельница, десять тонн. Так что суммарная нагрузка на эстакаду составит более 170 тонн.

Самый крупный ремонт

Временный портал, рассчитанный на транспортировку такой серьезной массы, выполнен по всем законам мостостроения. Массивные железобетонные фундаменты опираются на скалу, металлические колонны и подрельсовые балки собраны из мощного двутавра и укреплены дополнительными ребрами жесткости. Именно строительство грузовой эстакады позволило свести запланированные сроки ремонта к полутора месяцам. А до начала основной фазы капитального ремонта шаровая мельница №2 ритмично работала, выдавая более 80 процентов производимого заводом цемента.      
– Замена корпуса шаровой мельницы производится в связи с его износом, – рассказывает и. о. главного инженера УЗТСМ Андрей Кирпиченков. – Старый корпус прослужил более 35 лет. Капитальные ремонты шаровой мельницы, которые производились ранее, предусматривали замену ее отдельных деталей и подшипников, сам же корпус никогда не менялся.

В ПЕСХ есть все

Новый корпус шаровой мельницы не пришлось заказывать и доставлять с материка. Такой корпус нашелся в складских хозяйствах ПЕСХ. Еще в девяностых годах планировалось расширение цементного производства, и завод “Волгоцеммаш” поставил такой в Норильск. Потом расширение цементного производства в Норильске было признано нецелесообразным, и корпус в законсервированном виде пролежал на складе более десяти лет. И вот теперь ему найдено применение.

Материковский цемент

– Такой длительной остановки шаровой мельницы – 48 суток – не производилось на цементном заводе никогда со времен его основания, – говорит Андрей Кирпиченков. – Разумеется, встал вопрос об обеспечении цементом предприятий группы “Норильский никель” на время капитального ремонта. Малопроизводительная шаровая мельница №1 в состоянии обеспечить только небольшую часть этих потребностей. Было принято решение завезти 50 тысяч тонн цемента с материка. И сейчас цемент завозится в Норильск с заводов Кемеровской области и Красноярского края по Енисею. Десять тысяч тонн уже получено нами, двенадцать тысяч находится в Дудинском морском порту, восемнадцать тысяч идут речным транспортом. И еще десять тысяч тонн предстоит отгрузить с заводов-изготовителей. Поставки осуществляются ритмично. Доставка из Дудинки на цементный завод и рудник “Октябрьский” (где оборудован дополнительный узел приема материковского цемента) производится Норильской железной дорогой.    

Выручил… парашют

Осуществление подобной схемы потребовало серьезной проработки. Для приема материковской продукции на цементном заводе решили использовать законсервированный бункер для разгрузки извести. А в Талнахе, на площадке рудника “Октябрьский”, подобный этому бункер, спроектированный институтом “Норильскпроект” и изготовленный на механическом заводе, был собран специалистами “Норильскшахтсервиса” с нуля. Конструкция не очень сложная, но металлоемкая. К бункерам цемент доставляется в вагонах, после чего автокраном ссыпается в них и уже оттуда загружается в автомобили-цементовозы.
– Определенные проблемы доставили нам поиски тары, в которой цемент можно было бы доставлять с материка, – рассказывает Андрей Кирпиченков. – Учитывая масштабы потребления, стандартная тара – герметичные бумажные мешки – нам не подходила. Процесс их растарки практически невозможно было бы осуществить. Представьте себе, каждый мешок необходимо было бы вскрыть и вручную пересыпать в цементовозы. Даже использование одноразовых мягких двухтонных контейнеров, которые широко применяются на российском рынке, не решало проблему. И опять в связи с тем, что разгрузка происходила бы недопустимо медленно.  
Решение было найдено в российской фирме ЗАО “Новые технологии в перевозках”. Это предприятие, используя собственные научно-технические разработки, производит мягкие контейнеры многоразового использования МК-14-10 из прорезиненной ткани и парашютных строп. Контейнеры, разработанные специально для транспортировки сыпучих грузов с низкой влажностью, можно не только приобрести, но и арендовать. Они позволяют перевозить до 14 тонн сыпучих грузов объемом до 10 кубических метров, они оснащены нижним ссыпным отверстием, ремонтопригодны.  

Дождь не помеха

Разгрузка цемента в бункер и загрузка им цементовозов ведется работниками УЗТСМ. Кран KATO достает контейнер с цементом из железнодорожного вагона и перемещает на разгрузочную площадку бункера на десятиметровую высоту. Стропальщик открывает приемное отверстие бункера и ссыпает цемент. Работа может производиться не только в сухую погоду, но и под проливным дождем. Приемное отверстие бункера имеет диаметр 800 миллиметров, а диаметр контейнера МК-14-10 – 2,5 метра. На момент разгрузки контейнер полностью перекроет доступ воде – цемент не намокнет. Дождь может доставить неудобства только стропальщикам, но на этот случай они обеспечены дождевиками.
Кстати, доставка цемента с материка в большегрузных мягких контейнерах возможна только летом. И дело здесь не только в значительном увеличении транспортной составляющей. Зимних перепадов температур цемент, отгружаемый с заводов горячим, не выдержит. На морозе он неизбежно сконденсирует влагу и придет в пункт назначения основательно испорченным, комковатым.    

Поправка на миллиметры

В цехе производства и помола цемента и извести ведутся работы по демонтажу корпуса старой шаровой мельницы. И. о. начальника цеха Юрий Манзин рассказывает, что персонал, обслуживающий шаровую мельницу №2, на время ее капитального ремонта задействован на разгрузке материковского цемента.
Работы по демонтажу шаровой мельницы ведут специалисты участка №106 ПО “Норильскремонт”. Опорные металлические колонны и подрельсовые балки уже смонтированы. Ведутся сварочные работы. Под сводами цеха в ближайшую неделю будет смонтирован подъемный механизм.
Новый корпус шаровой мельницы уже поднят на эстакаду внешнего портала. Как только отслуживший свое корпус  будет поднят и вывезен из цеха, его место займет новый. Но и после этого этапа предстоит много работы – монтаж крышек, внутренней оснастки, точная установка корпуса на опорные подшипники. Ведь допустимая погрешность при установке многометрового корпуса шаровой мельницы всего несколько миллиметров.

Ремонтирует династия

Мастер ПО “Норильскремонт” Вячеслав Маклаков уверен, что его подчиненные выполнят работу в необходимый срок и с надлежащим качеством. Вячеслав до недавнего времени сам работал на цементном заводе и перешел в ПО “Норильскремонт” не так давно. А вот его отец, Сергей Маклаков, отработавший в этом производственном объединении 35 лет (сейчас в должности прораба), в этом году собирается выходить на пенсию. Но трудовая династия ремонтников будет продолжена.
– Работа выполняется, конечно, уникальная, – говорит Вячеслав Маклаков, – никогда еще корпус мельницы не подавали в цех целиком. Но если следовать проекту проведения работ и разделять процесс замены агрегатов на этапы, получится, что ничего слишком незнакомого для ремонтников нет. У нас работают отличные специалисты своего дела. Это звеньевые Вячеслав Голубев, Юрий Шелестов и Играм Раджабов. На них можно полностью положиться.
Капитальный ремонт шаровой мельницы №2 цеха производства и помола извести и цемента выполняется согласно графику. Сдача мельницы в эксплуатацию запланирована на 30 сентября.
В цехе идут сварочные работы
Материковский цемент выгружают в бункер
0

Читайте также в этом номере:

Еще немного, еще чуть-чуть (Лариса ФЕДИШИНА)
Нужный патруль (Марина СОКОЛОВА)
Студенты на крыше (Александр СЕМЧЕНКОВ)
И короли для шахтеров (Александра АКИМОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск