Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
И мелькнула в ее глазах рыбка нялу
ГОСТЬ “ЗВ”
28 июня 2010 года, 12:04
Фото: Дмитрий ДОНСКОЙ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Раз услышала Елена сказку о том, что в человеке уживаются два волка – добрый и злой. И выживет тот из них, кого кормят. Другой раз прочитала Елена книгу ненецких историй. Не сказочных, где живут в основном добрые и справедливые герои, а жестких историй, рассказанных народом, изо всех сил старающимся выжить в суровых условиях тундры. Под впечатлением этой книги и родилась у Елены притча о лахнакове.
Добрая беседа – “лахнакова” (ненецкий язык)
У старого Торуды одна дочка Огдо была. Совсем молодая, только шить научилась. Приехали к нему братья Нэпт и Ямп просить Огдо в жены среднему брату. Жалко старику дочки и отказать нельзя. Рассердятся братья: и Огдо уведут, и оленей. Налил Торуда братьям чаю и пригласил к очагу. Слово к слову, и мудрая рыба лахнакова – мать доброй беседы помогла ему. Остался средний брат в чуме Торуды зятем. Рыба лахнакова друзей тешит, а врагов мирит.
Архитектор Елена Арсеньева хорошо известна в Норильске как автор многих интересных проектов. Поэт Елена Арсеньева знакома меньшему числу норильчан – друзьям и тем, кто читал сборник стихов “В наших северах”. Прозаик Арсеньева до сих пор не была известна. О том, что Елене придется сочинять притчи да еще в стилистике коренных народов Таймыра, не догадывалась даже она сама. Если бы не дружба с заместителем генерального директора медиакомпании “Северный город” Кариной Андреевой, такого литературного опыта у Елены могло не случиться. Но он случился и оказался, по мнению идейных вдохновителей проекта “Рыба счастья” в рамках фестиваля “Север. док”, весьма удачным. Талантом, дружбой, мечтой, улыбкой Елена Арсеньева поделилась с норильчанами в Музее истории освоения и развития НПР. Где можно было выбрать открытку с изображением любой понравившейся северной рыбы и прочитать связанную с ней историю.
– Идея выразить в тридцати словах самые главные для человека понятия, качества, эмоции принадлежит Карине Андреевой. Мне эта идея понравилась, и я согласилась написать истории, – рассказывает Елена Арсеньева. По ее собственному признанию, стилизация Елену раздражает, но в данном проекте этого приема избежать не удалось. Арсеньева подчеркивает, что ее труд не этнический, она писала свои притчи для русских людей. Но автору не безразлично, как воспримут их профессиональные этнографы, хотя уверена, что не нарушила законы жанра. Имена героев каждой из тридцати историй настоящие, это было принципиально для авторов проекта “Северные рыбы”, а уж какими чертами наделить героев, с какой рыбой ассоциировать, Арсеньевой подсказали интуиция и творческая фантазия.
Впрочем, Елена удивила меня признанием совсем иного рода: “У настоящего художника должны быть рамки, в которых он работает. Это упрощает решение поставленной задачи”.
– Строители хрущевок умели строить дворцы, но они выполняли другую задачу, – поясняет Арсеньева свою мысль, – надо было обеспечить жильем как можно больше людей. И строители изрядно вывернулись в предлагаемых обстоятельствах. В конце концов, “Отель “Калифорния” – одна из лучших песен всех времен – тоже была написана на заказ.
Выполнять заказ медиакомпании “Северный город” Елене Арсеньевой было интересно. Как любому художнику создавать что-то новое. Сначала родилась притча о счастье.
 
Счастье – “тала” (нганасанский язык)
Рыбачил молодой Бакыт и поймал в реке рыбу талу. Знал он от отца, что рыба эта необычайно мудра. Отпустил ее Бакыт, хоть голоден был, но прежде чем воде вернуть, спросил:
– Как счастливо жизнь прожить, Тала?
– Отвечу, Бакыт, – говорит рыба, – у счастья, как у света, – четыре стороны... Здоровье, любовь, дети и вера в себя… собираются они вместе только у доброго. Ты, Бакыт, добрый, так что главное у тебя уже есть... Не упусти здоровье, найди любовь, береги детей, не теряй веры в себя... И будет тебе, Бакыт, счастье.
… А Елене Арсеньевой – муки творчества. Потому что, оказалось, очень трудно написать повествование о, казалось бы, самом простом и важном для человека – о любви, семье, детях, здоровье. Но когда десятая притча, о вере в себя – по-долгански “бэйэгэ эрэнии” – по мнению Елены, стала законченным произведением, работа пошла легко и быстро. Сюжеты рождались как бы сами собой. Так получилась и самая любимая Арсеньевой притча.
 
Радость – “нялу” (нганасанский язык)
Подарили девушке бусы – мелькнула в ее черных глазах рыбка нялу. Надела девушка бусы, вышла из чума, улыбнулась парню – рыбка нялу уже в его улыбке плещется. Запел он песню и поехал к матери с отцом сказать, что нашел себе невесту. Заблестела рыбка нялу светлой слезой в глазах стариков. Так от одного человека к другому прыгает рыбка нялу, и мир становится лучше...
Возможно, мы когда-нибудь узнаем какими представляет нялу, нгэву (талант) или ненэцям небдева (доброту) сама Елена Арсеньева. Пока у нее не нашлось свободного времени, чтобы проиллюстрировать свое повествование. Рисунки, конечно же, будут отличаться от работ художницы Яны Сатушевой.
– Фьюзинг – завораживающее стекло, на выставке были отличные работы. Но я все по-другому представляла. Думала, что это будут стилизованные рыбы, а Карина Андреева добивалась сходства с северными рыбами.
Мне очень нравится актер Сергей Ребрий, и я рада его участию в проекте. Интересно было услышать, как Сергей озвучит мои истории. Торжественно получилось, почти как у былинных сказителей. Прочтение для меня неожиданное: думала, Ребрий выберет совсем другую стилистику. В результате получился, я бы сказала, патриотичный проект.
Можно добавить: изобретательный и талантливый, как и случается, когда люди берутся за дело с умом.
 
Ум – “йой” (долганский язык)
Поспорили Мотюмаку и Салоптэ: кто первый доберется до синих холмов, тот и женится на красавице Арне. Смеется сильный и высокий Салоптэ над хилым Мотюмаку: “Куда тебе со мной тягаться, откажись от Арны.” Но есть у Мотюмаку то, чего нет у Салоптэ. Помогает ему рыба йой, которая и дорогу правильную ему укажет, и оленей сильных выберет, и такие слова для Арны найдет, что останется глупый Салопэ ни с чем.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск