Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Кому открывается Лама
Гость “ЗВ”
30 июля 2015 года, 15:41
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Марина БУШУЕВА
Олег КРАШЕВСКИЙ – личность в Норильске известная и неоднозначная. Белый шаман или бизнесмен, патриот Севера или сказочник? Решать вам. Но что неоспоримо – он единственный, кто организует экскурсионные туры на уникальное озеро Лама, которое от Норильска недалеко, но побывать там может далеко не каждый.
Построить дом, посадить дерево, воспитать сына
–  У меня очень редкое и удачное совпадение профессии и жизненных приоритетов, интересов. И людей, которые на работу идут как на каторгу, всегда жалею. Родители мои были геодезистами и “запроектировали” меня в тундре, когда жили в палаточном городе в районе озера Лебяжьего. Может, туда и уходит корнями моя увлеченность геологией и биологией.
После окончания школы я поступил в Иркутск на заочное отделение факультета охотоведения. И в 17 лет меня приняли на работу в институт Крайнего Севера.  А последние два десятилетия я работаю в Путоранском заповеднике (ныне Объединенная дирекция заповедников Таймыра) специалистом по просвещению. Но главным своим делом считаю строительство базы отдыха на озере Лама.
– Есть чем гордиться?
– Как говорится, мужик должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына. Сын у меня есть. Дочки тоже. Всего семеро детей. Большинство уже выросли, трое младших живут со мной. Все лето они проводят на Ламе, помогают по хозяйству. И, надеюсь, пойдут по моим стопам.
Что касается дерева, то на Ламе я очень много всего высаживаю. Есть огромная теплица, где выращиваю различные овощи. Когда была возможность обогревать теплицу, там росли дыни, арбузы и цветущий сад. Но и сейчас я забочусь об озеленении вокруг своей базы. Считаю, это равносильно посадке дерева.
И третье, я построил не просто дом, а трехэтажную благоустроенную базу отдыха в таком уникальном месте. От фундамента до конька принимал непосредственное участие в его проектировании и строительстве. Из-за дефолта это получился долгострой. Но я им очень доволен. Там у меня располагается музей, коллекция картин Мотюмяку Турдагина и Бориса Молчанова.  Три коллекции охотничьих трофеев и огромная библиотека. Поскольку на чтение в городе времени обычно не хватает, большинство книг у меня находится там.  
Место силы
– Что вас притянуло на Ламу?
–  Думаю, каждый, кто там побывал, согласится: это место необычное, безумно красивое, место силы. К слову, частично на моей базе телекомпанией “Моя планета” был снят очень хороший фильм, который не все норильчане видели: “Плато Путорана. Неприступная красота”. Рекомендую его всем. Он поможет понять, почему тот, кто хоть раз побывал на этом озере, тянется туда вновь и вновь.
Единственное, что меня удручает, – зачастую люди едут в такое уникальное место для того, чтобы напиться. Я сам не пью и очень не люблю пьяные разборки. Поэтому для приезжих на свою базу я ввел ограничения по алкоголю. Кроме того, цены на путевку в нынешнем сезоне возросли, а тем, кто не пьет, предоставляется скидка. Это мой способ борьбы с пьянством.
– Кто может попасть к вам на базу?
– Раньше я организовывал туры выходного дня на Ламу, но нынче  хочу свести их к минимуму. К сожалению, люди, которые живут в Норильске, не ценят то, что имеют под боком, мечтая о путешествиях в дальние страны. Озеро Лама находится недалеко, но что-то там построить, организовать очень непросто и требует больших капиталовложений. Поэтому и путевка стоит недешево.
Сейчас вектор моих планов направлен на иногородних туристов, для которых организую туры на плато Путорана и озеро Лама. Разработаны маршруты, включающие полное сопровождение, от встречи в аэропорту. Туристы смогут ознакомиться с Норильском и в течение недели будут жить на Ламе, где для них организованы экскурсионные маршруты с сопровождением егерей.  Уже на сегодняшний день выкуплены практически все путевки на лето.
А в майские праздники был проведен первый серьезный зимний тур. Мы ездили по плато на снегоходах, и столичные туристы остались очень довольны.
– Все ваши увлечения связаны с Таймыром и туризмом?
– Моим хобби является этнография. Сколько лет существует человечество, никому не известно. В 1970-е годы южнее Норильска, в долине Рыбной, одна из геологических партий нашла отпечаток обуви, которому миллионы лет! Этот артефакт отправили в Новосибирск, и больше о нем никто не слышал. По всему миру существует множество таких находок, которые были куда-то отправлены и пропали бесследно.
Я горжусь тем, что мне удалось собрать большой музей с интересными и уникальными находками Таймыра, каждый желающий может увидеть их на моей базе на озере Лама. В том числе это охотничьи трофеи. Я охотовед и охотник. И мне кажется это естественным. Но понимание сегодняшнего современного общества несколько искривлено. Большинство ест мясо и при этом очень негативно относится к охоте. А ведь мясо на вашем столе появляется не с дерева. Да и большинство наших предков занимались именно охотой.
Путь к шаману
– Вас называют белым шаманом…
– Да, я давно и серьезно занимаюсь эзотерическими практиками. Сегодня многие называют себя шаманами, пройдя обучение на каком-нибудь семинаре в Москве и отдав за это серьезные деньги. Но чтобы стать шаманом, нужно в первую очередь признание духами. Мне это признание в свое время обошлось в восемь месяцев, проведенных на больничной койке, одиннадцатью операциями и двумя клиническими смертями. А во вторую очередь –  шамана должен признать народ.  И я получил признание нганасан, в том числе пожилых, которые видели и знали своих шаманов. И это очень ценно.  Так что сей путь не так прост, но по другому пути я идти уже не могу.
– Но на вас надеты также и славянские обереги. Как согласуется культура древних славян и шаманизм?
–  Ведизм славянства, который я исповедую, если так можно сказать, очень близок шаманизму. Ведь шаманизм – наиболее древний тип мировоззрения, который наши предки признавали на протяжении сотен тысяч лет. Более того, на территории России очень многие славянские племена имели своего шамана. И хотя воззрения их были различны, они всегда могли найти общий язык.
Если славянство дает мне мировоззрение, то шаманизм помогает взаимодействовать с параллельным миром.
– Что вы имеете в виду под словосочетанием “параллельный мир”?
– Когда люди случайно натыкаются на фрагменты другого восприятия этого мира, рождаются легенды. О снежном человеке, лох-несском чудовище и так далее. Но кто такой снежный человек? Это разумное существо, обитающее в одном из параллельных миров. Он иногда может проходить грань между своими туннелями. То же самое касается других существ, например оборотней. Я очень много сталкивался с этим: встречал людей в Путоранах в таких местах и в такое время, что несведущий человек подумает, что это бред.
– Золотая баба тоже из параллельного мира?
–  Нет, это реально существующий артефакт, предмет силы одной из предшествующих цивилизаций, который передавали из одного славянского племени в другое, чтобы сохранить от проникающих с Запада европейцев. Для них этот идол воспринимался лишь как огромный кусок золота. А спрятали его на плато Путорана. Но это одна из таких вещей, которым пока рано появляться в нашей цивилизации.  Ведь что будет, если его сегодня найдут?  Воспримут либо как тот же кусок золота, либо как непонятную диковинку, которую необходимо запереть в запасники либо выставить в музее на всеобщее обозрение. Но артефакт предназначен не для этого. Он предназначен для людей, которые понимают, с чем имеют дело. И если такие люди сегодня и есть, то к ним в руки Золотая баба точно не попадет. Поэтому пусть она остается там, где есть, до лучших времен. Я тоже пытался ее найти. Но к счастью не нашел. Потому что иначе пришлось бы отдать ее государству.  
– Связываете свою дальнейшую жизнь с Норильском?
– Я являюсь патриотом Таймыра и Норильска. Здесь родился, вырос и не собираюсь никуда уезжать. На норильской земле похоронены мои отец и бабушка. Здесь живет моя матушка. У меня никогда ничего не было на материке, и я не представляю свою жизнь там. Да, Норильск не является самым благоприятным городом для проживания, но я, например, наблюдаю, что в последние годы и загазованности такой нет, как раньше, и, в общем, мы потихоньку движемся к лучшему. А лето я провожу на Ламе. Считаю, что мне очень повезло жить и родиться на такой уникальной территории.
И у меня воз и маленькая тележка идей, которые вертятся вокруг развития туризма. Ведь у территории огромный потенциал, который используется на один процент. Но развивать этот потенциал нужно с умом. И конечно, официально. К слову, всем, кто хочет попасть на территорию заповедников, будет не лишним знать, что несанкционированное проникновение на территорию – это не административная, а уголовная ответственность, и за это реально получить срок.
– Выходит, что сейчас Лама более доступна иногородним туристам, нежели норильчанам?
– В начале 80-х в институте Крайнего Севера был создан пилотный проект Ламского национального парка. И вдруг возмутилась общественность. Притом в лице тех людей, которые постоянно ездят на Ламу, оккупировали там землю и стали ее считать своими угодьями. Те же люди, которые мечтали побывать на Ламе, но у них не было такой возможности, к акции протеста никакого отношения не имели. Однако проект национального парка осуществлен не был, и сейчас он в измененном виде возрождается Объединенной дирекцией заповедников Таймыра как проект освоения буферной зоны.  Уже началось строительство баз отдыха на норильских озерах. Но, к сожалению, денег на это выделяется очень мало.
– Есть ли какой-то способ решения проблемы?
– В свое время я много ездил по США и изучал там в том числе, как действуют национальные парки. Большинство – это частная собственность. На их содержание тратятся серьезные деньги. Откуда они берутся? Был издан закон: если крупные компании часть прибыли тратят на развитие национальных парков, то эта часть не облагается налогом. Здесь есть определенный плюс. Компании рассуждают здраво: раз все равно необходимо отдавать деньги государству, так почему бы не сделать что-нибудь хорошее на той территории, где они находятся. Сегодня только в штате Флорида около 400 национальных парков, то есть в течение года каждый день можно посещать один из них.  Но, к сожалению, в России  такой опыт пока не практикуется.
– Чего вам не хватает для того, чтобы реализовать свои идеи?
– Ничего не мешает. У меня в жизни было много всяких передряг. Несколько раз был полным банкротом и не только по деньгам. Приходилось начинать все с начала. Ведь все трудности, как говорил Иосиф Виссарионович, существуют для того, чтобы их преодолевать. В нашей жизни ничего не случается просто так. Хотя значительная часть событий, которые с нами происходят, предопределена, только от человека зависит, по какому пути он пойдет. Помните русскую народную сказку, где витязь стоит на распутье трех дорог? Аналогично жизнь ставит перед нами эти развилки, и очень важно, какую дорогу ты выберешь. Пошедший по более простому пути, возможно, получит стабильность и жизнь без взлетов и падений, но зато никогда не получит той награды, которая уготована тому, кто готов рисковать. Я всегда иду напрямую, этот путь чреват тем, что расшибешь лоб, но зато он самый короткий и самый, на мой взгляд, правильный.  А не застрять в водовороте и выбрать свой путь помогает интуиция, которая держится на опыте – не только на собственном, но и на опыте предков, рода. И тут тоже важно уметь понимать, когда говорит твое внутреннее “я”, а когда нашептывает кто-то рогатый.
 

Кто хоть раз побывал на озере Лама, тянется сюда вновь и вновь
0

Читайте также в этом номере:

Дачный сезон (Татьяна РЫЧКОВА)
Наука для всех (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Арктический и умный (Лариса ФЕДИШИНА)
В поисках идей (Дарья РУСИНА)
“Железный” конкурс (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Подводные камни подряда (Лариса ФЕДИШИНА)
Высокая отметка (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Призвание – мастерить (Татьяна РЫЧКОВА)
Семь Я (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Время Матвеева (Лариса ФЕДИШИНА)
“Историческая” ночь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Легкие на подъем (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск